Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек, индивид и личность. Социализация личности




Тема VI. Личность и ее социальные роли

 

 

В разговорном языке мы часто употребляем понятия человек, индивид и личность как синонимы. Например, человек по фамилии Петров, но говорим также индивид Петров, или личность Петрова. В социологии эти понятия разграничивают и имеют дело прежде всего с понятием личности, причем под определенным углом зрения, так как для философа, историка, психолога личность будет одно, а для социолога личность есть несколько иное.

Рассмотрим эти понятия по отдельности. Человек – понятие, выражающее отличие людей как особого рода живых существ от других живых существ. Мы говорим “человек”, имея в виду живое существо, способное производить орудия труда, произошедшее от высокоразвитых обезьян, появившееся на Земле более миллиона лет назад, прямоходящее, обладающее стыдом, членораздельной речью и т.д. И тогда мы говорим, что вот здесь еще не ступала нога человека или что человек вышел в космос и т.д. То есть человек понимается как представитель человеческого рода, или человечества.

Но ясно, что далеко не каждый из людей произошел от высокоразвитой обезьяны, или появился на Земле более миллиона лет назад, или способен производить орудия. То есть человечество в целом обладает данными свойствами, но ими не обладает каждый человек, каждая отдельная человеческая особь. Вот в таком качестве, то есть как отдельная человеческая особь, которая обязательно мужчина или женщина, определенного возраста, с определенным цветом волос и глаз, привычками и комплексами, человек определяется как индивид.

Итак, индивид – это отдельная человеческая особь, взятая в своей физической и социальной неповторимости.

Но человек может быть рассмотрен не как отдельная особь или как представитель человечества вообще, но как представитель определенного типа общества, или исторической эпохи, или социальной группы, то есть как носитель определенных социальных качеств или свойств. Тогда он называется личностью.

Личность в социологии – это человеческий индивид, рассматриваемый в качестве представителя определенной социальной общности, или социальной группы, или совокупности общностей или групп.

В этом случае мы различаем личность феодального общества или буржуазного общества, или как представителя духовенства, рабочего класса, представительницы прекрасной половины человечества. То есть в социологии личность берется не в своей неповторимости, но как нечто типичное.

Для пояснения вернемся к примеру, который мы приводили в самом начале − совместное посещение театра Петрова и Ивановой. Петров на свидание с Ивановой приходит немного пораньше, проводит ее в театр, угощает в буфете напитками, провожает до дома, говорит прощальные слова. Выясняет возможность следующего свидания. Во всех этих действиях социолог выделяет поведение Петрова как мужчины определенной возрастной группы, определенного слоя общества, определенной эпохи. То есть выделяется то, что стал бы делать в данной ситуации любой другой мужчина такого же возраста, из того же социального слоя, такой же эпохи. Социолога заинтересовали бы отклонения в поведении Петрова от стандартов представителя данных социальных групп. И он стремился бы выяснить причины отклонения, но не как психолог или биолог, а снова как социолог. Начал бы учитывать, например, что Петров одновременно является представителем такой особой социальной группы, как женатые мужчины, и через это объяснил бы некоторые особенности поведения Петрова на свидании с молодой незамужней женщиной.

Итак, личность для социолога есть прежде всего представитель определенных социальных групп и общностей, и в этом качестве личность рассматривается как субъект и объект соответствующих социальных отношений и связей.

Но известно, что человек не рождается личностью, он ею становится. Поэтому можно сказать, что всякая личность является индивидом, но не каждый индивид является личностью. Только что родившийся человек является индивидом – он с самого начала неповторим, у него единственный в мире тембр голоса, неповторимый вес (если уточнять до долей миллиграмма), неповторимый рост, уже есть особенности характера и т.д.

Но личностью он станет через некоторое время. А в некоторых случаях так и не станет. Но все равно общество с определенного возраста будет относиться к нему как к личности, если у человека нет психических нарушений. Этот человек будет нести ответственность за свои поступки, подвергаться различным санкциям и поощрениям и т.д. Процесс превращения человеческого индивида в личность называется в социологии социализацией. Дадим определение социализации.

Социализация есть процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что он становится не только объектом, но и субъектом соответствующих социальных отношений.

Необходимо уточнить, что объектом социальных отношений индивид является с самого рождения. Появляясь на свет, он получает имя, регистрируется в соответствующих учреждениях, оказывается сыном или дочерью, то есть членом семьи, потом становится членом школьного коллектива и т.д. Личность же отличается тем, что она является не только объектом, но и субъектом социальных отношений: то есть индивид не только должен выполнять определенные социальные функции, но и выполнять их как нечто желаемое, соответствующее его потребностям, без выполнения этих функций он не чувствовал бы удовлетворения от жизни.

Например, одна из важнейших социальных функций современной женщины состоит в том, чтобы быть женой, матерью и вести домашнее хозяйство. И ясно, что соответствующая деятельность не всегда приятна, чаще всего она обременительна, утомительна и раньше времени старит. Но общество строит процесс социализации таким образом, чтобы женщина хотела иметь мужа, детей, домашнее хозяйство, чтобы хлопотала со счастливым видом и смотрела с сожалением на тех, которые от всего этого свободны. И вот когда она сама искренне хочет всего этого и к этому стремится, то есть стала сознательным субъектом соответствующих социальных функций, тогда она признается полноценной личностью.

Таким образом, социализация состоит в превращении человека в субъекта, который видит смысл своей жизни в выполнении соответствующих социальных функций.

Процесс социализации является весьма сложным, он часто происходит стихийно. Можно выделить следующие его моменты. Это – имитация, или подражание, осознанное или неосознанное. Чаще всего имитация выступает ведущей формой социализации на раннем, детском этапе, когда ребенок, не совсем еще понимая смысл той или иной социальной роли, все же начинает копировать поведение взрослых через игры или неосознанное подражание, принимая конкретного взрослого человека в качестве образца. Сын стремится походить на отца, девочка на мать, или дети подражают любимому учителю в манере одеваться, вести себя и т.п.

Вторым моментом является идентификация. Идентификация означает осознание собственной принадлежности к той или иной общности с внутренним освоением ее ценностей и норм. Например, мальчик начинает понимать свою принадлежность к определенному кругу людей и противопоставлять себя людям другого круга, начинается деление на своих и не своих.

Другой пример, когда женщина жалуется на свою тяжелую долю подруге, что муж пьет и не всегда известно, где пропадает. Но когда подруга говорит: так брось его, зачем он такой тебе нужен? − женщина с гордостью отвечает, вот сама заведи мужа и тогда его бросай, а я все-таки замужняя женщина. То есть она идентифицирует себя с определенной социальной группой замужних и, следовательно, порядочных женщин. Она знает о себе, кто она есть, относя себя к определенной социальной группе.

Наконец, третьим моментом является стыд и вина. Личность стыдится, что другие обнаружили ее несоответствие требованиям и ценностям той группы, с которой она себя идентифицирует. Она может воспринимать это как позор и разоблачение. Ощущение вины связано с внутренними переживаниями, что все этого человека пока еще принимают в группе как своего, но он-то понимает свое несоответствие общим требованиям.

Например, женщина чувствует себя виноватой, если не успевает делать по хозяйству так хорошо, как должна делать настоящая замужняя женщина.

Процесс социализации достигает завершенности, когда личность приобретает определенный социальный статус или определенное социальное положение. И тогда личность начинает описываться через категории “социальный статус”, “социальная позиция”, “социальная роль”.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1210; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.