Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблематика исследований




Основные направления теоретической социологии XX века (Европа, США)

Эмпирическая социология XX века (Европа, США)

Теоретическая социология имеет дело с абстрактными объекта­ми, идеальными типами. Эмпирическая социология имеет дело с объектами, существую­щими реально, вне теоретических и иных научных текстов; это комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ конкретных фактов общественной жизни с использование специальных методов (опросов, анкетирования, интервьюирования и статических методов в др.).

Появление эмпирической социологии было связано с попытками создания социологии на принципах позитивизма: поиск объективного эмпирического обоснования социальных явлений, участие социальной науки в процессе совершенствования социальных отношений.

Самостоятельным направлением социологических исследований эмпирическая социология становится в США.

Эмпирическая социология делится на:

1. Академическую (создание системы научного знания об отдельных областях и явлениях общественной жизни (социологи» города, села, семьи, молодежи, искусства и т.д.), которые используются в качестве методологической основы конкретных эмпирических исследований).

2. Прикладную (прикладные эмпирические исследования, в отличие от академических, направлены на решение четко определенных практических задач и непосредственно связаны с выполнением функций социальной инженерии)

Элтон Мэйо (1880-1949): изучая влияние условий и организации труда, заработной платы, межличностных отношений, стиля руководства на повышение производительности труда на промышленных предприятиях, пришел к открытию роли человеческого и группового факторов. Положения: 1) человек представляет собой «социальное животное», ориентированное и включенное в контекст группового поведения; 2) жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая организация несовместимы с природой человека и его свободой; 3) руководители промышленности должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию, что обеспечивает социальную стабильность общества и удовлетворенность индивида своей работой.

Толкотт Парсонс: поставил своей целью разработать аналитическую логико-дедуктивную теорию человеческого действия как основу решения частных эмпирических задач. По Парсонсу, структура служит отправным пунктом для динамического анализа отношений между субъектами действия во всех преобразованиях. Общая система действия складывается из трех основных подсистем: личностная система – социальная система – культурная система. Специфика социального действия как самоорганизующейся системы заключается в: 1) символичности (символическими механизмами регуляции выступают язык, ценности); 2) нормативности (индивидуальные действия зависят от общепринятых ценностей и норм);3)волюнтаристичности (наряду с определенной иррационалистичностью и независимостью от условий среды, в то же время существует зависимость от субъективных определений ситуации).

Роберт Кинг Мертон: создание «теории среднего уровня», которая являлась бы своеобразным «соединительным мостом» между эмпирическими обобщениями и абстрактными схемами. Критикуя парсонсовский принцип функционального единства, который предполагал полную интегрированность общества, основанную на потребности адаптации его к внешней среде, он указывал, что это недостижимо в реальности. В связи с этим Мертон считает необходимым использовать понятие «дисфункция», которое должно отражать негативные последствия воздействия одной части системы на другую, а также демонстрировать степень интегрированности той или иной социальной системы. Способствовал развитию новых социологических субдисциплин - социологии науки и социологии медицины.

Критика «унылого эмпиризма» (попытка преодолеть «разрыв» между социологической теорией и практикой) — Пауль Лазарсфельд: разрабатывал проблемы методологиии применения математических методов в социологических исследованиях.

 

В истории социологии XX века можно выделить несколько этапов:

оформление национальных социологических школ (1880 - 1920) +

«интернационализм» (1920-е – 1980-е гг.) – дискуссии между сторонниками разных теоретических парадигм (марксистов, неомарксистов, структуралистов и др.);

1. США:

(Чикагская школа) ( 1920-е г): активизация теоретико-прикладных исследований в США. Уильям Томас и Флориан Знанецкий: попытка р ешить новые исследовательские задачи: проблема индивидуализации; отношение между индивидуальной и социальной эффективностью; проблема анормального поведения - преступность, бродяжничество, проституция, алкоголизм и др.; впервые применили метод исследования личных документов (письма, биографии, дневники, воспоминания и т.п.).

Социально-экологическое направление (Роберт Э.Парк): С оциология должна изучать образцы коллективного поведения, формирующиеся в ходе социальных изменений от конфликта к согласию. Общество — глубоко биологический феномен; социальная эволюция проходит четыре стадии: биотический (взаимодействие индивидов как социальных атомов); социетальный: экономический (торговля и обмен), политический (контроль и регуляция конфликтов), культурный (иго традиции, нравы и обычаи). Свобода: фундаментальная (беспрепятственное передвижения); политическая (конкуренция за место и статус в социальной иерархии); самовыражения.

