Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наблюдение как метод маркетинговых исследований




Основу качественных исследований составляют методы наблюде­ний, предполагающие скорее наблюдение, чем коммуникации с респон­дентами.

Наблюдением называется непосредственный визуальный либо с применением средств визуализации (видео-камер, мониторов, прочих записывающих устройств) контроль со стороны исследователя за каким-либо явлением или процессом.

По своей природе наблюдение - это регистрация происходящих событий или фактов, причем наблюдатель не оказывает влияния на текущие процессы. Иногда с помощью наблюдения удается получить более достоверные данные, чем при опросах.

Наблюдение применяется для получения первичной информации:

Ø конкурентах (организация их деятельности, анализ поставок, цены);

Ø партнерах и поставщиках (например, изучение с помощью наблюдения работы персонала во время посещения - как относятся к клиентам, как представляют товар, какие рекламные материалы имеют, как быстро обслуживают);

Ø выставках (наблюдение за участниками выставки, изучение маршрутов движения посетителей, у каких стендов посетителей больше, чем в наибольшей степени они интересуются, какие вопросы задают);

Ø организации работ на производстве (наблюдение за работой на оборудовании, какие проблемы возникают при работе на оборудовании).

Различают следующие виды наблюдения:

Ø по охвату - сплошное и выборочное;

Ø по времени проведения наблюдения - единовременное, непрерывное и систематическое (мониторинг);

Ø по способам организации - специальное и документальное (с ведением отчетности);

Ø по способу проведения - лабораторное или полевое. Лабораторное наблюдение проводится в искусственно созданных условиях и тесно смыкается с экспериментальными методами изучения. Полевые наблюдения проводятся в повседневной жизни;

Ø по степени стандартизации - стандартизированное (предполагает использование стандартных инструментов и процедур) и нестандартизированное (выполняется по произвольным параметрам и формам);

Ø по степени включенности наблюдателя - открытое и скрытое (включенное).

Включенное наблюдение - это способ исследования, при котором исследователь становится частью изучаемой группы, не ставя при этом в известность остальных ее членов.

Преимущество включенного наблюдения перед внешним состоит в том, что члены группы не испытывают дискомфорта от присутствия постороннего и соответственно не меняют своего поведения - таким образом наблюдение осуществляется в «естественных условиях». Однако обходится такое наблюдение весьма недешево и, кроме того, сомнительно с этической точки зрения.

С помощью наблюдения можно определить:

Ø приблизительную частоту наступления какого-либо события;

Ø приблизительное количество людей, находящихся в определенное время в помещении;

Ø приблизительный половозрастной состав участников какого-либо мероприятия;

Ø атмосферу, в которой проходит какой-либо процесс;

Ø приблизительную продолжительность какого-либо события: пребывания покупателя в магазине, беседы продавца и покупателя, пребывания в ресторане и т.п.;

Ø место расположения какого-либо объекта и возможных путей его достижения;

Ø внешнее и внутреннее физическое состояние какого-либо объекта: магазина, кинотеатра, банка, офиса и т.п.

Возможности наблюдения как самостоятельного метода проведения исследования крайне ограничены. Здесь многое определяется субъективным фактором. Процедуры проведения исследования методом наблюдения очень трудно формализовать, поэтому наблюдение проводится в сочетании с другими методами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 761; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.