Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление ресурсами предприятия (ERP);




Управление потребностью в материалах (MPR);

Всеобщее управление качеством (TQM);

управление информационными ресурсами организации (предприятия) (CALS/ИПИ).

 

Экономические категории качества

Экономические категории качества проявляются,

во-пер­вых, через прибыль производителя от продажи качественно из­готовленного продукта,

во-вторых, через затраты производите­ля на обеспечение ожидаемого потребителем качества.

Эти за­траты, помимо затрат на проектирование и изготовление продукции, включают также затраты на сервисное обслужива­ние потребителя при поставке ему качественной продукции и поддержание этого качества в течение гарантийного срока службы. Они составляют суммарные затраты поставщика, т. е. стоимость С продукции для его поставщика. Разница между продажной ценой (Р)каждого реализованного изделия и его стоимостью (С)равна доходу (Д) от продажи одного изделия, т. е.

Д = Р - С (2.7)

Прибыль П от реализации:

П = Д - 3, (2.8)

где З — затраты на изготовление продукции.

Эффективность повышения качества продукции тесно связана с экономией живого и овеществлённого труда, затраченного на получение качественной продукции. В силу ограниченности ресурсов (материальных, энерге­тических, трудовых, природных), располагаемых обществом в данный момент времени, эффективность выступает критери­ем осуществления мероприятий по повышению качества продукции.

Экономическая эффективность улучшения качества продукции

Эффективность – универсальная общенаучная категория. Она используется для определения (сравнения оценки соотношения) результатов деятельности, будь то сфера производства, научных исследований, экономическая и т.д. Категорию эффективности качества следует понимать в двух взаимно дополняющих аспектах: общеметодологическом и конкретно экономическом.

В первом аспекте эффективность выступает, как общая социально – экономическая эффективность, а качество, как категория науки об управлении качеством. Каждая из этих категорий выражает степень достижения цели - эффективность социально – экономических, организационно – технических. Качество, как степень соответствия результатов потребностей общества и человека.

Во втором аспекте эффективность рассматривается как эффективность производства; качество – как качество продукции или труда. Качество и эффективность находятся в постоянной взаимосвязи. Эта связь неоднозначна и противоречива, что обусловлено, с одной стороны, сложной структурой, многочисленностью факторов, определяющих эффективность, а с другой стороны – сложностью и диалектической противоречивостью категории качества.

Важное практическое значение имеет характер взаимосвязи качества и эффективности, которые находятся в постоянной функциональной зависимости. С одной стороны, качество есть функция эффективности

К= j (Э), (2.9)

т.к. в условиях неэффективного производства нельзя обеспечить устойчивый рост качества. С другой стороны, эффективность - функция качества,

Э = f (K), (2.10)

так как качество обеспечивает экономию живого и общественного труда в процессе расширенного воспроизводства, т.е. его рост влияет на эффективность общественного производства. Таким образом, управление качеством в большинстве случаев является одновременно и управлением эффективностью.

 

Классификация затрат на качество

Рыночные отношения требуют внедрения в практику меж­дународных правил ведения учёта, анализа хозяйственной де­ятельности и отчетности в полном жизненном цикле про­дукции. Условно эту информацию делят на внешнюю (финан­совую) и внутреннюю (управленческую) как по характеру её сбора, так и по использованию.

Внутренний учёт и анализ называют управленческим; раз­личие между ним и внешней отчётностью постоянно углубля­ется. Во всяком случае, управленческий анализ субъективен, конфиденциален, но именно он несёт нагрузку обеспечения принятия решения и им занимаются профессионалы высокого уровня; однако при этом страдают сопоставимость и возмож­ность обобщения данных различных предприятий. В междуна­родных стандартах на системы качества отмечается, что затра­ты, связанные с качеством, классифицируются внутри органи­зации согласно её критериям.

При этом к затратам, связанным с качеством, относятся за­траты, возникающие при обеспечении и гарантировании удов­летворительного качества, в том числе при совершенствовании качества, а также связанные с потерями, когда не достигнуто удовлетворительное качество; некоторые потери можно с тру­дом определить количественно, но они могут быть очень суще­ственными и влияют на имидж предприятия.

В международных стандартах на системы качества отмеча­ется роль оценки эффективности системы качества с финансовой (внешней) точки зрения. Эффективная система качества может оказывать чрезвычайно значение на рентабельность организации, особенно за счёт совершенствова­ния хозяйственной деятельности, что приводит не только к снижению брака и затрат на изготовление продукции, но и к сокращению затрат, связанных с использованием и эксплу­атацией продукции.

В целях унификации, сопоставимости и обобщения хозяй­ственной информации международные стандарты дают реко­мендации только по некоторым методам калькуляции затрат на качество для внешней (финансовой) отчетности о деятель­ности производителя в рамках системы качества.

Метод калькуляции затрат на качество. Этот метод каса­ется определения затрат на качество, которые в целом подраз­деляются на затраты на внутреннюю хозяйственную деятель­ность и на затраты, связанные с внешними работами (рис. 2.13).

Составляющие затрат на внутреннюю хозяйственную де­ятельность анализируются на основе модели калькуляции за­трат ПОД (профилактика, оценивание, дефекты). Затраты на профилактику и оценивание считаются выгодными капита­ловложениями, тогда как затраты на дефекты считаются убыт­ками.

 

 

Уровень качества

1 — расходы на конт­роль качества; 2 — ос­новные издержки про­изводства; 3 — потери из-за дефектности; 4 — общая сумма издержек на производ­ство

Рисунок 2.13. Затраты на качество продукции

 

Метод калькуляции затрат, связанных с процессами. Здесь используются понятия стоимостей соответствия и не­соответствия любого процесса, причём обе могут быть источни­ком экономии средств. При этом;

стоимость соответствия — затраты, понесённые с целью удовлетворения всех сформулированных и подразуме­ваемых запросов потребителей при безотказности су­ществующего процесса;

стоимость несоответствия — затраты, понесённые из-за нарушения существующего процесса.

Метод определения потерь вслед­ствие низкого качества.

При данном подходе основное внимание уделяется внутренним и внешним потерям вслед­ствие низкого качества и определению материальных и нематериальных по­терь. Типичным примером внешних нематериальных потерь является со­кращение в будущем объёма сбыта из-за неудовлетворенности потребителей. Ти­пичные внутренние нематериальные по­тери являются результатом снижения производительности труда из-за пере­делок, неудовлетворительной эргономи­ки, неиспользованных возможностей и т. п. Материальные потери представля­ют собой внутренние и внешние затра­ты, являющиеся следствием дефектов.

Метод калькуляции затрат на пол­ном жизненном цикле продукции. Его используют для оценки стоимости пол­ного ЖЦ с расчленением её на элемен­тарные стоимостные составляющие по всем стадиям. Стоимостные элементы должны быть выделены для опознания из множества других, достоверно определены и оценены во множестве остальных элементов ЖЦ. Идентифика­ция проводится по признакам выделяемых уровней с использо­ванием трёхразмерной матрицы, показанной на рис. 2.14

 

 

 

1 — этапы жизненного цикла; 2 — декомпозиция структуры продукции; 3 — категории стоимости; 4 — трудовые затраты продукции за пределами жизненного цикла; 5 — предел элемента стоимости в жизненном цикле; 6 — конструкция и развитие; 7 — энергетическое снабжение; 8 — стоимость труда (трудоемкость)

Рисунок 2.14. Концепция стоимости элемента

Оценка качества изделия

Разработчики и изготовители, повышая качество продук­ции, обязаны обеспечивать опережающий рост эффекта по сравнению с затратами, относительное удешевление для потребителя новой продукции, экономиче­скую обоснованность цен на продукцию.

С расширением выпуска новой продукции устанавливаемые цены на ранее освоенную продукцию должны снижаться по мере её морального старения. По требо­ванию потребителей цена на новую продукцию должна быть снижена, если при её использовании не достигается уровень качества и эффективности использования, принятый при опре­делении цены на эту продукцию.

Превышение требований к качеству при разработке и изго­товлении (поставке) продукции, непредусмотренное догово­ром, не является основанием для увеличения цены продукции. Экономически необоснованное повышение изготовителем (поставщиком) договорных и самостоятельно устанавливае­мых цен, а также доплат к централизованно устанавливаемым ценам на продукцию, не соответствующее степени улучшения её качества, является незаконным. Эти цены и доплаты подле­жат отмене государственными органами ценообразования по их инициативе, а также по предложению потребителей и их об­ществ. При завышении цен изготовитель (поставщик) несёт экономическую ответствен­ность в соответствии с дейст­вующим законодательством.

Продукция, изготовленная с отступлениями от требова­ний технических условий, ре­ализуется потребителю по сни­женной цене. Оценка качества изделия строится по изменению интен­сивности функции полезности F, принятой за критерий эко­номической эффективности, с ценой Р от продажи и себесто­имости С изделий N за планируемое время их выпуска Т (рис.2.15):

Р - С

F = --------- (2.11)

Т

 

 

 

Рисунок 2.15. Качество продукции

Как видно из рис.2.15, та часть ординат, которая заключена между кривой стоимости С и ценовой кривой Р изделия и огра­ничена точками Q1 и Q2, отражает рентабельность производст­ва и является основанием для повышения качества изделий на производстве. Точка наибольшего отдаления Q0 определяет прибыль, соответствующую оптимальному качеству. Опреде­ление прибыли с учётом качества всегда остается в кругу воп­росов стратегии и тактики производства, определяет целесооб­разность его автоматизации и выпуска изделия с учётом техни­ческого состояния конструкции. Оценка по состоянию конструкции изделия осуществляет­ся в двух вариантах: без учёта и с учётом возможного мораль­ного старения изделия.

Производственные затраты на повышение качества продукции

С экономической точки зрения все усилия по повышению технического уровня качества промышленной продукции вы­ражаются в форме затрат, направленных либо на превышение доходов над расходами по обеспечению качества по базовым показателям, либо на сокращение издержек производства для установления соответствия показателей качества продукции техническим условиям. Обычно высокая степень соответствия техническим условиям может быть достигнута использовани­ем более дорогостоящих производственных процессов, затрат на основные издержки производства и расходов на контроль. Использование дорогостоящих производственных процессов снижает потери из-за дефектности и повышает качество про­дукции. Чем основательнее осуществляется контроль, тем ско­рее снижаются потери, связанные с дефектностью. При этом, однако, зачастую резко возрастают расходы на контроль. Отме­ченное предполагает возможность существования оптимума качества, который соответствует точке минимума в кривой общих затрат (см. рис. 2.13). Следовательно, точка Ср, отражаю­щая минимальные издержки производства, показывает опти­мальное значение качества Р0.

Различные издержки производства обычно рассматрива­ются либо как капитальные вложения, либо как текущие рас­ходы издер жек. Затраты на повышение качества классифицируют анало­гично производственным издержкам.

Затраты на предупреждение низкого качества включают затраты на деятельность, связанную с планированием качест­ва продукции, деятельностью инженерно-технического и ад­министративного персонала, конструированием и разработкой оборудования для определения уровня качества продукции, обучением персонала методам качественного изготовления продукции и подготовкой инструкций, затратами труда на про­верку поставщиком.

Затраты на оценку качества — это затраты на измерение качественных характеристик продукции в целях обеспечения соответствия ее техническим условиям. Сюда входят оплата труда контролеров и руководящего персонала, а также косвен­ные затраты труда, например затрачиваемого на контроль сырья, поступающего на предприятие.

Издержки, связанные с браком, вызываются продукцией, не удовлетворяющей требованиям качества.

Внутренние из­держки, связанные с выпуском бракованной продукции, вклю­чают все трудовые, материальные затраты, а также накладные расходы на продукцию как на лом, т. е. все издержки, из кото­рых складывалась стоимость продукта до того периода, когда было обнаружено его несоответствие техническим условиям.

Внешние издержки, связанные с выпуском бракованной продукции, включают все затраты на удовлетворение жалоб покупателей и необходимое эксплуатационное обслуживание из-за плохого качества продукции.

Капитальные вложения, связанные с повышением качест­ва продукции, представляют собой главным образом затраты на измерительное оборудование и оборудование для обработки данных. Практика учёта этих издержек различна; в частности, они могут относиться к издержкам производства.

Косвенные затраты на обеспечение качества продукции представляют собой затраты поставщика на обеспечение каче­ства его продукции; эти затраты отражаются в покупной цене материалов. Обычно затраты на предупреждение брака составляют око­ло 10% от общей суммы расходов на обеспечение качества про­дукции. Затраты на оценку качества продукции составляют около 25%, издержки, связанные с выпуском бракованной продукции, — 50... 75%. Составление бюджета затрат на повы­шение качества продукции следует считать основой стратегии поиска оптимального соотношения между видами расходов.

Затраты на качество обычно делятся на следующие категории (Рис. 2.16):

· Затраты на предотвращение дефектов (предупредительные затраты), т.е. затраты, связанные с какой либо деятельностью, которая снижает или полностью предотвращает возможность появления дефектов или потерь.

· Затраты на контроль, т.е. затраты на определение и подтверждение достигнутого уровня качества.

· Внутренние затраты на дефект – это затраты, понесенные внутри организации, когда оговоренный уровень качества не достигнут, т.е. до того, как продукт был продан (внутренние потери).

· Внешние затраты на дефект – это затраты, понесенные вне организации, когда оговоренный уровень качества не достигнут, т.е. после того, когда продукт был продан (внешние потери).

 

Затраты на соответствие

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.