Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2




Тестовые задания

Рынок -это не только особым образом организованный обмен товарами, но и целостная экономическая система, представляющая собой единство воспроизводсвенных сфер: производства, распределения и потребления, определяемое рыночным обменом.

Сущность рынка находит свое выражение в главных его экономических функциях.

Функции рынка:

a) Ценообразующая. Рынок устанавливает ценностные эквиваленты для обмена продуктов, выявляет действительную ценность блага, соизмеряя не только затраты труда на производство товара, но и полезность последнего.

b) Информационная. Через механизм цен и тарифов рынок постоянно дает участникам экономических отношений информацию о действительном спросе, необходимом количестве и ассортименте товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Стихийный рыночный обмен можно сопоставить с гигантским компьютером, собирающим и перерабатывающим гигантские объемы информации, посылающим информационные сигналы всем заинтересованным во владении такой информацией.

c) Регулирующая. Рынок регулирует экономические пропорции, согласовывает структуру результатов производства со структурой общественных потребностей, балансирует спрос и предложение по объему и структуре.

d) Стимулирующая. Рынок побуждает к эффективному хозяйствованию. Заставляет производить и обменивать товары с наименьшими затратами, стимулируя внедрение достижений НТП в производство и коммерцию. Кроме того, рыночный обмен стимулирует рациональное, экономичное потребление, заставляет соизмерять потребности с доходами.

e) Санирующая. Рынок вымывает неконкурентоспособных производителей и посредников. Рынок - жесткая система, с помощью конкуренции очищающая общественное производство от неустойчивых, нежизнеспособных фирм, дающая простор развитию эффективным технологиям и формам хозяйствования. В результате такого “естественного отбора” повышается средний уровень всего хозяйства.

В предыдущей теме, классифицируя современные хозяйственные системы, мы определили основные предпосылки функционирования рыночной системы хозяйства, рынка. Мы выделили такие черты рыночной экономики, как:

· преобладание частной собственности,

· рыночный механизм координации хозяйственных связей,

· свобода предпринимательства,

· суверенитет потребителя,

· много конкурирующих предпринимателей,

· доминирование личного интереса при вступлении в экономические отношения

· формирование цен на основе взаимодействия спроса и предложения,

· формирование доходов на рынках ресурсов,

· ограниченную роль правительства (laissez faire).

Такого рода условия функционирования рыночной экономики считаются общепринятыми, приводятся во всех учебниках по современной экономической теории. Наряду с этими условиями необходимо выделить исходные, ключевые параметры, с необходимостью обусловливающие потребность в рыночном обмене. Это:

· во-первых, общественное разделение труда, возникшее в глубокой древности. (Первые ступени: отделение земледелия от скотоводства, выделение ремесла и т.д.) Различные группы производителей занимаются особыми видами деятельности, производят различные товары и услуги. Специализация дает повышение эффективности производства, но вместе с тем порождает необходимость в обмене результатами труда;

· во-вторых, это - обособление собственности. Если бы специализация осуществлялась в рамках единой собственности, то необходимости в возмездном, эквивалентном обмене не было. Пример - специализация в рамках домашнего хозяйства. В то же время различные собственники добровольно обмениваются произведенными благами только на возмездной основе. Возникновение частной собственности в глубокой древности с необходимостью обусловило становление рыночного обмена.

Наряду с основополагающими предпосылками возникновения рыночных отношений для современного рыночного хозяйства характерно широкое использование средств производства и применение денег.

Прежде всего, о применении средств и орудий труда, машин, станков, инструментов и пр. Современные экономические системы - индустриальные, с развитой производственной базой, производственным аппаратом. Использование средств производства обусловлено более низкой эффективностью ручного труда. Однако применение средств производства означает необходимость их производства в достаточных объемах, что влечет относительное сокращение производства потребительских товаров (вспомним концепцию производственных возможностей).

 

1. 2. Анализ рыночного спроса

 

Анализ спроса включает рассмотрение вопросов его сущности и факторов, влияющих на спрос.

Спрос, с качественной стороны, - потребность людей в каком-либо товаре, подкрепленная покупательной способностью.

Величина спроса - количество товара, которое будет куплено по соответствующей цене за ограниченный промежуток времени.

P
Обычно чем ниже цена, тем больше величина спроса. Взаимосвязь между ценой товара и величиной предъявляемого спроса может быть интерпретирована с помощью следующего примера. Рассмотрим местный рынок, на котором продаются яблоки. Исследование рынка дало информацию о потребительском спросе, представленную в следующей таблице:

Цена за 1 ц (усл. ед.) Объем спроса (ц/мес.)
   
   
   
   
   

 

Построим по данным таблицы точки, характеризующие покупательский спрос, и соединим их. На рисунке представлена полученная кривая спроса.

Кривая спроса - линия, характеризующая закон спроса, то есть зависимость между ценой товара и величиной спроса на него.

Кривая спроса имеет отрицательный наклон.

Закон спроса утверждает, что повышение цены товара обусловливает снижение спроса на него. Закон спроса отражает отрицательную (обратную) связь между спросом и ценой.

При объяснении закона спроса учитывают по крайней мере следующие аргументы:

1. Склонность покупателей приобретать больше дешевых товаров.

2. Убывание предельной полезности: с накапливанием блага у потребителя на ограниченном временном интервале полезность каждой последующей единицы снижается.

3. Эффект дохода: при более низкой цене покупательная способность повышается.

4. Эффект замещения: покупатели предпочитают покупать более дешевые товары, способные удовлетворять одни и те же потребности.

Спрос не остается неизменным. Происходят изменения как в самом спросе (характере спроса), так и в величине спроса. Величина спроса меняется только при изменении цены данного товара. На графике это интерпретируется движением вдоль кривой спроса.

Изменение других факторов означает изменение характера спроса (спроса) и на графике иллюстрируется как смещение кривой спроса вправо (возрастание спроса) или влево (снижение спроса).

 

Изменения в спросе обусловлены воздействием следующих существенных факторов (неценовых детерминант):

· изменение цен товаров-заменителей обусловливает изменение спроса на данный товар в том же направлении;

· изменение цен товаров-дополнителей (комплементарных благ) вызывает изменение спроса в противоположном направлении;

· изменение доходов потребителей вызывает однонаправленное изменение спроса на товары высшей категории и изменение спроса в противоположном направлении на товары низшей категории;

· перемены во вкусах и предпочтениях, связанные, например, с влиянием моды, могут поколебать спрос в том или ином направлении;

· ожидания потребителей являются одним из важных факторов, обусловливающих поведение покупателей на рынке. Так, инфляционные ожидания влияют в сторону увеличения текущего спроса;

· изменение количества покупателей, часто связанное с миграционными процессами предопределяет соответствующее увеличение или уменьшение спроса.

 

1. 3. Анализ рыночного предложения

 

Предложение -готовность произвести и поставить на рынок товар в обмен на другое благо, обычно, - деньги.

Величина предложения - количество поставляемых на рынок товаров в единицу времени по каждой данной цене.

Основной фактор, влияющий на предложение, - цена товара.

Цена за 1 ц (усл. ед.) Объем предложения (ц/мес.)
   
   
   
   
   

 

Построим по данным таблицы точки, характеризующие предложение на данном локальном рынке, и соединим их. На рисунке представлена полученная кривая предложения.

Кривая предложения - линия, характеризующая зависимость между ценой на товар и величиной предложения его на товарном рынке.

Кривая предложения имеет положительный наклон.

Закон предложения отражает прямую (положительную) зависимость между ценой товара и величиной предложения.

Предложение может меняться, то есть по ряду причин при данной цене возможна поставка на рынок товаров в большем (кривая предложения смещается при этом вправо) или меньшем объеме (кривая предложения смещается влево).

Изменение в характере предложения связано с влиянием неценовых факторов (неценовых детерминант), таких как:

· изменение цены ресурсов: снижение цен на ресурсы приводит к увеличению предложения;

· внедрение новых технологий: применение более эффективных технологий увеличивает предложение;

· перемены в природно-климатических условиях важны для ряда товарных рынков, например, благоприятные погодные условия увеличивают предложение сельскохозяйственной продукции;

· изменения бюджетно-налоговой политики: увеличение налогового бремени действует в сторону снижения предложения, а предоставление дотаций производителям, напротив, стимулирует увеличение предложения;

· перемены в ожиданиях производителей и продавцов также отражаются на товарных рынках: ожидания понижения цен увеличивают текущее предложение;

· изменение количества поставщиков изменяет предложение в соответствующем направлении.

 

1. 4. Формирование рыночной цены. Рыночное равновесие

 

Рыночная цена формируется в результате взаимодействия спроса и предложения. Совместим данные, приведенные в таблице, характеризующей спрос и предложение на рынке яблок.

Объем предложения в месяц (ц/мес.) Цена за 1 ц. (усл. ед.) Объем спроса в месяц (ц/мес.) Избыток (+) или дефицит (-) (ц/мес.)
      +40
      +25
       
      -45
      -110

 

Дадим графическую интерпретацию формирования рыночной цены. Совместим кривые спроса и предложения на одном графике.

Рыночное равновесие (Е) характеризуется равновесной ценой (в нашем примере 3 усл. ед.), которая уравнивает величину спроса и предложения на рынке, а также равновесным объемом продаж (в примере - 40 ц. в мес). Любое отклонение от цены равновесия вызывает либо дефицит на рынке (при снижении цены против равновесной), либо излишек (при завышении цен). Вместе с тем, при наличии конкуренции одно лишь отклонение от равновесной цены приводит в действие рыночные силы, которые возвращают рынок в прежнее равновесное состояние. Доказано, и это подтверждает экономическая жизнь, что рыночное равновесие устойчиво.

Однако, изменения спроса или предложения под воздействием неценовых факторов вызывают изменения параметров рыночного равновесия. Так, увеличение спроса приводит к росту рыночной равновесной цены и увеличению объема продаж, а снижение предложения - к снижению цены равновесия и сокращению количества продаваемых товаров на данном рынке.

 

1. 5. Эластичность спроса и предложения

 

Анализ спроса и предложения показывает тесную зависимость между объемом спроса и предложения и ценой товара. В экономических исследованиях, в хозяйственной практике возникает вопрос: какова степень зависимости (мера реакции) предложения и спроса на изменение цены.

Рассмотрим спрос. Насколько чутки потребители к изменению цены? Чтобы измерять реакцию спроса на изменение цены используют показатель эластичности.

Эластичность спроса по цене (ED) показывает, на сколько процентов увеличится спрос, если цена снизится на 1 процент.

ED=(DQ/Q): (DP/P) = (DQ/DP) * (P/Q), где

Р, Q - первоначальные значения спроса и цены;

DQ - прирост объема спроса;

DР - прирост цены.

Это - основная формула для исчисления так называемой точечной эластичности. Однако, при значительных колебаниях цены и спроса используют более сложную формулу для вычисления эластичности:

ED= (DQ/DP) * ((P1 + P2)/ (Q1 + Q2)), где

Q1(P1) - первоначальный объем (цена);

Q2(P2) - измененный объем (цена);

Это - формула дуговой эластичности.

Заметим, что обычно цена и спрос изменяются в противоположном направлении, поэтому эластичность, как правило, - отрицательная величина. Мы для простоты будем пренебрегать знаком при определении коэффициента эластичности.

Рассмотрим зависимость изменения величины дохода (общей выручки) от изменения цены товара.

Пусть TR - валовой доход (общая выручка, совокупные расходы потребителей). По определению, она равна TR= P * Q.

Пусть имеются некоторые сведения о величине спроса на товар. Вычислим для каждой точки кривой спроса величину дуговой эластичности и валовой выручки (дохода).

  Цена Объем спроса Эластичность спроса Величина дохода
А        
B        
C     1,4  
D     0,71  
E     0,43  

Из примера видно, что эластичность связана с изменением валового дохода. Понижение цены на одну и туже величину - одну единицу- обусловливает различные изменения в величине спроса. Причем, при коэффициенте эластичности, большем единицы, снижение цены приводит к росту валового дохода, а при эластичности, меньшей единицы, спрос изменяется в относительно меньшей степени, что и обусловливает снижение общей выручки.

Выделяют три основные типа эластичности:

1. Эластичный спрос: ED > 1. Увеличение цены обусловливает снижение выручки и снижение цены обусловливает увеличение расходов покупателей на данный товар.

2. Неэластичный спрос: ED < 1. Увеличение цены обусловливает увеличение выручки и наоборот.

3. Единичная эластичность: ED = 1. Изменение цены в ту или иную сторону вызывает пропорциональное изменение спроса, так что выручка остается неизменной.

Факторы эластичности спроса:

· Количество заменителей товара. Чем больше заменителей, тем эластичнее спрос.

· Доля расходов на данный товар в бюджете потребителя. Чем выше доля расходов на данный товар в бюджете потребителя, тем более эластичен спрос на него

· Категория товара. На товары первой необходимости спрос неэластичен. На предметы роскоши спрос эластичен.

· Фактор времени. Спрос тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решения о покупке.

В качестве факторов, которые, наряду с ценой, в наибольшей степени влияют на спрос, можно выделить также доходы потребителей и цены других товаров. В этой связи выделяют показатель эластичности спроса по доходу:

ED= (DQ/DI) * (I/Q),

где I - доход потребителей.

Довольно часто используют показатель перекрестной эластичности спроса. Он замеряет влияние изменения спроса на данный товар (допустим, i) в зависимости от изменения цены другого товара (допустим, j). Формула для исчисления перекрестной эластичности спроса следующая:

ED = (DQi/DPj) * (Pj/Qi)

Концепция эластичности спроса находит широкое применение в хозяйственной практике:

· в маркетинговой стратегии фирм, особенно в ценовой политике;

· в антимонопольной политике государства;

· в налоговой политика;

· в государственной политике ценообразования.

Рассмотрим проблему эластичности предложения. Она состоит в определении того, насколько чутки производители к изменению цены.

Эластичность предложения по цене (Es) показывает, на сколько процентов увеличится спрос, если цена снизится на 1 процент.

Es=(DQs/Qs): (DP/P) = (DQs/DP) * (P/Qs).

В отличие от эластичности спроса, самым важным фактором эластичности предложения является фактор времени. Предложение не может измениться мгновенно в ответ на ценовые сигналы. Ни увеличение, ни снижение цены в результате действия факторов, вызывающих изменение спроса, не может заставить производителей резко изменить предложение в короткие временные промежутки. Лишь по прошествии времени производство постепенно приспосабливается к рыночным сигналам. Следующие графики иллюстрируют зависимость предложения от увеличения спроса.

Es=0.

Увеличение рыночного спроса в мгновенном (кратчайшем) периоде обусловливает повышение рыночной цены, однако поставщики не могут мгновенно увеличить предложение. Эластичность предложения при этом равна 0 (Es=0).

Эластичное предложение

Рост рыночного спроса в коротком периоде времени, когда можнодополнительно произвести и поставить на рынок товар, обусловливает одновременное повышение рыночной цены и увеличение предложения. Эластичность предложения при этом принимает положительное значения.

Es=¥

В длительном периоде времени можно существенно увеличить предложение за счет расширения производственных мощностей, создания новых производств. Рост спроса приводит, в конечном счете к соответствующему расширению предложения, но не вызывает повышения цены. Эластичность предложения при этом стремится к бесконечности (Es).

 

 

Контрольные вопросы:

1. Сформулируйте основные функции рынка.

2. От чего зависит ценовая эластичность спроса?

3. От чего зависит эластичность предложения?

4. В чем отличие изменения величины спроса от изменения в спросе?

5. В чем заключается эффект дохода?

6. В чем заключается закон спроса?

7. Что демонстрирует закон предложения?

8. Что такое точка рыночного клиринга?

9. Дайте определение основным типам эластичности.

10. Каковы факторы эластичности для спроса и предложения?

 

1. В соответствии с законом спроса, если цена товара растет, то:

а. спрос тоже растет

б. спрос падает

в. величина спроса растет

г. величина спроса падает

2. закон предложения выражает:

а. обратную связь между ценой и количеством продаваемого товара

б. прямую связь между ценой и количеством продаваемого товара

в. связь между эластичными и неэластичными товарами

г. меру эластичности каждого товара

3. Если бы эластичность спроса на утюги была бы нулевой, это означало бы:

а. по имеющимся ценам можно продать любое количество утюгов;

б. данное количество утюгов будет куплено по сколь угодно высоким ценам;

в. потребность в товаре полностью насыщена;

г. потребители не согласятся ни на какие изменения в объемах и ценах утюгов.

4. спрос является неэластичным по цене, когда процентное изменение величины спроса больше процентного изменения цены товара:

а. верно;

б. неверно.

5. Власти Москвы установили жесткий верхний предел платы за сдаваемые в аренду квартиры. В этом случае:

а. кривая спроса сдвинется вправо, а кривая предложения – влево;

б. спрос увеличится, а предложения уменьшится;

в. кривые останутся на месте, но величина спроса вырастет, а величина предложения уменьшится;

г. нет верного ответа.

6. Понятие «спрос»:

а. означает то же самое, что и потребности;

б. означает то же самое, что и величина спроса;

в. применяется к товарам, которые потребители выбирают с учетом ограниченности ресурсов;

г. означает то же самое, что и рынок.

7. Количество покупателей квартир растет по мере увеличения числа беженцев и переселенцев. Данная ситуация означает, что:

а. растет спрос на жилье, а предложение жилья падает;

б. кривая спроса сдвинется вправо, а кривая предложения останется на месте;

в. спрос и предложение не изменятся, но цена на квартиры возрастет;

г. нет верного ответа.

8. От менее эластичного блага потребителю труднее отказаться, чем от более эластичного:

а. верно;

б. неверно.

9. Рост спроса может быть вызван:

А. отменой дотаций потребителям;

Б. снижением цены на товар-заменитель;

В. Снижением производства;

Г. Снижением цены на дополняющий товар.

10. Снижение предложения от равновесного состояния приведет к:

А. снижению цен и объема продаж;

Б. росту цен и объемов продаж;

В. Снижению цен и росту объемов продаж;

Г. Росту цен и снижению объемов продаж.

 

 


ТЕМА 2: СОБСТВЕННОСТЬ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Вопросы:

1. Собственность в экономическом и юридическом смысле.

2. Классификация собственности.

 

 

2.1. Собственность в экономическом и юридическом смысле

 

Собственность - весьма сложное явление, которое с разных сторон изучает несколько общественных наук. Экономическая теория анализирует экономическое содержание этого явления, а юриспруденция - правовое.

Под собственностью в экономическом смысле подразумеваются сложившиеся фактически на деле отношения между людьми по присвоению и хозяйственному использованию материальных и нематериальных благ. Собственность же в юридическом понимании показывает, как реальные имущественные связи оформляются и закрепляются в правовых нормах и законах, которые уста­навливает государство в обязательном порядке для всех граждан. Понятно, начинать изучать настоящую тему надо с определения экономического содержания собственности.

 

Собственность как экономическая система

 

В каждом экономическом отношении собствен­ности имеются две стороны: субъект (собствен­ник) и объект (имущество). Это отношение можно отобразить в формуле “субъект (собственник) имущество (совокупность вещей и материальных ценностей) иные субъекты (другие владельцы или несобственники)”.

Отношения присвоения распространяются главным образом на такое. имущество, от которого непосредственно зависит хо­зяйственная деятельность. В его состав входят факторы произ­водства (и материальные блага, и плоды интеллектуального труда).

Всестороннее изучение собственности позволяет ответить на три главных социально-экономических вопроса:

1. Кто (какие субъекты хозяйствования) обладает экономи­ческой властью - присваивает факторы и результаты производ­ства?

2. Какие экономические связи способствуют лучшему использованию имущества?

3. Кому достаются доходы от хозяйственной деятельности?

В соответствии с этим система экономических отношений собственности включает следующие элементы: а) присвоение фак­торов и результатов производства; б) хозяйственное использо­вание материальных и иных средств и в) получение дохода от собственности (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Структура системы собственности

Давайте рассмотрим каждый элемент системы. Присвоение - экономическая связь между людьми, которая устанавливает их отношение к вещам как к своим. Такая связь составляет основу производственного процесса. Ведь всякое про­изводство материальных благ означает присвоение людьми при­родного вещества и энергии в целях удовлетворения их потреб­ностей. Оно всегда протекает в рамках определенной формы собственности.

Прямо противоположным присвоению является отношение отчуждения. Оно возникает, если какая-то часть общества за­хватывает все средства производства, а другая часть остается без всяких источников существования. Или когда продукты, созданные одними людьми, без всякого возмещения присваивают другие. Такими были, скажем, взаимоотношения между феода­лами и крепостными крестьянами, занятыми на барщине.

Собственники средств производства не всегда сами занима­ются созидательной деятельностью. Они дают другим лицам воз­можность употреблять их имущество (например, землю, дом, оборудование) в хозяйственных целях на определенных условиях. Тогда между собственником и предпринимателем возникают от­ношения хозяйственного использования имущества. Последний получает возможность временно владеть и пользоваться объектом чужой собственности. Это может быть, скажем, аренда - наем одним лицом (или организацией) у другого лица (организации) имущества во временное пользование на определенный срок и за установленную плату.

Собственность экономически оправдывает себя, если прино­сит доход ее владельцу. Такой доход представляет собой весь вновь созданный продукт или его часть, которые получены бла­годаря применению труда и средств производства. Это может быть, скажем, прибыль. Когда же какой-то человек взял чужое имущество в аренду, то он отдает собственнику установленную часть своего дохода.

Значит, система отношений собственности составляет серд­цевину всех экономических связей по производству, распреде­лению, обмену и потреблению благ и услуг.

