Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возможности анализа конкуренции на российских рынках




Индекс Джини

Представляет собой статистический показатель, основывающийся на кривой Лоренца. Кривая Лоренца, отражающая неравномерность распределения какого-либо признака, для случая концентрации продавцов на рынке показывает взаимосвязь между процентом фирм на рынке и долей рынка, подсчитанной нарастающим итогом, от мелких до крупных фирм.

В использованном примере отраслевого рынка А кривая Лоренца будет иметь вид, как показано на рис. 5.1.

Рис. 5.1. Кривая Лоренца и коэффициент Джини для подотрасли А

Индекс Джини представляет собой отношение площади, ограниченной фактической кривой Лоренца и кривой Лоренца для абсолютно равномерного распределения рыночных долей (так называемой «кривой абсолютного равенства») к площади треугольника, ограниченного кривой Лоренца для абсолютно равномерного распределения долей и осями абсцисс и ординат.

Расчет показывает, что индекс составляет приблизительно 0,18. Чем выше индекс Джини, тем выше неравномерность распределения рыночных долей между продавцами, и следовательно, при прочих равных условиях выше концентрация на рынке.

При использовании индекса Джини для характеристики концентрации продавцов следует учитывать два момента. Первый связан с концептуальным недостатком индекса. Он характеризует, как и показатель дисперсии логарифмов долей, уровень неравномерности распределения рыночных долей. Следовательно, для гипотетического конкурентного рынка, где 10 000 фирм делят между собой рынок на 10 000 равных долей и для рынка дуополии, где две фирмы делят рынок пополам, показатель Джини будет одним и тем же. Второй момент связан со сложностью подсчета индекса Джини: для его определения необходимо знание долей всех фирм в отрасли, в том числе и мельчайших.

Измерение рыночной концентрации выступает важнейшим инструментом антимонопольной политики. Росстат начиная с1992г. проводит систематические расчеты показателей концентрации. При этом для характеристики концентрации используются следующие показатели:

· удельный вес объема производства продукции (работ, услуг) крупнейших предприятий в объеме производства промышленности;

· коэффиценты концентрации – доли объема производства одного, трех, четырех, шести, 10, 15, 20, 25 и 50 предприятий в общем объеме производства;

· индекс Херфиндаля-Хиршмана.

Расчеты ведутся на базе информации Регистра промышленных предприятий (РПП). В качестве исходных данных для расчетов используется информация из формы статистического наблюдения №1-предприятие и формы статистического наблюдения №1-натура (годовая).

Основой для расчета служит таблица «Перечень юридических лиц, территориально-обособленных подразделений и их основные характеристики». Главное назначение этой таблицы – сформировать исходные данные для расчете объема производства и индекса физического объема производства промышленной продукции. Разработана методология формирования показателей таблицы, которая имеет ряд существенных недостатков, объединяемых в две группы:

· формирование перечня предприятий;

· формирование данных об объеме промышленной продукции.

Рассмотрим существующие подходы к формированию перечня предприятий. Статистическое наблюдение организованно таким образом, что учетной (статистической) единицей является отдельный хозяйствующий субъект – юридическое лицо. С внедрением в статистическую практику формы №1-предприятие появилась возможность изучить структуру предприятий и выделить все его территориально-обособленные подразделения. Территориально-обособленные подразделения (филиалы, как обособленные подразделения предприятия) на равных правах с головным предприятием входят в общий перечень предприятий Регистра промышленных предприятий. «Раздробленность» предприятий на территориально-обособленные подразделения и выделение их как самостоятельных «равноправных» единиц необходимы для расчетов индексов физического объема, но такой подход абсолютно противоречит принципам наблюдения за концентрацией, когда в качестве единицы наблюдения должна быть единая компания.

Проблема точности измерения концентрации усугубляется тем, что показатели концентрации рассчитываются в предположении, что участники всех отраслевых и товарных рынков являются экономически независимыми.

Таким образом, в практике расчета показателей концентрации неточность наблюдения за концентрацией связана с выбором в качестве единицы наблюдения не только головного предприятия, но и его территориально-обособленных подразделений (филиалов). А также с несовпадением формальных и фактических границ участника рынка.

Проблема преодоления «раздробленности» юридического лица на отдельные территориально-обособленные подразделения решается организационными мерами и не требует дополнений или изменений в действующий статистический инструментарий. Необходимо отказаться от практики использования Регистра промышленных предприятий, который (как указано выше) пригоден лишь как информационная основа для расчета индексов физического объема для регионального уровня. Требуется сформировать перечень предприятий специально для расчета концентрации. Такой перечень может быть сформирован на данных той же формы № 1-предприятие, но с использованием другого раздела. Если Регистр промышленных предприятий формируется на основе данных раздела IX «Сведения о головном предприятии и территориально-обособленных подразделениях», то для расчетов концентрации перечень предприятий должен быть сформирован на базе раздела VIII «Виды экономической деятельности в отчетном году». В этом разделе помещаются сведения о предприятии в целом с указанием всех видов деятельности. Перечень не содержит указанного выше недостатка и может служить исходной информацией для расчетов показателей концентрации.

