Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и виды группировок




Подготовка эмпирических данных к обработке и анализу.

ПЛАН.

АНАЛИЗ ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ.

ЛЕКЦИЯ 16.

 

Рекомендованная литература:

1. Бабосов Е.М. Прикладная социология. – Минск, 2000.

2. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: Учебное пособие для вузов. – М., 2004.

3. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология: Учебное пособие. – М., 2004.

4. Пузиков В.Ш., Тимофеев А.Ф. Прикладная социология: Учебно-методическое пособие. – Омск, 2003.

5. Энциклопедический социологический словарь. – М., 1995.

6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. 2-е изд. – М., 2001.

1). Эмпирическую информацию необходимо обобщить, проанализировать и научно интерпретировать. Для этого собранные анкеты и бланки, прежде всего, надо отсортировать, провести выбраковку, так как некоторые анкеты содержат некорректные ответы, отсутствуют сведения о респондентах, многие заполнены неразборчиво или допускается многозначное толкование ответов.

Допущенные к обработке документы нумеруются и передаются кодировщикам. На каждый открытый вопрос составляют, как правило, 5 шифров-кодов, ответы могут быть от глубоких до ответов-схем. Шифры-коды отражают шкалу интенсивности ответов на вопрос. Кодировка обычно проходит в два-три этапа Сначала варианты ответов выписывают отдельно, подсчитывают частоту повторения каждого варианта, затем их группируют по смысловой близости. Групп получается около пяти, каждой присваивается код. Если во время кодировки происходит сбой, то информация окажется неправильной.

Сущность обработки социологической информации заключается в ее обобщении. При опросе 60-70 человек данные можно обработать вручную, на калькуляторе. Если анкета невелика (20 вопросов), то вручную можно обработать 200-350 анкет.

Но, если опрошенных много и анкет масса, их обрабатывают при помощи ЭВМ и тут нужна помощь программиста (результаты выдаются в виде табуляграмм)

Каким образом измеряется социологическая информация? Измерение начинается с фиксации континуума – тот есть шкалы, указывающей крайнее состояние отношения к нему респондентов: от начала (максимума) до конца (минимума). В социологии используют порядковую и номинальную шкалы. Порядковая шкала содержит нечетное количество позиций (три или пять), из них надо выбрать один вариант ответа. Например, «да», «затрудняюсь ответить», «нет». Номинальная шкала предусматривает выбор ответов и возможность дать собственный вариант ответа. Средством измерения в социологии выступает индекс, который рассчитывается в интервале от +1 до -1 или выражается в процентах. Кроме того, используют коэффициенты –количественное соотношение различных свойств людей или процессов.

Номинальная – простейшая шкала, ответ дихотомичный – «да», «нет», ранговая шкала фиксирует состояние более точно - «горячо», «тепло», «холодно». Если же мы применим математические методы, то получим интервальную шкалу (точка замерзания воды – 0, точка кипения – 100, между ними расстояние можно разделить на 10 интервалов).

Номинальная шкала касается характеристик респондента, его мнений, установок. Ранговой соответствует число основное число вопросов анкеты. Интервальная шкала более глубока, она допускает математическую обработку информации.

2). Наиболее простой способ обобщения информации – группировка. Выделяется признак, по которому респондент причисляется к той или иной группе. Если взять, например, половой признак, это простейшая группировка. Можно взять за точку отсчета образование респондента, но тогда групп будет три-четыре. Выделенные группы легко сопоставить, однако многое зависит от целей исследования, порой могут на основе одних и тех же сведений сделать диаметрально противоположные выводы.

Итак, социологическая информация группируется по:

* номинальному признаку (род занятий, национальность);

* признакам ранговых шкал (по характеру труда – ручной, работа с механизмами, интеллектуальный);

* количественному признаку (группы сравнимы по возрастным интервалам: 18 – 20 лет, 21 – 25 лет и т.д.).

Если опрашиваемых группируют по нескольким признакам, это комбинированная или перекрестная группировка.

Она бывает структурной, типологической, аналитической в зависимости от задач, которые ставит исследователь. Если надо установить возрастной состав опрашиваемых, применяется структурная группировка по возрастным интервалам. Если же надо выделить группы по отношению к частной собственности, то тогда делается типологическая группировка. Аналитическая производится по двум или более признакам и устанавливает их взаимосвязь.

В социологическом исследовании выделяется несколько групп респондентов и каждой группе присваивается свое число, которое характеризует количественный состав группы. Это называется ряд распределения. Существует два вида: вариационный ряд (на количественных признаках изучаемых явлений) и атрибутивный (отражает результаты группировки опрашиваемых по количественным признакам).

Математические и статистические данные играют большую роль, но на первом плане стоит эрудиция социолога. Интерпретация социологического исследования состоит в том, что социолог переводит статистические данные и математические показатели на доступный язык, они как бы несут для него свою смысловую нагрузку. Но ведь каждая величина может быть рассмотрена с разных точек зрения. Интерпретация представляет собой специфический класс обобщений, встречающихся только в социальных науках, в них много философских рассуждений и субъективных оценок. От крайностей социологов предохраняют гипотезы.

Допустим, при пилотажном исследовании, если данные показали, что свыше 50 % опрошенных с безразличием идут на работу, а 12 % ожидают неприятностей, то вероятность подтверждения гипотезы о неудовлетворительном климате в коллективе бесспорна.

При описательном исследовании и аналитическом проверить гипотезу сложнее. Состояние психологического климата в коллективе не говорит о том, кто эти люди, среди них надо выделить однотипные подгруппы и детально исследовать ситуацию.

Если показатель нужно превратить в среднюю величину, а сравнение невозможно, то эталоном выступают эксперты по теме.

Описательное исследование можно превратить в показатель, если провести внутреннее и внешнее соотнесение. Внутреннее – это сравнение между собой элементов числового ряда (можно ранжировать опрошенных в зависимости от их отношения к работе). Внешнее –когда сравнивают по двум и более признакам, из которых один является общим для соотносимых рядов (сравнить группы людей, которые работают в прежних условиях с теми, которым повысили зарплату и они работают в новых условиях).

Итоги анализа социологической информации подводятся в отчете. Число разделов соответствует числу гипотез, первоначально дается ответ на главную гипотезу.

Первый раздел отчета содержит обосновании е актуальности проблемы, характеристику параметров исследования.

Второй характеризует объект исследования по социально-демографическим признакам. Разделы разбивают на параграфы, каждый раздел и параграф завершается выводами. Заключение дается в виде практических рекомендаций. Объем может быть различным, это зависит от целей и задач исследования. Обязательно приложение (все методические и методологические документы), плюс таблицы, графики, индивидуальные мнения, чтобы в случае необходимости можно было продолжить работу над исследованием.

Таким образом, проведение социологического исследования трудоемкая и ответственная работа. Нередко прикладные исследования становятся формой подпольного бизнеса, когда «подставные» фирмы заключают контракты и разрабатывают научную программу, применяя стандартные процедуры, заказ делают нечистые на руку политики и финансисты, осуществляют исследование неквалифицированные работники (особенно это развито в США).

Это оборотная сторона быстрого роста прикладной социологии. Конечно, эмпирические исследования должны проводить грамотные специалисты, поскольку результаты их работы приобретают огромное значение во всех сферах жизнедеятельности (в экономике, политике, в промышленности, в сфере семьи, быта, труда). Прикладные исследования должны иметь:

· свой язык, терминологию;

· специфический вид гипотез (рождаются в результате практических соображений);

· свои методы и организацию исследования;

· систему планов, рекомендаций, сроков и этапов внедрения;

· особую систему этических норм, ученых-профессионалов, пакет заказов и принципы оплаты труда;

· четкую систему оценки практической эффективности результатов внедрения.

Из побочного метода познания (как было принято раньше в отечественной литературе) прикладные исследования стали самостоятельными и самодостаточными, идет активный диалог теории с практикой. Время показало, что прикладная социология способна развиваться за счет собственных инноваций.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.