Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процедура социологического исследования




Маркетинговые исследования — исследования потребительского рынка, способствующие обеспечению фирмы информацией для того, чтобы она могла принимать более обоснованные экономические решения.

Анализ документов — использование информации, фиксированной в рукописном или печатном виде, а также на магнитной ленте, кинопленке и т.д. Документ — средство закрепления различным способом информации о фактах и событиях, являющихся объективной действительностью человека.

Метод наблюдения — метод сбора социологической информации, предполагающий визуальное и слуховое восприятие процессов и явлений, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения цели исследования.

Достоинства: прямой контакт между исследователем и исследуемым объектом.

Недостатки: возможное вмешательство исследователя в естественный ход событий, невозможность полностью избежать субъективизма в подходе.

Классификации наблюдения:

По степени формализации процедуры: стандартизированное (заранее определены важнейшие элементы изучения) и нестандартизированное (начало исследования, с целью определить проблему).

В зависимости от положения наблюдателя: невключенное (исследователь вне изучаемого объекта) и включенное (включен в изучаемый объект и находится в непосредственном контакте с наблюдаемым).

По условиям организации: полевое (естественная обстановка) и лабораторное (искусственно созданные условия).

По регулярности проведения: систематические и случайные.

Для достижения объективности:

Один и тот же объект следует наблюдать в разных ситуациях;

Необходимо привлекать для работы нескольких сотрудников,

Выбор независимого критерия для проверки обоснованности наблюдения.

Виды документов:

В зависимости от типа фиксации информации: письменные (печатные, рукописные), иконографические (видео, фото, картины), фонетические документы (радио, записи);

В зависимости от авторства: официальные документы (созданные юридическими или официальными лицами) и документы личного происхождения (письма, автобиографии, дневники).

В связи с мотивацией создания документов: спровоцированные (сочинения школьников на заданную тему) и неспровоцированные документы (личные документы, созданные по инициативе самого автора: личная переписка, дневники)

По содержанию: правовые, исторические, технические, экономические, педагогические и т.д.

Методы анализа делятся на две основные группы: неформализованные (традиционные) —обычное прочтение, выделение смысловых блоков, идей = интуиция исследователя, субъективное смещение — и формализованные (контент-анализ) — строгое исследование содержания в целях выявления или измерения социальных тенденций: 1) Выделяются категории анализа (ключевые понятия); 2) Выбираются единицы анализа: герой, социальная ситуация и т.д.; 3). Устанавливается единица счета: количественная мера взаимосвязи текстовых и внетекстовых явлений; 4) Производятся подсчеты = Проверка грамматики в сочинениях.

4. Эксперимент — исследователь создает определенную ситуацию, приводит в действие гипотетическую причину и наблюдает за изменениями в естественном ходе событий, фиксирует их соответствие или несоответствие своим гипотезам. Вопрос о правомерности и целесообразности использования эксперимента в социологии является спорным (специфика социальных явлений: сложность, многофакторность и многослойность).

6. Качественные методы в социологии — не направлено на выявление значимых статистических закономерностей, отличается отсутствием жесткой формализованной системы сбора данных и статистической представленности результатов. Цель: проникнуть вглубь изучаемых явлений, услышать мнение респондента «своими словами», а не путем выбора предлагаемых вариантов ответа.

7. Выборочное исследование: метод получения информации, основанный на изучении небольшой части потенциальной совокупности объектов (генеральной совокупности), выводы которого затем распространяются на всю совокупность объектов

Выборочная совокупность — часть генеральной совокупности, избирается для изучения.

Генеральная совокупность — множество элементов, возможных социальных объектов, подлежащих изучению согласно гипотезам в рамках программы.

 

Социологическое исследование — система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, имеющих цель: получить достоверные данные об изучаемом социальном явлении или процессе для их последующего использования.

Этапы социологического исследования:

M Подготовительный (влияет на ход всего исследования; разработка программы)

M Этап сбора первичной социологической информации (полевой этап)

M Подготовка собранной информации к обработке и ее обработка

M Анализ обработанной информации, оформление итоговых доказательств, формулирование выводов и рекомендаций.

Для социологического исследования необходимо составить программу: документ, содержащий методологические и процедурные предпосылки научного поиска. Программа — обязательное условие социологического исследования, где отражаются структурная организация социологического знания и навыков, необходимых для проведения исследования.

Разделы программы:

1. Методологический (что будет исследовано?): формулировка социологической проблемы, определение целей, задач исследования, определение объекта и предмета изучения.

M социологическая проблема — объективное социологическое противоречие, осознаваемое исследователем; ситуация, требующая неотложного анализа в целях выработки решения.

M Цель: общая направленность исследования, то чего нужно достичь в ходе исследования; цель определяет ориентацию социологического исследования: теоретическое (получение новых знаний о структуре, тенденциях развития изучаемого объекта); прикладное (необходимость получения новой информации, чтобы определить выход из конкретной ситуации).

M Задачи: формулируют вопросы, на которые нужно ответить в ходе исследования;

M Объект: то, на что направлен процесс социологического исследования; Предмет:

M Интерпретация и операционализация понятий — истолкование понятий, лежащих в основе социологического исследования.

M Выдвижение гипотезы (научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, которые надо подтвердить или опровергнуть в ходе исследования)

2. Процедурная (как будет исследоваться проблема?): стратегический план исследования, набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных. Специфика социологического исследования — использование выборочного метода: получение информации, основанное на изучении небольшой части потенциальной совокупности объектов (генеральной совокупности), выводы которого затем распространяются на всю совокупность объектов

Выборочная совокупность — часть генеральной совокупности, избирается для изучения.

Генеральная совокупность — множество элементов, возможных социальных объектов, подлежащих изучению согласно гипотезам в рамках программы.

Все выборочные процедуры делятся на:

M Вероятностную (формулирование достоверных выводов); недостаток: необходимость списка единиц генеральной совокупности; выделяют: случайную (есть полная информация о генеральной совокупности; метод: отбор по датам рождения); систематическая (отбор из генеральной совокупности каждого десятого); гнездовая (отбор некоторых статистических групп («гнезд», «кластеров»), таких как школьные классы, которые затем целиком или выборочно подвергаются обследованию); стратифицированная (вся генеральная совокупность разбивается на слои); многоступенчатая (процедура состоит из нескольких этапов).

M Целевую (заранее определены социальные признаки, существенные для отбора)

3. Разработка инструментария — набора специальных документов (анкет, бланков и т.д.), с помощью которых реализуется методы исслеования и осуществляется сбор информации.

 

12. Социальная структура: понятие и виды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 903; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.