Решить вторую проблему - несовпадение границ фактического участника рынка с границами предприятия как юридически выделенной единицей, до настоящего времени не представляется возможным. Это связано прежде всего с тем. что ФАС не определено понятие группы предприятий как единицы статистического наблюдения пользуясь которым можно было либо выделять участников групп из совокупности предприятий на предварительном этапе статистического наблюдения, либо формировать группы по результатам уже проведенного обследования отдельных предприятий. А определение группы лиц, принятое в антимонопольном законодательстве для идентификации хозяйствующего субъекта, нельзя применить в статистике, так как не все его составляющие имеют четкие количественные критерии.

Кроме того, неточность измерения концентрации связана и с применяемой методологией формирования показателя «выпуск товаров и услуг». При определении выпуска товаров и услуг по предприятию значение этого показателя получали суммированием выпуска по всем указанным предприятием отраслям и подотраслям промышленности. При этом предприятию проставлялся код ОКОНХ (фактический) той отрасли промышленности, для которой показатель «выпуск товаров и услуг» имеет наибольшее значение. Таким образом, показатель для одной подотрасли искусственно завышается за счет других подотраслей промышленности.

Указанный недостаток методологии формирования показателя «выпуск товаров и услуг» устраняется с переходом на ОКВЭД, при использовании которого предприятию проставляются коды всех видов деятельности, по которым это предприятие отчиталось, и соответствующие им значения показателя «выпуск товаров и услуг». Подход позволяет формировать «чистые» виды деятельности, которые более корректно использовать для расчетов концентрации.

Таким образом, информационной базой могут служить данные раздела VIII «Виды экономической деятельности в отчетном году» формы № 1-предприятие.Раздел содержит сведения о предприятии в целом с указанием всех видов деятельности (в том числе и тех, которые выполняются территориально-обособленными подразделениями предприятия). Для получения данных об объеме промышленной продукции предприятия следует выбрать только те виды деятельности, которые относятся к промышленности. Сформированный на основе раздела VII! формы № 1-предприятие перечень не содержит указанный выше недостаток и может служить исходной информацией для расчетов показателей концентрации.

Для повышения эффективности анализа сводных данных о концентрации следует не только повышать точность ее измерения, но и ограничить объекты наблюдения наиболее важными отраслями и видами деятельности. К наиболее важным видам деятельности можно отнести два типа отраслей промышленности: виды деятельности, занимающие достаточно высокую долю в объеме промышленного производства, и виды деятельности с достаточно высокой концентрацией производства. Представляется, что концентрация производства в достаточно крупных видах промышленной деятельности (занимающих свыше 1% в объеме промышленного производства) должна быть объектом наблюдения в любом случае, независимо от того, высок или низок уровень концентрации на этих рынках.

Далее, объектом регулярного наблюдения и анализа концентрации должны выступать те виды промышленной деятельности, которые имеют среднюю и высокую концентрацию. Целесообразно использовать в качестве критерия принадлежности к группе с высокой и средней концентрацией значение индекса Херфиндаля-Хиршмана (по результатам истекших пяти лет) не ниже 1000 пунктов. Однако даже среди видов деятельности этой группы имеет смысл анализировать изменение концентрации только для тех, которые составляют заметную долю в выпуске промышленной продукции.

Анализ показателей концентрации должен быть нетривиальным. Это означает, что за пределами видов деятельности, занимающих существенную долю в промышленном производстве, целесообразно исключить из числа объектов статистического анализа те из них, где доля крупнейшего продавца приближается к 100% (например, превышает 90%). Данные о результатах деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, собираются и публикуются в рамках специальной статистической формы № 1-Мон.

Наконец, поскольку сами показатели концентрации отражают долгосрочные изменения в отраслях промышленности (видах деятельности), необходимо, чтобы указанные требования (относительно высокая доля в объеме промышленного производства, средний или высокий уровень концентрации при отсутствии подавляющего преимущества крупнейшего продавца) удовлетворялись на протяжении достаточно длительного периода времени.

Основные предложения по совершенствованию статистики концентрации в части ограничения объектов наблюдения сводятся к следующему:

1. Сократить число видов деятельности, по которым ежегодно анализируется изменение индексов концентрации, до 40-50.

2. Устанавливать перечень видов деятельности для регулярного ежегодного расчета и анализа изменения индексов концентрации раз в пять лет, на основе исследования динамики индексов концентрации и места отраслей промышленности в российской экономике за истекший период (не менее пяти лет).

3. Использовать для отбора видов деятельности для ежегодного расчета и анализа изменения индексов концентрации следующие критерии:

· доля в суммарном выпуске для укрупненных разделов ОКВЭД. относимых к промышленной деятельности, не менее 1%(1);

· рыночная концентрация, превышающая низкую (значение показателя НН 1> 1000) для видов деятельности, занимающих в суммарном выпуске для укрупненного раздела ОКВЭД долю не ниже 0,1 (0.5)% (2):

· доля крупнейшего производителя в выпуске не более 90% (3);

· вид деятельности должен удовлетворять перечисленным критериям (критерию I или критериям 2 и 3 одновременно), по крайней мере, за четыре из пяти предшествующих лет. служащих объектом анализа.

При анализе изменения основных показателей концентрации [доли крупнейшего продавца (СК-1). суммарной доли трех крупнейших продавцов (СК-3), индекса Херфиндаля-Хиршмана) сопоставлять значения показателей концентрации за анализируемый год с показателями концентрации, по крайней мере, за пять пришедших лет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.