Культурная модернизация. Традиционная и модернизированная
Главные характеристики теорий модернизации, исходящих из установок неоэволюционизма
С.Хантингтон: главные характеристики модернизации (содержат в том или ином виде характеристики теорий модернизации)
изменения в обществе однолинейны (т.о., менее развитые страны должны пройти путь вслед за развитыми)
Это – ступенчатый процесс (все общества должны пройти одни и те же стадии)
эти изменения необратимы и ведут к неизбежному финалу – модернизации
Это – необратимый процесс
изменения носят постепенный, накопительный характер
Это – комплексный процесс (охватывает общество полностью), длительный процесс
модернизация имеет системный характер (изменение одного фактора или фрагмента системы приводят к целостному системному перевороту)
Это – системный процесс (изменения одного фактора системы определяет изменения в других элементах системы, приводят к целостному системному перевороту)
Процессы модернизации начинаются и контролируются «сверху» интеллектуальной элитой
Это – гомогенизирующий процесс: если традиционные общества все разные, то современные в основных своих структурах и проявлениях одинаковы
модернизация неизбежно принесет улучшение существованию этих стран
Это – прогрессивный процесс (в модернизированном обществе культурное и материальное благополучие неизмеримо выше)
Причина появления новых теорий модернизации:
«минусы» модернизации
(разрушение многих культур из-за насильственной модернизации, нет обязательной системности: экономическая модернизация может осуществляться без политической, не все общества стремятся подражать западному образу жизни и т.д.)
Новые положения теорий модернизации:
акцент на внешних факторах модернизации (мировая геополитическая расстановка сил, открытость международных рынков и т.д.)
вместо универсальной модели (США) – идея движущих эпицентров современности (не только Запад, но и Япония, и «азиатские тигры»)
отказ от унифицированного процесса модернизации
оценка модернизации не только по экономическим показателям, но и по социокультурным ценностям, культурным кодам
движущая сила процессов модернизации – не элита, а широкие массы (при наличии харизматического лидера)
Культура и цивилизация: соотношение понятий
Научные традиции:
- английская и французская традиция: предпочтителен термин «цивилизация»,
- немецкая: «культура»,
- отечественная: цивилизацию принято связывать с социальным аспектом, культуру – с личностным.
Гипотеза С.Хантингтона о столкновении цивилизаций:
Доминирующим фактором мировой политики, источником конфликтов станет не идеология или экономика, а культура, столкновение цивилизаций («линии разлома между цивилизациями – это и есть линии будущих фронтов»).
В ближайшем будущем будет возрастать конфликтность и столкновения, поэтому «единого человечества» не может быть.
Для современной эпохи характерно противостояние цивилизаций на макроуровне (мусульманская и западная).
Эта ситуация характеризуется как «расколотая цивилизация».
Место и роль России в мировой культуре:
Особенности российского типа культуры в мировом контексте
Славянофилы:
И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. и П.В.Киреевские, Ю.Ф.Самарин, А.С.Хомяков
(одно из направлений российской общественно-политической мысли XIX в.)
отстаивали идею самобытности русского пути развития, направленного на выявление глубинных механизмов национальной культуры, закрепление наиболее устойчивых, не меняющихся ценностей.
Причину этого видели в приверженности русского народа православию, которое было источником особенностей русской культуры (коллективистские ценности, приверженность к самодержавию): православие – одна из духовных опор русского народа.
отвергали особенности русского культурного опыта, видели необходимость в перенятии всех лучших достижений западной культуры, выступали за модернизаторский путь развития, направленный на изменение содержания национальной культуры, включение ее в общемировой культурный процесс.
Представления западников сформировались под влиянием западной культуры, прежде всего характерных для эпохи Просвещения представлений о европейском пути развития как единственно возможном
Евразийцы:
П.А.Карсавин, Н.С.Трубецкой
полемизировали и с западниками, и со славянофилами.
Подчеркивали исключительность России и русского этноса как синтетического. Россия – особый тип цивилизации (евразийский), который отличается от Запада и Востока.
Н.А.Бердяев
Противоречивость получила отражение и в русской культуре, и в национальном характере («Судьба России»), т.к. в России сталкиваются два потока мировой истории – Восток и Запад.
Русская культура не была основана на рациональных началах. В основе русской души – двойственность, два противоположных начала: языческая дионистическая стихия и аскетически-монашеское православие. Отсюда – основные характеристики русского народа: деспотизм и анархизм, обостренное сознание личности и безграничный коллективизм, искание Бога и воинствующее безбожие, смирение и наглость, рабство и бунт
Современные исследователи
также отмечают противоречивость русского культурно-исторического опыта, невозможность однозначного выделения из него восточного или западного типа.
Особенность: проявление восточной доминанты в политической культуре (подданнические черты: односторонняя зависимость индивида от власти, потребность в руководстве).
Она связывается с влиянием Византии в процессе принятия и распространения христианства (его восточного варианта – православия).
Следствием стала авторитарно-патриархальная культура. По своей направленности она – традиционалистская (доминантой являются ценности коммунитаризма и корпоративизма)
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление