Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программа социологического исследования, виды выборки




Понятие, структура, этапы, виды и функции социологического исследования.

ПЛАН.

Рекомендованная литература:

1. Бабосов Е.М. Прикладная социология. – Минск, 2000.

2. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: Учебное пособие для вузов. – М., 2004.

3. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология: Учебное пособие. – М., 2004.

4. Пузиков В.Ш., Тимофеев А.Ф. Прикладная социология: Учебно-методическое пособие. – Омск, 2003.

5. Энциклопедический социологический словарь. – М., 1995.

6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. 2-е изд. – М., 2001.

1). Прежде всего, необходимо выяснить, что такое прикладное социологическое исследование. Прикладная социология имеет свою логическую структуру, представляя сочетание теоретических и эмпирических исследований, так как и здесь приходится выдвигать теоретические положения, а не только заниматься сбором и обработкой первичной социологической информации.

Прикладная социология ориентирована в основном на практическое применение, достижение реального социального эффекта. В США ее называют наукой «ориентированной на клиента», это социологическая работа, сделанная для кого-то. Есть заказчик (частная фирма, государство, клиент). Главное – ориентация на практическую пользу, а мне прирост научного знания. Социологи-прикладники в значительной степени зависят от оплаты их труда заказчиком, от экономического положения компании-работадателя.

Исторические корни прикладной социологии восходят к работам Ш.Л. Монтескье (он повел первое социологическое исследование в Париже) А. де Токвиля, Э. Дюркгейма, А. Смолла, который еще в 1895 году высказал идею о необходимости прикладных работ в американской социологии.

Этапы прикладной социологии:

- ранняя фаза (с 1895 по 1920 годы);

- эмпирический этап (с 1920 по 1950 годы);

- широкое распространение прикладной социологии (с 1950 по настоящее время).

Для первого этапы характерны подвижнические акты социологов-одиночек; на втором разрабатывается техника сбора информации (огромна заслуга П. Лазарсфельда, приехавшего в США из Германии и основавшего институты прикладной социологии; на третьем наблюдается расцвет прикладной социологии, число социологов-прикладников возрастает. Среди них выделяются социологи-инженеры (пользуется маломасштабными дешевыми опросами, сериями полевых экспериментов, занимается небольшими сообществами, разрабатывает проекты социальной перестройки) и социологи-«клинисты», которые ставят диагноз и намечают «терапевтические меры. Так, социоинженер разрабатывает для молодоженов новую форму брачного контракта, а «клинист» просвещает, как им лучше ухаживать за ребенком.

Прикладное социологическое исследование проводится с целью подтверждения или опровержения теорий, гипотез. Оно удовлетворяет потребности и заказы отдельных предприятий, организаций, партий или частных лиц, органов средств массовой информации и государственного управления. Оно имеет ряд этапов:

1. Подготовительный.

2. Полевой.

3. Подготовка к обработке и обработка информации.

4. Анализ информации и подготовка итоговых документов исследования.

На подготовительном этапе уточняется тема исследования, разрабатывается теоретическая концепция, готовится программа исследования, методические документы, определяется инструментарий, формируются исследовательские группы, составляются графики работ, решаются вопросы материального и технического обеспечения.

Полевой этап (сбора первичной информации) – это работа в практической зоне социолога, работа на улице, на работе, в классах, домах. Информация собирается путем опроса, анкетирования, наблюдения, анализа, эксперимента и т.д.

Этап подготовки и обработки информации связан с изучением собранного материала, его сверке с расчетными параметрами. Составляется программа обработки информации на ЭВМ, это задача математика-программиста.

Анализ информации и подготовка итоговых документов – заключительный этап. Методологический инструмент – программа, составленная на первом этапе. Делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотез, выявляются социальные связи, тенденции, закономерности, противоречия, новые социальные проблемы. Оформляются результаты исследования. В качестве итогового документа выступают справка, информационная записка, аналитическая записка, отчет о научно-исследовательской работе. Отчет должен быть написан понятным языком, в приложении составлены статистические таблицы, обоснование и расчет выборки, графики, табуляграммы. Объем аналитической записки, которая составляется на основе отчета, не должен превышать 25 страниц. В справке каждый пункт излагается с учетом выводов-рекомендаций, таблицы и графики не используются.

Различают три основные вида социологического исследования:

- пилотажное (разведывательное),

- описательное,

- аналитическое.

Пилотажное исследование – пробное исследование, предваряющее основное. Оно предназначено для проверки качества основного исследования и охватывает небольшие совокупности, основываясь на упрощенной программе. В его ходе проверяются все элементы будущего исследования, выявляются трудности, которые могут встретиться при его проведении. Часто во время пилотажного исследования формируются новые гипотезы и собираются оперативные социологические данные. Обычно его проводят среди 50–100 человек.

Описательное исследование более сложное, так как по своим целям и задачам оно предполагает получить целостное представление об изучаемом явлении. Оно проводится по полной программе с соответствующим инструментарием. Описательное исследование проводится, когда объект изучения – большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками. Можно выявить и сопоставить связи между ними, осуществить сравнение и сопоставление.

Аналитическое исследование – самый углубленный вид социологического анализа. Цель его – выявить причины, лежащие в основе процесса и обуславливающие его специфику. Его подготовка требует большого времени. Оно носит комплексный характер.

От того, изучается предмет в статике или в динамике различают точечное (разовое) и повторное исследования. Точечное исследование отражает моментальный срез характеристик объекта. Повторные исследования бывают трендовые, панельные и лонгитюдные.

Трендовые исследования осуществляются на аналогичных выборках с интервалом во времени в рамках единой генеральной совокупности. Они делятся на кагортные (когда изучают определенную возрастную группу – кагорту) и исторические (когда состав кагорт меняется).

Панельное исследование – это обследование одних и тех же людей через одинаковые промежутки времени. При нем важно соблюдать единообразие. Сведения получают об индивидуальных изменениях. Главная сложность – трудность сохранения выборки от одного исследования до другого.

Если моменты повторного исследования выбираются с учетом генезиса изучаемой совокупности, то это исследование называется лонгитюдным. В них изучается только молодежь.

Во время проведения большинства исследований проводят так называемый социологический мониторинг – это получение новой систематизированной социологической информации из всех областей жизни, причем поступающей периодически, через небольшие временные отрезки. При этом опрос нужно проводить на одних и тех же территориях, согласовывать сроки его проведения, сохранять единый банк информации на протяжении всего исследования, в случае необходимости постоянные показатели дополнить временными (что обеспечивает гибкость мониторинга) организовать доступ потребителей к полученной информации.

2). Важнейшим социологическим документом является программа исследования. Она состоит из 2 частей: методологической и процедурной. В методологическом разделе дается формулировка проблемы, определяются цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, уточняются основные понятия, развертываются рабочие гипотезы. Процедурный раздел состоит из стратегического плана исследования, обоснования выборки исследования, из наброска основных процедур сбора данных и анализа исходных данных.

В программе определяется, какая проблема будет исследоваться, на какой результат она ориентирована. Проблема – это всегда то, что не изучено. Когда проблема осмыслена, исследование целенаправленно. В итоге проблема позволяет получить новое знание о предмете.

С точки зрения определения задач, исследование может быть теоретическим и прикладным.

Приступая к нему, нужно уточнить понятия – объект и предмет исследования. Объектом являются реальные социальные процессы, которые содержат противоречия или проблемную ситуацию. Предмет – это как раз то, что наиболее полно выражает противоречие, содержащееся в объекте. Объект исследования имеет следующие признаки:

- нахождения в пространстве (город, страна, регион),

- временные (период и сроки проведения),

- отраслевые (по виду деятельности).

Он рассматривается как часть целого и как некое автономное начало. Иногда объект велик в количественном отношении, тогда определяют генеральную совокупность и учитывают ее при результатах исследования, но анализ проводят выборочный.

Предмет – это стороны, свойства, отношения объекта, границы, в пределах которых объект изучается в данном случае (например, при исследовании семей может быть выбрана в качестве предмета лишь одна стороны отношений – конфликты в семьях).

Большая роль в исследовании принадлежит гипотезе, это своеобразное движение к новому знанию. Существует три типа гипотез:

1. на количественные соотношения (они могут быть точными, приблизительными, предварительными);

2. на объяснение и на выявление элементов системы (когда надо объяснить, почему происходит так, а не иначе);

3. прогноз, предвидение, предсказание (носит сложный характер, вскрывает механизм причинно-следственной связи).

Нельзя сводить все к частному случаю. Американский социолог С. Маркузе приводит такой пример – жена рабочего лежит в больнице, он давно не получает зарплату и недоволен. В чем причина недовольства рабочего? Социолог решает, потому что больна жена. Но дело не в этом, главная причина – в неполучении зарплаты.

Если социолог проводит опросы всего населения страны, это будет опрос всей генеральной совокупности (например, перепись населения). Но данное мероприятие дорогостоящее. Если людей мало, то среди них социолог может организовать сплошной опрос. Но если объект исследования составляет свыше 500 человек, то нужно применять выборочный метод. При этом надо учитывать, что выборка должна быть микромоделью целого и содержать важнейшие признаки генеральной совокупности. Итак, выборочная совокупность – это определенное число элементов генеральной совокупности, отобранное по строго заданному правилу.

Каковы виды выборки? 1. Механическая выборка, когда отбор может быть проведен через каждые 10, 20, 50 человек. 2. Серийная выборка, когда генеральная совокупность делится на однородные части, серии и из каждой серии отбирают каждого десятого, например (70 токарей из 700; 20 наладчиков из 200). 3. Гнездовая выборка – в качестве единиц исследования выбираются не единицы, а группы людей, коллективы (из 30 студенческих групп выбирают 10). 4.Стихийная выборка – это почтовый опрос, опрос телезрителей, читателей газет и журналов, опрос в сети Интернет. 5. Метод квотной выборки позволяет определить, какая часть опрошенных приходится на долю респондентов, респонденты отбираются целенаправленно, с соблюдением показателей квот по числу признаков не более четырех.

Таким образом, в процессе социологического исследования мы получаем репрезентативную, релевантную и валидную информацию. Репрезентативность – соответствие свойствам такой представительной выборки, которая необходима и достаточна. Релевантность – отражение различия. Валидность – соответствие измеренного показателя тому, что измерялось.

ЛЕКЦИЯ 15.

Методы социологических исследований (1 час)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.