Греческая античность
| Римская античность
|
1.Эгейский (крито-микенский, минойский) период – III-II тыс.до н.э.
2.Гомеровский – XI-VIII вв.до н.э.
3.Архаический – VIII-VI вв.до н.э.
4.Классический – V-IV вв.до н.э.
5.Эллинистический – IV-I вв.до н.э.
| 1.Архаический (царский) – VII-V вв. до н.э.
2.Республиканский – V в. – 30-е гг. до н.э.
3.Имперский – 30-е гг. до н.э. – 476 г. н.э.
|
Древняя Греция
| Древний Рим
|
Характерные черты культуры
|
Культ тела, культ личности, агон, гуманистичность
| - в основе – греческие образцы, но – изменение масштабов (империя, а не полис),
- политизированность; искусство подчиняется политическим и идеологическим целям
|
Высшие ценности: красота, разумность, мера и гармония
| Высшие ценности: политика, война, управление.
|
Главные сферы культуры
|
Философия, искусство
| Политика, законотворчество
(в связи с необходимостью управления империей была создана детально разработанная система гос.органов и юридических законов, регулирующих гражданские отношения, судопроизводство)
|
Философия
|
Переход от мифа к логосу.
Значение: появление особого типа мышления (миф – это произвольный рассказ, где «истина» не раскрывается, а сообщается. Логос – это аргументация и доказательство, разумно-логические соображения).
Развитие философии (стремление дать явлениям действительности рациональное объяснение в абстрактных понятиях; попытки свести в единую систему представления о мире, обществе, человеке, истине.
Появление различных философских школ и направлений. Их отличительная черта: внимание к природе и космосу
| Использование различных идей учений греческих мыслителей.
Ориентация на политику и на этику (этика должна была показать, каким должен быть человек в условиях, когда существует вечная, как космос, Римская империя).
Достижение древнеримской мысли: создание самостоятельной науки – юриспруденции. Одна из ее идей – господство закона как важнейшего источника права.
Римское право – фундамент современной правовой культуры.
|
Искусство
|
Ведущий вид – скульптура (отражала идеал человека).
Основной сюжет: совершенный мир богов и героев Образцы для древнегреческих мастеров - работы Фидия, Мирона, Поликлета
| Особенности римской скульптуры:
- создание индивидуальных скульптурных портретов (в отличие от греческой скульптуры римский портрет отражал черты оригинала, внутренний мир человека),
- использование монументальной скульптуры в пропагандистских целях (устанавливали на форумах конные и пешие статуи выдающимся личностям)
|
Роль искусства:
удовлетворение эстетических потребностей, а не только ритуально-мифологических; дифференциация видов искусства, разработка художественных канонов.
|
|
Архитектура
|
Отражала пафос красоты, облагораживающей мир; подчеркивала идеал культуры (гармония, соразмерность, красота).
Особенность греческой архитектуры:
- небольшие по размерам сооружения,
- храмы строились как жилище бога, во всем похожего на человека.
Типы храмов: простиль, амфипростиль, диптер, периптер (основной тип).
Главный элемент архитектуры: ордер (дорический, ионический, коринфский). Отражал телесный характер культуры.
Одно из высших достижений классики – ансамбль афинского Акрополя.
| Архитектура – ведущий вид искусства в Риме.
Отражала военную мощь римской империи.
Ее особенности:
- масштабность, внешние эффекты,
- введение инженерных сооружений как архитектурных объектов в городской ансамбль (мосты, дороги, гавани, крепости, каналы, акведуки),
- переработка принципов греческой архитектуры,
- изменение технических основ строительства.
Главные элементы архитектуры: купол и арка.
Высшее достижение храмовой архитектуры в Риме – Пантеон(II в.), храм всех богов, покровителей императорского дома.
Примеры сооружений: амфитеатры, термы, базилики
|
Религия
|
Отличие греческой религии от древневосточной: отсутствие могущественной касты жрецов, вероисповедной догматики.
Появление общегреческого пантеона богов.
Отделение от религиозных обрядов театра, превращение его в самостоятельный вид искусства; появление театральных жанров: трагедия (Эсхил, Софокл, Еврипид), комедия (Аристофан).
Образ космоса как абсолютного божества.
| Римляне переняли греческих богов, но дали им свои имена (Зевс – Юпитер, Афина – Минерва, Афродита – Венера и т.д.).
Сенека (философ, сенатор, воспитатель Нерона, автор ряда трагедий, предшественник христианства): идея космополитизма (от греч. - вселенского гражданства), идея великой идеальной божьей общины, которую позже назвали вселенской церковью.
Совпадение идеи космополитизма (человеческой общности) в первые века нашей эры с распространением в Риме христианства.
|