Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программа социологического исследования




Тема IX. Методика социологического исследования

 

Социологическое исследование начинается с разработки программы. Программой социологического исследования называется документ, в котором изложены тема, проблема, задачи, предмет и объект исследования. В ней излагаются гипотезы исследования, методы исследования и способы проверки гипотез.

Задачами могут выступать получение нового знания об объекте, выработка способов решения производственных и управленческих ситуаций, опробование социологических методик или методологических разработок и т.д.

Важное значение имеет обоснование актуальности темы, т.е. связь исследования с проблемной ситуацией, характерной для данного состояния общества или конкретной социальной группы, конкретного предприятия и т.д.

Выбор темы исследования определяется позицией социолога или организации заказчика. В рамках каждой темы полезно выделять несколько проблем. От их выбора существенно зависит дальнейшее направление работы.

Проблема – это противоречие между имеющимся знанием и назревшей общественной потребностью, а иногда и просто столкновение качества нового знания с количеством знания старого, что типично для научных исследований. Каждая новая потребность делает необходимым получение нового знания, ибо в старом знании мы не находим полного ответа на вопрос, как решить возникшую проблему.

Практическая, предметная сторона проблемы социологического исследования – некое социальное противоречие, требующее разрешения. В проблеме содержится нечто такое, что неизвестно людям, что требует изучения, определяет направление мыслительного процесса. Поэтому выявление проблемы – важный этап в разработке программы социологического исследования.

Таким образом, в пределах одной темы вычленяется наиболее актуальная для общества, определенного региона, конкретной фирмы проблема или ряд проблем. Затем в программе указываются предполагаемые результаты исследования.

В зависимости от целей, темы и проблемы исследования определяется объект изучения. В этом качестве выступает группа или общность людей, социальный институт, социальное явление, любая область социальной действительности. Объект социологического исследования – это то, на что направлен процесс познания или социологического воздействия.

Уточнению направлений исследования способствует выделение предмета исследования. Предметом исследования принято считать ту из сторон объекта, которая подлежит изучению. Предмет содержит в себе наиболее существенный для исследователя вопрос, который в принципе, позволяет обнаружить новую тенденцию или даже закономерность изучаемого противоречия.

Например, если в качестве объекта исследования выбрана проблема повышения эффективности высшего образования, то в качестве предмета исследования могут быть выделены способы отбора наиболее талантливой молодежи, материальные условия учебы и быта студентов, квалификация преподавателей, организация учебного процесса, участие студентов в самоуправлении, внимание общества к проблемам высшей школы и др.

Определение проблемы, предмета и объекта предполагает основательную теоретическую работу. Исследователь должен быть вооружен знаниями в области социологии, отраслевых прикладных дисциплин. Все это находит отражение в методологической части программы. В ней содержится предварительный анализ предмета изучения в целом, на основе чего осуществляется теоретическое уточнение понятий. Это делается для того, чтобы социальный заказчик, ознакомившись с программой, видел, из чего исходит автор в своем исследовании.

После теоретической проработки ключевых понятий следует перейти к их операционализации. Суть этой процедуры заключается в том, чтобы данные теоретические понятия уточняются таким образом, чтобы было возможно эмпирическое (опытное) измерение.

Покажем сущность этой процедуры на примере операционализации понятия “экономическое поведение”. Само по себе это понятие весьма абстрактно, поэтому надо найти способ выразить его через такие показатели, которые можно зафиксировать непосредственно через мнение людей и измерить. В этом и состоит суть операционализации.

Соотнесем понятие “экономическое поведение” с показателем “отношение к труду”. Ясно, что этот показатель не исчерпывает всего содержания понятия «Экономическое поведение», но какую-то его сторону все же отражает. Показатель “отношение к труду” можно конкретизировать через ряд оценок, например таких: 1. Труд – это источник благ; 2. Труд – это неприятная, но необходимая обязанность; 3. Труд – это мерило человеческого достоинства.

И вот теперь, опросив людей двух предприятий, мы можем получить процентное соотношение этих трех оценок. Например, на одном предприятии ответы “труд как источник благ” составили 25%, “труд как неприятная, но необходимая обязанность” − 60%, “труд как мерило человеческого достоинства” − оставшиеся 15%. А на другом предприятии ответы составили соответственно 30%, 40% и 30%. Сравнение этих ответов позволит сопоставлять оба предприятия по показателю “отношение к труду” и даст нам определенное представление об особенностях экономическом поведении работников обоих предприятий.

Заключительной операцией при разработке методологической части программы конкретного социологического исследования становится формулирование предварительных рабочих гипотез в качестве обоснованных предположений о сущности, структуре и особенностях изучаемых явлений и процессов социальной действительности.

Рабочая гипотеза, во-первых, должна соответствовать исходным принципам научного познания – объективности и проверяемости через соответствие наблюдаемым фактам. Во-вторых, она должна быть теоретически достаточно надежной, то есть обладать преемственностью с предшествующими научными знаниями, истинность которых уже установлена.

По содержанию предположений относительно изучаемого объекта гипотезы подразделяются на описательные, объяснительные и прогнозные.

Описательные гипотезы – это предположение о конкретных свойствах объекта. Объяснительные гипотезы содержат предположения о причинно-следственных зависимостях в изучаемых явлениях и процессах. Прогнозные гипотезы, это предположения о тенденциях будущего развития изучаемых объектов.

После операционализации понятий и формулирования гипотез переходят к процедурной части исследовательской программы. Он включает в себя:

1. Определение общего плана исследования;

2. Построение требуемого планом типа выборки;

3. Определение основных процедур сбора и анализа исходных данных.

Подготовка программы требует высокой квалификации и существенных затрат времени. Поэтому к ее разработке привлекаются ведущие специалисты, а от качества программы в решающей степени зависит качество проводимого социологического исследования, теоретическая и практическая значимость полученных результатов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 601; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.