Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Периоды Средневековья





Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Культура Средневековья и Возрождения

Противоречия античной культуры

Чувства и разум Мир – чувственно воспринимаемое, наблюдаемое; страх перед бесконечностью; зрелищность ( воздействие на чувства). В то же время: - стремление к логическому рассуждению, абстракции, - разум – высший арбитр, главная сила, управляющая миром
Судьба и борьба Судьба предопределена богами, никто не в силах изменить свою участь. Но герой, осмелившийся бросить вызов судьбе, вызывает восхищение (древнегреческая трагедия)
Социальность и индивидуальность Человек – существо общественное, политическое, слабое представление о своеобразии личности. Позднее – рост интереса к индивидуальности, отказ от принципа «социальное выше индивидуального» (Сократ)
Истоки средневековой культуры: - культура варваров, - традиции Западной Римской империи, - христианство.
  Исторические периоды Культурные процессы Особенности
Раннее средневековье: V-XI вв. 1.V - конец VIII в. н. э. — культура варваров Кельты (крупнейший варварский народ): земледелие; скотоводство; обработка металлов; гончарный круг; эпос. Особенность культурного процесса: ассимиляция (романизация: перенятие чужих достижений, исчезновение кельтского языка, вытеснение местных богов культом императора и богини Рома, освоение языка и искусства римлян). Франки (германские варварские племена): декоративно-прикладное искусство; перенятие чужих достижений, в т.ч. принятие христианства (Хлодвиг)
    2. Конец VIII - первая половина IX вв. н.э. — ка­ролингское возрождение Культурный подъем в империи Карла Великого и в королевствах династии Каролингов (в основном на территории Франции и Германии): преклонение перед образованностью, организация школ, новое знакомство с античной культу­рой, перевод античных авторов, привлечение к королевскому двору образованных деятелей, развитие ремесла, городов, литературы, изобразительного искусства, архитектуры.
    3. Х-ХII вв. — романский стиль Первый собственно европейский стиль (период европейской раздробленности)
Зрелое: XII-XIII вв. XIII-XIV вв. — готический стиль Период становления национальных европейских государств
Позднее: XIV-XVI вв. Культура эпохи итальянского Возрождения Особый тип культуры при переходе от Средневековья к Новому времени
Христианство определило главные черты средневековой культуры: религиозность (воспритие всего через призму религии), традиционализм, каноничность и символизм, дидактизм, проповедь ничтожности разума человека, греховности плоти, культ аскетизма, направленность искусства на религиозно-церковные нужды, религиозный характер образования, язык которого – латынь, господство схоластики в науке, сохранение пережитков язычества.
         

Отличие средневековой картины мира от античности



Средневековье Античность
Характерная черта картины мира – теоцентризм (постановка в центр картины мира бога) Центр мира – природа, космос
Средневековая онтология: Бог – внеприродное начало, высшее бытие. Средневековая гносеология: путь познания бога – не рациональное познание, а вера и откровение (знание получено не путем логических рассуждений, а через веру в бога) Боги – часть природы

 

Новый идеал человека, сформированный христианством

Античность Христианство
Ориентация на внешний мир человека Ориентация на внутренний мир
Вера в разум Вера в чудо, авторитет
Культ тела Приоритет духовного над телесным
Активность Смирение человека
Радость бытия, полнота жизни Аскетизм, греховность земной жизни

 

Духовная культура Средневековья

Стили Романский, готический
Ведущий вид искусства Архитектура
Шедевр романской архитектуры Пизанский ансамбль (собор, баптистерий, Падающая башня. Италия, XI-XII вв.)
Шедевры готики Собор Парижской богоматери, Реймский, Амьенский, Шартрский, Страсбургский и др.

 

Театр: духовная (церковная) драма   Литургическая драма на библейские темы: пассионы (страсти), миракли (чудеса), святые пьесы
светская драма   Театральные зрелища, связанные с праздником Тела Христова (исполнители-любители); финансировались цехом или торговой гильдией
пьесы-моралите   Назидательная аллегорическая драма, персонажи которой олицетворяли различные пороки и добродетели (Скупость, Лесть, Дружба и др.)

 

Особенность развития средневековой философии: сакрализация (связь с христианством)
Этапы развития философии
Патристика (I-IV вв.) Представители: Августин Блаженный, Тертуллиан и др. Проблемы философии: сущность Бога и его тройственности, отношения веры и разума, цель движения – «Град Божий», свобода воли человека и возможность спасения его души, происхождение зла в мире и др.
Схоластика (IX-XV вв.) Характерные черты: опора на церковные авторитеты, недооценка роли опыта как метода познания, доминирование теологической догматики. Метод схоластики: логическое толкование текста, его интерпретация (метод развивал искусство диспута). Представители: Фома Аквинский, Бонавентура, Абеляр, Ансельм Кентерберийский

 

Образование: V-IX вв.: все школы – в руках церкви Доминирование богословских знаний; использование элементов античной системы образования («семь свободных искусств»: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка)
IX в.: появление городских школ Доминирование богословских знаний
Университеты: - 1088 г. (Италия, Болонья), - 1160 (Париж), - 1167 (Оксфорд), - 1209 (Кембридж) и т.д. Изучение (кроме богословия) права, медицины, искусства, позже – естественных наук. Виднейший университетский ученый в Англии XIII в. - Роджер Бэкон (ок.1214-1292). Выдвигал в качестве основного метода познания не церковные авторитеты, а разум и опыт.  

 



Светская культура
Народная:  
Крестьянская Сохранение языческих черт (вера в духов, домовых, русалок, драконов): сельские праздники, карнавалы, обряды
Городская Литература: новеллы; басни; сатирический эпос; героический эпос, связанный с жизнью варваров: «Песни о Роланде», «Песни о моем Сиде», «Песнь о Нибелунгах»; сказания-саги на основе древнегерманской мифологии
Элитарная: рыцарская, придворно-куртуазная   Рыцарский роман (середина XII в.), источником которого стали кельтские сказания. Куртуазность (фр. – учтивость, вежливость): культура поведения, служившая образцом рыцарству (рыцарь не отступает в бою, не просит пощады, дает противнику-рыцарю равные шансы, сражается на турнирах в честь дамы сердца). Культ прекрасной дамы в поэзии: Южная Франция (поэзия трубадуров), Север Франции (труверы), Германия (миннезингеры)

 

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 930; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.