Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы социологического исследования




 

2.1. Наблюдение. Наблюдение – это целенаправленное и систематизированное восприятие изучаемого процесса или явления. Формы и приемы фиксации могут быть различными: дневник наблюдения или бланк, или фото-, теле- или киноаппарат и другие технические средства. Главной проблемой социологического наблюдения является обеспечение возможно большей объективности информации об объекте.

Еще до разработки программы исследования специалист должен почувствовать специфику объекта, ознакомиться с местной практикой распределения авторитетов, ценностей, социальных ролей, понять особенности среды. В то же время данный метод имеет и свои ограничения. Не все социальные явления поддаются непосредственному наблюдению. Необходимо также учитывать и своеобразный “эффект ореола” в наблюдении: дело в том, что наблюдение само по себе способно накладывать определенное влияние на изучаемую ситуацию. Например, присутствие наблюдателя довольно часто ведет к проявлению нетипичных черт в поведении наблюдаемых.

Различают следующие типы наблюдения: структурированное, неструктурированное, включенное, внешнее (невключенное), полевое, лабораторное, систематическое, случайное.

Неструктурированное (неконтролируемое) наблюдение обычно не имеет четкого плана, не определены элементы изучаемого объекта, редко ставится проблема единиц измерения. Надежда возлагается в основном на интуицию наблюдателя, целью которого является получение первичной информации об объекте. Неконтролируемое наблюдение типично для случаев, когда социологу неясна общая ситуация, не определены показатели, не разработаны документы исследования.

Структурированное (контролируемое) наблюдение предполагает:

− разработку системы документов и показателей, характеризующих выделенные для наблюдения элементы объекта;

− наличие плана;

− учет установок наблюдателей относительно природы и структуры изучаемого объекта.

Контролируемое наблюдение служит основным методом сбора первичной информации, либо дополняет другие методы социологического исследования. С его помощью проверяются рабочие гипотезы, а также данные, полученные при использовании других методов.

Внешнее (невключенное) наблюдение ведется исследователем, который находится вне объекта и старается исключить свое вмешательство в ход событий. Такое наблюдение практически сводится к регистрации событий.

При включенном наблюдении социолог участвует в изучаемых процессах, взаимодействует с работниками, может даже вмешиваться в события.

Полевое и лабораторное наблюдения отличаются условиями осуществления наблюдений. Полевое исследование проводится в естественной для данного объекта среде, лабораторное же искусственно организуется социологом, который создает экспериментальную ситуацию, моделирует ее внешние условия.

Наконец, систематические и случайные наблюдения различаются периодичностью и спецификой цели исследований. Первые позволяют выявить динамику изучаемых процессов.

Наблюдение в социологическом исследовании может служить для достижения различных целей. Оно может быть использовано в качестве источника основной либо дополнительной информации об исследуемом социальном объекте. Наблюдение может осуществляться также с целью проверки данных, полученных другими методами.

Чтобы наблюдение достигло намеченных целей, необходимо разработать конкретный план его осуществления, включающий следующие этапы научного наблюдения:

1. Определение задач наблюдения. Эти задачи могут быть различными: предварительная ориентировка в объекте наблюдения, получение информации об объекте, уточнение и проверка результатов, полученных при помощи других методов, проверка рабочих гипотез.

2. Выявление объекта и предмета наблюдения. В качестве объекта могут выступать отдельные индивиды, их различные общности и группы, способы их деятельности. Предметами наблюдения может стать поведение индивидов, групп, общностей.

3. Выбор способа наблюдения.

4. Определение способов регистрации наблюдаемого объекта. Регистрация результатов наблюдения может осуществляться в специально разработанных карточках и протоколах наблюдений, в звуко- и видеозаписях, в кино- и фотодокументах.

5. Контроль над наблюдением. Он может осуществляться также различно: через обращение к документам, относящихся к исследуемым событиям, через сравнение своих результатов с результатами, полученными другими наблюдателями.

6. Обработка и истолкование полученной информации через обобщение полученных эмпирических данных, построение выводов и т.д.

7. Составление отчета о результатах наблюдения и полученных выводах.

Отчет должен содержать документацию об объекте, предмете, времени, месте и обстоятельствах наблюдения, информацию о способе наблюдения и роли наблюдателя; характеристику наблюдаемых, способов их общения и деятельности в определенных ситуациях. Важным пунктом отчета являются рекомендации по практической реализации полученной в процессе наблюдения социологической информации.

2.2. Опрос. Опрос представляет собой метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе социально-психологического общения социолога и опрашиваемого (респондента) и регистрации ответов на систему определенных вопросов.