Гипотеза “концентрических зон” (Эрнст Берджесс ) — механизм формирования социально неоднородных районов в процессе роста города и локальных сообществ (определенных групп жителей). В каждой зоне сосредоточены те или иные экономические и жилые структуры. К числу основных зон относятся: центральный деловой район, смешанная зона (жилые дома и коммерческие предприятия), рабочий район, жилая зона представителей среднего класса, привилегированная зона и др.).

Интегральная социология (П. Сорокин): демократическому обществу присуща большая интенсивность вертикальной социальной мобильности. Функции социальной циркуляции выполняют различные институты – семья, школа, церковь, армия, профессиональные организации, правительственные группы, политические партии и др. С его точки зрения, есть три главных вида социальной стратификации: экономическая (богат – беден), политическая (руководитель – исполнитель), профессиональная (мастер-виртуоз – подмастерье).

Структурно-функциональное направление (Парсонс): логико-дедуктивная теория человеческого действия — основа решения частных эмпирических задач. Структура схватывает лежащие «на поверхности» социальные отношения (официальную, формальную организацию). Общая система действия складывается из трех основных подсистем: личностная система – социальная система – культурная система.

Конфликтологическая социология (Козер): теория социального конфликта; Конфликт — борьба за ценности и притязания на обладание недоступным для всех статусом, властью и ресурсами, борьбу, в которой цель сторон заключается в нейтрализации своего противника, нанесении ему вреда или его уничтожении.

Дарендорф: конфликт — результат сопротивления существующим отношениям господства и подчинения, поэтому социум находится в состоянии перманентного конфликта.

2. Франкфуртская школа (Хоркхаймер, Адорно): «конец» индивида связан с особо изощренным манипулированием людьми: средствами массового искусства формируется особая разновидность конформистского сознания, не выходящего за рамки сложившихся культурных клише. Отличительные черты нового антропологического типа человека (XX): пассивность, конформизм, ригидность (негибкость) мысли, сексуальное подавление, страх и отвращение, вызываемое всем «чужим».

Эрих Фромм полагал, что история – это развитие человеческой сущности в условиях враждебной ей социальной структуры. Социальный характер — это совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникла в результате общих для них переживаний и общего образа жизни; главная ценность человека – способность к подлинной любви, именно она дает единственно верный ответ на проблему человеческого существования.

3. Леворадикальная социология (Миллс): о трицательные черты капитализма (расточительность; систематическая безработица; экономический национализм и протекционизм; периодические экономические спады; распределение собственности и заработка не по заслугам и труду; несправедливость различий в потреблении; разорение огромных масс из-за инфляции; «атакующая» реклама).

4. Этнометодология (Гарфинкель) — изучение методов, посредством которых люди упорядочивают свою жизнь: Значения – ценности, нормы, верования - не являются неизменными, поэтому нельзя рассматривать ни одно значение как «само собой разумеющееся».

«глобализация» (1980-е гг. – настоящее время) – попытка объединить усилия социологов в исследовании вопросов, волнующих современное человечество, учитывая при этом имеющиеся расхождения во взглядах и подходах.

Современные социологические теории: Мишель Фуко — изучени е феноменов власти и знания, их взаимосвязи; вездесущность власти;

Пьер Бурдье: теоретико-прикладное значение науки: «Социология могущественный инструмент самоанализа, предоставляющим каждому возможность лучше понять, кто он такой, давая ему понимание его собственных социальных условий производства и позиции, занимаемой им в социальном мире». Социология – это социальная топология, рассматривающая общество как социальное пространство, которое включает в себя несколько различных полей (политическое, экономическое, культурное). Теория структурации (Гидденс): критика функционализма и структурализма, акцент на постоянно меняющейся природе социальной реальности: «Одна из основных задач социологической мысли - вырваться за пределы привычного и знакомого». Не только пространственное, но также и временное местоположение в определенных обществах оказывает глубокое воздействие на результаты деятельности в этих обществах.

Теория коммуникативного действия (Хабермас): классификация действия: коммуникативные, ориентированные на взаимопонимание, и формальные, ориентированные на результат.

 

6. Отечественная социология: особенности, этапы развития,

Утверждение социологии в России началось в 60-е годы XIX в., чему способствовали реформы, проводимые правительством. Радикализм (народники)/утопизм (либералы)

В становлении и развитии российской социологии выделяют три исторических периода:

1) 1860-е – 1890-е гг. – позитивистское направление;

Субъективная школа («русская»: Лавров, Михайловский) — «Настоящая социология есть социализм». Необходима пропаганда в народе с целью подготовки грядущей социалистической революции. Социологическая истина охватывает необходимое (детерминизм), возможное (основа для типологии) и желательное (должное). Типы людей: «деятели» (меньшинство: лица, чьи взгляды соответствуют задачам своего времени — интеллигенция; «участники» (ученики, имитаторы «деятелей»); «присутствующие» (большинство), подразделяются на: «пасынков истории» (борьба за существование), «дикарей культуры»,(азартные игры, разврат). Основная единица общества — личность.

Натурализм (Мечников): социология — «высшая наука, которая должна проверять, дисциплинировать преобразовательные стремления каждого из нас и приурочивать их все к служению человечеству. Концепция эволюции культурно-географической среды. Очаги древнейших цивилизаций, считал он, возникли около великих рек/три периода в истории цивилизации: речной (Нил —Египет); средиземноморский (Карфаген); океанский (Америки). Географическая среда либо содействует развитию общества, либо тормозит общественный прогресс. Характер ее воздействия на общество определяется условиями среды и теми средствами, которыми располагает общество для организации коллективного труда.

Органицизм (Стронин): общество — это организм, а социальные институты – это отдельные части организма. Структуру общества он представлял в виде пирамиды: вершина – привилегированное меньшинство (судьи, законодатели, администрация), середина – капиталисты, основание – подавляющее большинство общества (земледельцы, ремесленники).

2) 1890-е – 1910-е гг. – теоретические исследования, прикладные задачи;

Историческая социология (Ключевский): социология занимается не великими личностями, а массами, учреждениями и другими «историческими силами, строящими человеческие общества». Вслед за многими коллегами он различал статику, «состав и строй» общества и динамику (процессы возникновения, роста, смены, прогресса); выделил 4 основные фазы русской истории, при этом у всех фаз есть общие черты: мобильность (перемещение населения, колонизация и создание казачества), подавление всех сословий государственной бюрократией и обратный процесс медленного раскрепощения, освобождения от нее.

Ковалевский: предмет социологии — социальный порядок; изучил специфику исторического развития одних и тех же социальных форм (собственность, солидарность, семья и др.) у разных народов. Создатель генетической социологии в России (весь путь существования социальных элементов: их зарождение, развитие, перерождение и гибель).

Психологическое направление. (Де-Роберти): биосоциальная концепция: психическое развивается в биологическом развитии личности, а конкретные выражения психического обусловлены системой социальных отношений.

Коркунов: общество – это результат «психологического единения людей». Государство и право выражают психологические связи между людьми.

Новгородцев: внутренний мир личности, рассматривал нравственно-правовые требования как посредники в отношении «среда – личность». Главный недостаток марксизма в том, что он не отражает противоречия личного сознания, не зависящие от общественного устройства, отрицает все сверхъестественное.

Марксистское направление (Плеханов): Ядро: классовая модель общества, в которой выделены экономическая доминанта (базис) и основанная на нем классовая структура российского общества; нацеленность на радикальное переустройство социального порядка и на исключительно революционный способ смены общественной системы; подчиненный социальной среде статус личности и зависимость личности от производительных сил и социальных институтов.

Ленин: упорядочение экономических классообразующих признаков; выявление характера этнических общностей и причин межэтнических конфликтов; изучение реального положения и интересов различных групп населения России. Однако научный анализ реальности уступал место «революционной целесообразности», интересам «классовой борьбы».

Религиозное направление (Булгаков): «христианская социология существует – как отдел нравственного богословия; только религия обосновывает социальную политику и социальное мировоззрение; «религия есть феномен общественности, тот «базис» на котором воздвигаются различные «надстройки»; «человек есть существо общественное, лишь насколько он есть существо религиозное».

3) 1920-е – начало 1930-х гг.— развитие различных направлений социологического знания.

Неопозитивистское направление: социальные явления подчиняются законам природной и социально-исторической действительности; «субъективные аспекты» человеческого поведения можно изучать только через «открытое», т.е. доступное для наблюдения поведение (бихевиоризм); социология как наука должна быть свободна от ценностных суждений и связи с идеологией.

Бихевиористская ориентация (Сорокин): Социология изучает общество с трех главных точек зрения: его строения и состава; данных в нем процессов или его жизнедеятельности; происхождения и развития общества и общественной жизни - таковы основные задачи изучения социологии; Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая социологи я изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего. Социология практическая изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения должного. Социология практическая, по Сорокину, включает в себя социальную политику.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 601; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.