Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Межбюджетные трансферты




Содержание и формы организации межбюджетных отношений

Реформирование бюджетной системы РФ

Процесс реформирования бюджетного законодательства продолжается. Основным его нап­равлением является совершенствование отношений между бюд­жетами разного уровня, базирующееся на реализации принципов бюджетного федерализма. В настоящее время в бюджетном зако­нодательстве РФ отсутствуют положения, определяющие орга­низацию межбюджетных отношений на принципах бюджетного федерализма.

В Российской Федерации указанные принципы реализуются не в полной мере. Сохраняется высокая степень централизации бюджетных ресурсов на федеральном уровне, самостоятельность подавляющего большинства региональных и местных бюджетов носит формальный характер.

Межбюджетные отношения — это совокупность отношений внутри бюджетной системы страны, включающая в качестве ос­новных функциональных элементов разграничение доходов и расхо­дов между уровнями бюджетной системы, распределение доходов между уровнями бюджетной системы, а также перераспределение средств между бюджетами разных уровней и видов.

Межбюджетные отношения основываются на определенных принципа х. В условиях бюджетного федерализма наиболее важными из них являются следующие:

транспарентность (ясность, прозрачность, гласность) межбюджетных отношений;

взаимная ответственность сторон за исполнение межбюджетных обязательств;

четкая нормативная регламентация, исключающая возможность торга и субъективизма в распределении бюджетных средств;

обеспечение гарантий единого доступа граждан, вне зависимости от места своего проживания, к основным социальным благам и услугам.

Разграничение расходов и доходов — это такое их разделение между звеньями бюджетной системы, которое предполагает зако­нодательное закрепление за бюджетами разного уровня на постоян­ной основе конкретных видов расходов и доходов в полном размере или частично.

Базовым условием разграничения расходов и доходов между уровнями бюджетной системы является разграничение полномо­чий между органами власти разных уровней и органами местного самоуправления.

В РФ основы разграничения полномочий по расходам между федеральным центром и субъекта­ми РФ содержатся в:

- Конституции РФ,

- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,

- ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (предста­вительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

- ФЗ «Об общих принципах организации местно­го самоуправления в Российской Федерации»

Наделение дополнительными полномочиями может осуществляться в двух формах:передаче и делегировании полномочий.

Передача полномочий - когда полномочие государственного органа Российской Федерации (субъекта РФ) исключается из его компетенции и включается в компетенцию государственного органа субъекта РФ (органа местного самоуправления).

Делегирование полномочий предполагает предоставление государственным орга­ном Российской Федерации (субъекта РФ) принадлежащего ему права решения какого-либо вопроса государственному органу субъекта РФ (органу местного самоуправления) на один раз, на определенный срок или бессрочно.

В настоящий момент механизм разграниче­ния полномочий и расходов между уровнями бюджетной систе­мы РФ находится на стадии формирования. Требуют решения проблемы закрепления в Бюджетном кодексе РФ принципов (критериев) разграничения расходов между звеньями бюджетной системы, финансирования бюджетных расходов разных уровней, связанных с выполнением полномочий, относимых к предметам совместного ведения, а также финансирования расходов, связан­ных с выполнением полномочий, передаваемых одними органа­ми власти другим.

В любом федеративном государстве процесс разграничения расходов и доходов начинается с разграничения полномочий и соответствующих им расходов. В Российской Федерации процесс разграничения начался с разграничения доходов между уровнями бюджетной системы РФ.

Методы разграничения доходов между уровнями бюджетной системы РФ:

• разделение видов налогов между уровнями управления;

• квотирование поступления от налогов в пределах единой ставки обложения, выделение доли (квотированию может подлежать ставка или объем налоговых поступлений);

• региональные и местные надбавки к федеральным (региональным) налогам – в РФ не используется

Распределение доходов и перераспределение средств между бюджетами разных уровней это процесс ежегодной передачи до­ходных источников с одного уровня бюджетной системы на другой в соответствии с решениями, принимаемыми вышестоящим органом власти.

Распределение доходных источников обусловлено необходи­мостью обеспечения принципа сбалансированности бюджета.

Основной формой распределения доходов является предос­тавление средств бюджетам нижестоящего уровня в виде отчис­лений от федеральных и региональных налогов.

Перераспределение средств между бюдже­тами разных ур овней представляет собой процесс ежегодной пере­дачи средств из бюджета одного уровня бюджетной системы на другой для оказания финансовой помощи, компенсации решений вы­шестоящих органов власти, а также покрытия временных кассо­вых разрывов.

В федеративном государстве они являются наибо­лее важными отношениями, возникающими между органами го­сударственной власти разного уровня и органами местного самоуправления и влияющими на состояние экономики и соци­альной сферы

Использование данного механизма связано с необходимостью сглаживания раз­личий в социально-экономическом развитии регионов и муни­ципальных образований, компенсации решений, принятых вы­шестоящими органами власти, вызвавших либо уменьшение доходов, либо увеличение расходов нижестоящих бюджетов, а также необходимостью балансирования доходов и расходов соответствующего бюджета внутри финансового года.

Механизм перераспределения средств между бюджетами в; российской практике межбюджетных отношений представлен межбюджетными трансфертами, под которыми понимаются средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ.Межбюджетные трансферты могут осуществляться в форме дотаций, субвенций, субсидий, взаимных расчетов между бюджетами, бюджетных ссуд и бюджетных кредитов.

Часть межбюджетных трансфертов можно отнести к финансовой помощи, которая предполагает предоставление денежных средств из бюджета одного уровня бюджетной системы бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основах на це­ли выравнивания уровня социально-экономического развития территорий, стимулирование осуществления общегосударствен- ных реформ в различных сферах и др. К финан­совой помощи можно отнести дотации и субсидии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 3555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.