Опрос занимает важное место в социологических исследованиях. По подсчетам некоторых ученых, с его помощью собирается 70% информации. Оперативность, простота, экономичность этого метода делают его популярным и приоритетным по сравнению с другими методами. Однако эта простота и доступность нередко являются кажущимися. Вся проблема состоит не в проведении опроса как такового, а в возможности получения на его основе качественных данных. Для этого необходимы определенные условия, соблюдение определенных требований. К числу главных условий и требований можно отнести наличие надежного инструментария, обоснованного программой исследования, и создание благоприятной психологической, комфортной обстановки опроса.

Различают два основных типа опроса: анкетирование, предполагающее опосредованное общение социолога и опрашиваемого, и интервью, предполагающее непосредственное общение социолога и опрашиваемого. Как анкетирование, так и интервью имеют многочисленные разновидности.

Анкетирование различают прессовое (вопросник печатают в газете, журнале, книге), почтовое (рассылают анкеты по почте) и раздаточное (сам анкетер раздает анкеты группе респондентов).

В качестве основного инструмента для опроса используется анкета. Она должна иметь определенную структуру, включающую вводную часть, основную часть и так называемую “паспортичку”. На титульном листе анкеты обязательно должны быть ее название, отражающее тему опроса, название организации, проводящей опрос, место и год издания. Текст анкеты должен быть легко читаемым.

В водной части анкеты поясняются цели и задачи опроса, значение и использование его результатов.

Основная часть анкеты состоит из вопросов, обусловленных целями и задачами исследования, а также из описания процедуры заполнения анкеты.

Паспортичка ” состоит из вопросов, касающихся социально-демографических и других характеристик респондента.

По содержанию вопросы, формулируемые в анкете, подразделяются на следующие типы:

1. Вопросы о фактах. Цель: получение информации о социальных явлениях и процессах в экономической, социальной, политических сферах общества, о ситуации на производстве, учебном заведении, о роде деятельности респондента (отвечающего).

2. Вопросы о мнениях. Цель: выяснение мнения опрашиваемых относительно тех или иных социальных, экономических, политических событий в стране, регионе, предприятии.

3. Вопросы о мотивах. Цель: выяснить субъективные представления респондентов о мотивах их поступков или оценок.

По своей логической направленности вопросы в социологической анкете также делятся на:

− основные вопросы, ответы на которые позволяют исследователю получать большую часть интересующей его информации. Такие вопросы составляют самую обширную по объему часть анкеты.

− контрольные вопросы, которые используются для проверки правильности и искренности ответов респондента.

− вопросы-фильтры: применяются в тех случаях, когда искомая информация может быть получена не от всей совокупности опрашиваемых, а только от определенной ее части.

По характеру ответов или технике заполнения анкеты выделяются следующие типы вопросов:

− закрытые вопросы, ответы на которые респондент выбирает из тех вариантов, которые предложены самой в анкете.

− дихотомические вопросы, они предполагают ответы по принципу “Да-Нет”.

− открытые вопросы: дают возможность респонденту самостоятельно сформулировать ответ, отражающий индивидуальность его знаний, оценок, мнений, убеждений.

− полузакрытые вопросы; здесь, кроме перечня возможных готовых ответов, присутствует строчка “другой ответ”.

− прямые вопросы, они позволяют выяснить позицию или отношение респондента к какой-либо конкретной проблеме, факту, событию.

− косвенные вопросы, это вопросы, на которые респонденту не вполне удобно отвечать прямо, и есть возможность не совсем искренних ответов. Такие вопросы чаще всего выражаются в следующей форме: “Принято считать, что... А каково ваше мнение на этот счет?”.

Какую бы разновидность вопросов ни использовал социолог при составлении анкеты, он всегда должен обеспечить опрашиваемому возможность отказаться от ответа или обойти его, если тот испытывает определенные затруднения. Поэтому в анкете предусматривают варианты ответов “не знаю”, “затрудняюсь ответить”.

Одним из основных видов опроса, наряду с анкетированием, как уже указывалось, являются интервьюирование. Это такой способ опроса, в котором получение интересующей исследователя информации осуществляется путем непосредственного социально-психологического взаимодействия социолога с респондентом.

Процедура социологического интервьюирования включает в себя:

1) выбор объекта;

2) определение места и времени;

3) фиксацию ответов опрашиваемых;

4) оформление материалов и их теоретическое обобщение.

Виды интервью можно разделить в зависимости от степени их формализованности. При свободном интервью планируется только тема и общее направление беседы. Оно производится без заранее подготовленного опросника или подготовительного плана.

Глубинные интервью предполагают обсуждение не только общей темы, но и предварительно продуманного специального круга вопросов. С помощью глубинного интервью проводят зондаж общественного мнения относительно социальных событий и действий людей, включая и опрашиваемых.

Фокусированное (направленное) интервью имеет целью сбор данных по поводу конкретной ситуации, явления, его последствий и причин. Все вопросы, включенные в план интервью, обязательны для интервьюера, хотя их последовательность и формулировки могут меняться.

Интервью с открытыми вопросами предполагает строго обязательную их последовательность и точную формулировку. Этот вид интервью применяют при опросах экспертов, телефонных опросах, а также в пробных исследованиях.

Стандартизированное (формализованное) интервью по содержанию мало чем отличается от анкетного опроса и представляет собой беседу по жестко фиксируемому вопроснику, где вопросы сопровождаются столь же четко сформулированными вариантами ответов на них.

2.3. Анализ документов и эксперимент. Документом в социологическом исследовании считается “предмет”, специально созданный человеком для хранения и передачи информации (не включая предметы материальной культуры и быта).

Круг документов, используемых в социологическом исследовании, очень широк. Их выбор зависит от целей и возможностей исследования.

Правильно выбрать конкретный эмпирический материал для анализа помогает общепринятая классификация документов по трем основаниям:

1. По способу фиксации информации, здесь документы подразделяются на письменные, в машинно-читаемой форме (перфоленты, магнитные диски), иконографические и фонетические (магнитофонные записи, грампластинки);

2. По форме изложения различают документы статистические и вербальные (нестатистические). Статистические документы содержат данные, представленные в числовой форме, обычно систематизированные и сведенные в таблицы, графики, схемы. Статистическую документацию, в свою очередь, можно разделить на два вида. Во-первых, оперативная (учетная или описательная), в которую включается статистика естественного движения населения, а также отраслевая статистика (различные данные по промышленности, образованию, здравоохранению и т.д.). Во-вторых, сводная (аналитическая) статистика, которая обычно представлена в виде публикаций, например, в виде статьи, где анализируется динамика различных сфер общественной деятельности;

3. По общей значимости документы делятся на официальные (конституция, законодательные акты) и неофициальные. Кроме того, различаются документы общественные (производственные планы, протоколы собраний) и личные (письма, дневники, автобиографии).

Цели исследования и тип эмпирического материала диктуют выбор метода анализа документов. Выделяются два основных метода: традиционный (классический) и формализованный (контент-анализ). При проведении традиционного анализа исследователь стремится ответить на вопросы:

− Что представляет собой документ (имеет ли он единообразную форму или это уникальный документ)?

− Кто автор документа, и какова цель его создания?

− Каковы надежность документа и достоверность зафиксированных в нем данных?

− Достаточно ли данных, содержащихся в документе, для решения исследовательских задач или нужно привлекать дополнительный материал?

В соответствии с решением этих задач традиционный анализ подразделяется на внешний и внутренний. Внешний включает в себя анализ исторического контекста документа, условий его создания. Внутренний предполагает исследование непосредственного содержания документа, извлечение из него искомой информации.

Контент-анализ в социологии – это изучение документов на наличие или отсутствие в них конкретных смысловых единиц, выраженных в виде определенных слов или словосочетаний. Например, может измеряться частота упоминания имени известного политика в массовой прессе в конкретные периоды времени, чтобы определить уровень его популярности.

Наиболее часто этот метод используется для выявления значимости событий или процессов, происходящих в обществе. Так, используя контент-анализ средств массовых коммуникаций или каких-либо частных документов, можно изучать изменения в системе ценностей, установках, мотивах поведения людей. Проводя контент-анализ писем, приходящих в редакции газет, можно изучать общественное мнение относительно различных экономических проблем, правовой и социальной защищенности людей и др.

Преимущества этого метода заключаются в том, что нет влияния на объект исследования: никто не подвергается интервьюированию, анкетированию или эксперименту. Материалы для такого анализа обычно легко доступны, и он позволяет исследователю изучать общество, социальную группу бесконтактно, не наблюдая непосредственно, а лишь используя документы.

Особым методом социологического исследования является социальный эксперимент. Здесь в контролируемых и управляемых условиях изучается влияние различных факторов на человеческое поведение.

Проведение эксперимента предполагает разработку программы исследования, определение проблемы, предмета, объекта исследования, выделение единиц наблюдения и анализа, формулирование гипотез. Одно из условий эксперимента – его воспроизводимость.

Проведение эксперимента требует формирования экспериментальной и контрольной групп. Экспериментальная группа – это совокупность людей, которые поставлены в условия эксперимента. Контрольная группа − это совокупность людей, которые продолжают находиться в обычных условиях. Через сравнение поведения людей в обеих группах определяются те изменения в поведении, которые являются следствиями проводимого эксперимента. Особое внимание уделяется тому, чтобы поведение людей описывалось через параметры, которые можно измерять и сравнивать.

Значимость эксперимента в социологических исследованиях определяется тем, что он позволяет получать новые знания об изучаемых социальных объектах, а также подтвердить или опровергнуть выдвигаемые исследователями гипотезы. Результаты эксперимента могут иметь практическое значение, их можно использовать для повышения эффективности функционирования изучаемого объекта. Наконец, эксперимент дает возможность изучить латентные (скрытые) функции объекта. В любом случае открываются возможности для выдвижения и обоснования новых теоретических концепций развития тех или иных сфер, явлений и процессов социального развития.

Важное значение имеет типологизация социальных экспериментов. В зависимости от объекта и предмета исследования различают экономические, социологические, правовые, психологические, экологические эксперименты.

По характеру экспериментальной ситуации выделяют лабораторные и полевые эксперименты, последние в свою очередь делятся на контролируемые и неконтролируемые.

Лабораторный эксперимент – это исследование, при котором экспериментальный фактор введен в действие в созданной исследователем искусственной ситуации.

Полевой социологический эксперимент характеризуется тем, что воздействие экспериментального фактора на объект происходит в реальной социальной ситуации при сохранении обычных характеристик и связей этого объекта.

Контролируемый эксперимент – разновидность полевого эксперимента, в которой исследователь имеет по возможности исчерпывающее описание факторов, составляющих социальный объект, а также условий его функционирования, а затем вводит в действие независимую переменную в качестве гипотетической причины предполагаемых в будущем изменений.

В неконтролируемом (естественном) полевом эксперименте исследователь заранее не выбирает и не подготавливает независимую переменную и не вмешивается в ход событий.

По характеру объекта и предмета исследования, особенностям применяемых процедур различают реальные и мысленные эксперименты.

Реальный эксперимент осуществляется в сфере функционирования социального объекта путем воздействия экспериментатора через введение независимой переменной в реально существующую ситуацию.

Мысленный эксперимент проводится не в социальной реальности, а в виде некоторой воображаемой, часто математической модели на основе известной информации об исследуемых явлениях и процессах.

В зависимости от специфики решения поставленной задачи эксперименты подразделяются на научные и прикладные. Первые ориентированы на проверку и подтверждение гипотезы, содержащей новые, но пока не доказанные научные данные. Вторые ориентированы на получение реального практического эффекта.

По характеру логической структуры доказательств исходных гипотез выделяются параллельные и последовательные эксперименты.

В параллельном эксперименте выделяются экспериментальная и контрольная группа, а доказательства гипотезы опираются на сравнение состояний двух исследуемых социальных объектов в одном и том же временном отрезке.

Последовательный эксперимент обходится без специально выделенной контрольной группы. Доказательство исходной гипотезы опирается на сравнение двух состояний исследуемого объекта в разное время: до и после воздействия экспериментального фактора.

 

Литература

1. Асп Э.К. Введение в социологию: Пер. с фин. − СПб.: Алетейя, 1998.

2. Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива: Пер. с анг. − М.: Аспект-Пресс, 1996.

3. Волков Ю.Т., Мостовая И.В. Социология в вопросах и ответах. Учеб. пос. − М.: Гардарики, 1999.

4. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник. − М.: Наука, 1994.

5. Кончанин Т.Л., Подопригора С.Я., Яременко С.Н. Социология. Сер. “Учебники и учебные пособия”. − Ростов н/Д: Феникс, 2001.

6. Кравченко А.И. Социология: Учебник. М.: Логос. − Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

7. Социология: Учебник / Под ред. В.Н. Лавритенко. 2-е изд., перераб. и доп. − М.: ЮНИТИ – Дана, 2000.

8. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов // Отв. ред. академик РАН Т.В. Осипов, действительный член РАЕН Л.Н. Москвичев. − М.: Издательство Норма, 2002.

9. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей: Юрайт-М, 2001.

10. Фролов С.С. Социология: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. − М.: Издательская корпорация “Логос”, 1998.

 

 

Учебное издание

 

 

Ненашев Михаил Иванович

Курис Ольга Васильевна

 

Социология. Курс лекций

 

 

Редактор

 

Подписано в печать............................

Формат 60х84/16

Бумага осфетная

Усл. п.л................

Тираж 600 экз.

Заказ..........................

 


[1] Дюркгейм Э. Метод социологии. Киев, Харьков, 1899. С. 91.

[2] См.: Рапопорт А. Истоки насилия: подходы к изучению конфликта и теория человеческих потребностей // Социальный конфликт: Современные исследования. М., 1991. С. 36-52.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.