КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формы народовластия. Понятие и содержание народовластия
Понятие и содержание народовластия Основы правового положения личности Конституция Российской Федерации, рассматривая человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, выражает тем самым основополагающий принцип взаимоотношений государства и личности, выдвигает на первый план именно личность. Уважение к личности и ее защита является необходимым признаком конституционного государства, его обязанностью. Приоритет человека перед государством неотъемлемо принадлежит человеку и реализуется в меру его способностей и возможностей. В ст. 18 Конституции закрепляется, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Основные обязанности государства в этой сфере сводятся к признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. К основам правового положения личности конституционного строя РФ относятся следующие положения: человек, его права и свободы являются высшей ценностью (государство обязано признавать права и свободы личности, соблюдать их и защищать); гражданство РФ — единое и равное независимо от оснований приобретения (оно приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, при этом гражданин не может быть лишен гражданства или права изменить его); равенство конституционных прав граждан РФ и их конституционных обязанностей. Только действуя в этих рамках, в интересах человека государство приобретает черты, характеризующие его как конституционное. Вопрос 3. Народовластие как основа конституционного строя В РФ единственный источник власти - народ. Народовластие - волеизъявление народа в управлении государством непосредственно или через представителей, которое осуществляется свободно народом, но в соответствии с требованиями закона, его суверенной волей и интересами государства. В РФ власть легитимируется и контролируется народом, гражданами РФ. Местное самоуправление (ст. 12 Конституции в РФ) относится к числу важнейших проявлений демократизма государства и представляет собой право и способность населения муниципальных образований (городских, сельских поселений и других территорий) осуществлять в рамках закона самостоятельно, под свою ответственность и в собственных интересах решение вопросов местного значения, его органы не входят в систему органов государственной власти. Элементы народовластия в РФ: 1) коллективный субъект - граждане РФ; 2) объект - власть. Формы народовластия: 1) непосредственная (прямая) демократия; 2) представительная (косвенная) демократия. Непосредственное народовластие - это прямое волеизъявление народа или его части по разрешению важнейших для государства вопросов регулирования общественной жизни. Виды непосредственной демократии: 1) референдум; 2) выборы; 3) мирные собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и т. п.; 4) народная правотворческая инициатива в органы местного самоуправления, инициатива граждан по проведению референдума; 5) индивидуальные и коллективные обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления. Высшие формы непосредственной демократии: референдум и выборы. Конституционные гарантии народовластия - выборы в РФ проводятся на основе: 1) всеобщего; 2) равного; 3) тайного; 4) прямого голосования. В зависимости от содержания институты прямой демократии могут быть: 1) способ принятия обязательного и окончательного решения (свободные выборы, референдум); 2) формами выражения народного мнения, имеющими консультативное, но необязательное значение для принятия решения органами власти (митинги, демонстрации, обсуждение проекта закона и т. д. Представительная демократия (народовластие) - это осуществление власти народом через представительные органы государственной власти и местного самоуправления. Органы представительной демократии: = высшие коллегиальные органы законодательной власти (Государственная Дума ФС РФ, парламенты субъектов РФ, городские думы и т. д.); единоличные органы (Президент РФ, президенты республик в составе РФ, губернаторы краев, областей и автономий, мэры городов и т. д.). В зависимости от непосредственности волеизъявления граждан и влияния его на управление властью в формировании органов власти выделяются представительства народа различных степеней: 1) органы, прямо избираемые народом (Государственная Дума, Президент РФ и др.); 2) органы, образуемые представительными органами первой степени (Правительство РФ, Уполномоченный по правам человека); 3) органы, формируемые представительными органами второй степени (Счетная палата и др.) и т. д. Формы косвенного народовластия; 1) обсуждение проектов законов и других важнейших вопросов общественной жизни государства; 2) народная правотворческая инициатива в законодательные органы РФ; 3) участие граждан в управлении обществом через органы местного самоуправления, общественные организации, сходы и собрания граждан; 4) индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления по всем вопросам. Референдум как форма народовластия и его особенности Высшим непосредственным выражением власти народа наряду со свободными выборами является референдум. Референдум — это способ принятия гражданами решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни путем всеобщего голосования. Референдум проводится на всей территории России на основе принципов: всеобщего голосования; прямого голосования; равного голосования; тайного голосования. В зависимости от времени проведения референдумы делятся на: 1) превентивный (дозаконодательный); 2) утверждающий (послезаконодательный). По порядку проведения могут быть референдумы: 1) обязательные; 2) факультативные. Виды референдума в зависимости от территории: = всероссийский референдум (он проводится по вопросам общефедерального значения на основании решения Президента РФ); = референдум субъекта РФ (он проводится по