Вполне очевидно, что отношения собственности порождают у людей экономические интересы. Главный среди них, наверное, состоит в том, чтобы всемерно умножать находящиеся в соб­ственности блага в целях лучшего удовлетворения потребностей. Так через интересы собственность предопределяет направлен­ность и характер хозяйственного поведения людей.

Однако движимый собственническими интересами человек может вступать в конфликт с интересами всего общества. Кто и как в таком случае способен предотвращать противоречия, порождаемые собственностью, и регулировать поведение агентов (от лат. agens - действующий) производства? Эту общественную задачу выполняют государство и право.

 

Правовые отношения собственности

 

Как известно, право - это совокупность общеобязательных правил поведения (норм). Они устанавливаются в обществе или санкционируются (утверждаются) государством и поддерживаются им.

Благодаря праву значительный круг хозяйственных связей между людьми принимает характер правоотношений, то есть отношений, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей. Такие правоотношения оформляются и закрепляют существующие отношения собственности.

При определении собственности в юридическом смысле выявляются субъекты права собственности и объекты их гражданских прав.

В законодательном порядке субъектами права собственности являются:

а) гражданин (физическое лицо) - Человек как субъект гражданских (имущественных и неимущественных) прав и обязанностей;

б) юридическое лицо - организация (объединение лиц, предприятие, учреждение), являющаяся субъектом гражданских прав и обязанностей. Это социальное (коллективное) образование вступает в хозяйственные связи от своего имени как самостоятельная целостная единица. Примером может служить фирма - хозяйственное, промышленное или торговое предприятие (объединение), пользующееся правами юридического лица;

в) государство и муниципальные образования (органы местного управления и самоуправления).

В законодательстве особо выделяются объекты гражданских прав. К ним относятся:

недвижимое имущество (земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, леса, многолетние насаждения, здания, сооружения и т. п.);

движимые вещи (деньги, ценные бумаги и другие вещи, не относящиеся к недвижимости);

интеллектуальная собственность (результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг: фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и др.).

После того как государство законодательно урегулирует имущественные отношения между указанными лицами, они наделяются правом собственности. Это право включает полномочия собственника владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом (рис. 3.2).

Рис. 2.2. Совокупность правомочий собственника

Владение - это физическое обладание вещью. Это правомочие собственника охраняется законом. Законное владение имуществом имеет правовое основание (закон, договор, административный акт).

Пользование заключается в праве производительно или лично потреблять вещь для удовлетворения собственных потребностей и интересов, в зависимости от ее назначения (допустим, использовать земельный участок для выращивания сельскохозяйственных культур). Собственник может передавать свое имущество в пользование другим лица на какое-то время и на определенных условиях. Границы права пользования определяются законом, договором или иным правовым основанием (например, арендным договором).

Распоряжение - право изменять присвоенность (принадлежность) имущества. Оно осуществляется чаще всего путем совершения различных сделок (купли-продажи, мены одной вещи на другую, дарения и т.д.).

В современной экономике существенно расширяется многообразие применения прав собственности. Лауреат Нобелевской премии Роберт Коуз (США) и другие сторонники экономической теории прав собственности указали на следующие изменения. Субъекты прав собственности имеют “пучок прав”, которые касаются использования хозяйственных ресурсов и распределения возникающих при этом затрат и выгод. Новые права позволяют управлять хозяйством, получать доход от используемых благ, претендовать на безопасность (на защиту от насильственного отчуждения имущества и от вреда со стороны окружающей среды), передавать блага в наследство и др. Эти права, по существу, являются нормами хозяйственного поведения или определенными “правилами игры”, принятыми в обществе.

Расширение сферы воздействия права на экономику позволяет качественно улучшить всю хозяйственную деятельность. Право как нормативный регулятор передает этой деятельности свои лучшие черты:

общеобязательность;

точность и формальную определенность правовых норм;

системность в процессе воздействия на человеческую деятельность;

упорядоченность и стабильность.

Отличительная особенность современного взаимодействия экономики и права состоит в их органическом соединении. Существенный вклад в это дело внес лауреат Нобелевской премии Дуглас Норт (США). В своей Нобелевской лекции (1993г.) он говорил, что “экономика не может развиваться без норм и правил, которые устанавливаются обществом и принимаются всеми. Без них это будет гангстерская экономика, когда все пытаются обмануть друг друга”.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 3158; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.15 сек.