Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы социологического исследования. Социологическое исследование — система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур




Социологическое исследование — система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, имеющих цель: получить достоверные данные об изучаемом социальном явлении или процессе для их последующего использования.

Основные функции социологических исследований:

1. Отражение реального состояния социальных явлений, процессов и определение факторов, воздействующих на их изменение.

2. Выявление ведущих тенденций развития общественных отношений.

3. Обоснование планов, управленческих решений и оценка эффективности их реализации.

4. Анализ и прогнозирование социальных ситуаций.

В зависимости от поставленной цели выделяют следующие методы социологического исследования:

1. Опрос — метод сбора первичной вербальной информации, целью которого является получение знаний о явлениях индивидуального и общественного сознания или об объективных фактах, событиях, процессах. Опрашиваемой группе лиц (респондентам) в письменной или устной форме предлагается упорядоченный набор вопросов, объединенных общей темой исследования.

На качество информации влияют факторы: личность респондента (уровень образования, культуры, свойства памяти); отношение к анкетеру; деятельность исследователя (порядок вопросов, организация, качество составления вопросов).

Виды опроса (по характеру социально-психологического взаимодействия между исследователем и респондентом):

M Анкетный опрос (респонденты отвечают в письменной форме на вопросы, предъявленные им в виде опросного листа или анкеты); мотивация — содержание анкеты, введение к ней, различные комментарии и консультации; внешний вид анкеты.

Разновидности вопросов:

Открытые (вопросы без заранее сформулированных ответов), закрытые (заранее сформулированные варианты ответов), полузакрытые (наряду с предложенными вариантами оставлено место и для свободных ответов).

Преимущества: экономичность, оперативность проведения, соблюдение анонимности.

Недостатки: нет возможности влиять на ход опроса,

M Почтовый опрос: анкета распространяется путем самостоятельного почтового отправления по заранее отобранным адресам. Используется в условиях ограниченных ресурсов, может использоваться как вспомогательный метод наряду с получением основной информации с помощью интервью, более честные и детальные ответы. кроме того, ответы в этом случае более детальные и подробные.

M Прессовый опрос: метод сбора первичной социологической информации посредством публикации анкет в периодических изданиях. Требования к анкете: ограниченность количества вопросов, удобная верстка анкеты, подробные инструкции и обращения.

Достоинства: экономичность, возможность одновременного охвата большой территории; строгая добровольность.

Недостатки: невысокая репрезентативность, сравнительно невысокий возврат анкет (принято считать его не превышающим 5%); возможность изложения в анкете мнения формальных и неформальных образований, к которым он принадлежит (коллег, семьи, друзей и пр.).

Социометрический опрос: метод исследования структуры межличностных отношений (не только эмоциональные, но и соотношения между членами группы) в малой группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тому или иному критерию.

Применение: социальное планирование производственных коллективов, исследование управленческих коллективов, изучение воинских коллективов.

M Интервью: непосредственное вербальное социально-психологическое взаимодействие между интервьюером и респондентом с целью получения данных, интересующих исследователя.

от степени свободы собеседника и глубины ответов: глубинное (исследователь определяет круг проблем); свободное (интервьюер свободен в постановке вопросов, но должен следовать теме и плану); полуформализованное (используется “путеводитель интервью” с перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов; стандартизированное ( опросник со строго оговоренным перечнем вопросов);

В зависимости от числа респондентов различают индивидуальное и групповое интервью. В зависимости от способа общения между интервьюером и респондентом различают личное и телефонное интервью.

В зависимости от частоты проведения интервью может быть однократным и многократным (панельным).

Для успешного интервью учесть: Место проведения интервью (+отсутствие третьих лиц); вступительное слово для установления контакта; нейтральная позиция интервьюера; дружеская атмосфера; темп.

Преимущества: полная, глубокая информация (чем в анкете); наблюдение за респондентом;

Недостатки: большие материальные и временные затраты.

M Телефонный опрос — метод опроса населения с использованием телефонной связи; (низкая стоимость исследования, оперативность; недостатки: требование краткости вопросника — уменьшение объема содержательной информации, получаемой в исследовании;

M Метод фокус-групп: фокусированное интервью в форме групповой дискуссии, направленное на получение субъективной информации; ф окус-группа (фокусированное интервью, проходящее в форме групповой дискуссии и направленное на получение от ее участников «субъективной информации» о том, как они воспринимают различные виды практической деятельности или продукты этой деятельности). Участники = обладатели равных основных социально-демографических характеристик. В роли ведущего выступает модератор, используя сценарий фокус-группы.

M Метод экспертных оценок, т.е. получение социологической информации путем проведения экспертного опроса и получения экспертных оценок специалистов в той области деятельности, по поводу которой ведется исследование (работа с высококвалифицированными специалистами).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.