вопросам ведения соответствующего субъекта РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом); = местный референдум (он проводится по вопросам местного значения, находящимся в ведении органов местного самоуправления). Исключается проведение референдума: a) в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории РФ, и в течение трех месяцев после их отмены; b) повторно в течение года после дня официального: обнародования результатов референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса. Политическая система — совокупность институтов, оказывающих какое-либо влияние на осуществление государственной власти, а также характер взаимоотношений между этими институтами. К ним относятся: ≈ государственные институты (парламент, правительство и др.); ≈ общественные институты (политические партии, другие общественные объединения и др.); ≈ иные (средства массовой информации и др.). Общественные объединения Важным элементом политической системы РФ являются общественные объединения, посредством которых граждане принимают участие в решении государственных и общественных дел. Конституционные основы их правового положения следующие: » каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов; » никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем; » гарантируется свобода деятельности общественных объединений; » запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни; » общественные объединения равны перед законом. Деятельность общественных объединений регулируется федеральными законами. Граждане вправе: 1. создавать общественные объединения без предварительного разрешения властей; 2. вступать в них на условиях соблюдения их уставов; 3. выходить из них беспрепятственно. Учредителями общественного объединения (их должно быть не менее трех) могут быть совершеннолетние граждане и общественные объединения, которые на своем собрании, съезде или конференции принимают устав объединения, формируют его руководящие и контрольные органы. Членами общественного объединения могут быть граждане и общественные объединения, которые вступают в него по заявлению и приобретают права (избирать, избираться, контролировать избранных) и обязанности (платить членские взносы, принимать в чем-то участие и др.). Участниками общественного объединения могут быть граждане и общественные объединения, принимающие участие в его деятельности или отдельных акциях без обязательного оформления своего участия, если иное не предусмотрено уставом объединения. Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет, а детских — достигшие 8 лет. Право юридического лица приобретают только зарегистрированные общественные объединения, а политические объединения подлежат регистрации в обязательном порядке. При этом регистрируются: - общероссийские (действующие на территории более половины субъектов РФ) имеждународные в Минюсте РФ; - межрегиональные (действующие на территории менее половины субъектов РФ) — в органе юстиции топ субъекта РФ, в котором находится руководящий орган объединения; - региональные (действующие на территории одного субъекта РФ) и - местные (действующие в пределах территории муниципального образования) — в органе юстиции соответствующего субъекта РФ. Основные виды общественных объединений: = политические партии (выражают политическую волю своих членов и реализуют ее через своих представителей, избранных в органы власти); = массовые движения (преследуют политические и иные цели, не имея фиксированного членства); = профессиональные союзы (представляют и защищают интересы своих членов во взаимоотношениях с государственными органами, хозяйственными организациями и иными объединениями); = организации (женские, молодежные, детские, ветеранов, инвалидов и др.); = общества (научные, технические, культурные, спортивные и др.); = союзы (творческие, ветеранские и др.); = землячества. Организационно-правовые формы общественных объединений: * общественная организация — основанное на членстве общественное объединение, созданное для защиты общих интересов и достижения уставных целей на основе совместной деятельности; * общественное движение — состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые его участниками; * общественный фонд — не имеющее членства общественное объединение, формирующее имущество за счет добровольных взносов, а также иных поступлений, не запрещенных законом, и использующее его в общественно полезных целях, предусмотренных уставом фонда; * общественное учреждение — не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам его участников и уставным целям объединения; * орган общественной самодеятельности — не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей объединения. Политические общественные объединения — общественные организации и движения, в уставных целях которых закреплены участие в выборах в органы власти, участие в организации и деятельности этих органов. Политическим не может быть признано общественное объединение: a) зарегистрированное в качестве профсоюза, религиозной или благотворительной организации, национально-культурной автономии; b) созданное для реализации неполитических интересов; c) преследующее цели извлечения прибыли и распределенияее между своими членами и (или) учредителями; d) допускающее в соответствии со своим уставом принадлежность к нему граждан только по профессиональному, национальному, этническому, расовому или конфессиональному признаку, лиц, не имеющих права принадлежатьк политическим общественным объединениям, а также иностранных лиц; e) неполитический характер которого специально оговорен федеральным законом. Общественные объединения вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, образуя, таким образом, новые общественные объединения.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 8970; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |