Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кооперация в рыночной экономике




В советской и рыночной экономиках существуют принципиальные различия в подходах к формированию различного рода кооперационных связей. Советская экономика создала специфическую форму их организации, построенную на активном участии в этом процессе государства. Важнейшие кооперационные связи, как и формы кооперации, жестко планировались из центра с помощью Госплана, им же контролировалась и их реализация.

Кооперационные связи между предприятиями носили во многом административно-командный, волевой характер. Их эффективность, целесообразность оценивались также специфическими методами, принятыми в советской экономике. Предприятия как субъекты хозяйственной деятельности обычно имели ограниченные возможности выбора кооперационных форм взаимодействия, равно как в ограниченные возможности выбора ассортимента продукции, предназначенной к выпуску, цен на нее, адресов сбыта и т.д.

Развитие кооперационных форм взаимодействия между экономически свободными субъектами рыночной экономики исключает присутствие ограничений, характерных для советской экономики. Рынок предлагает, с одной стороны, добровольность кооперации, с другой - вовлечение в нее разнообразных участников хозяйственной жизни. Кооперационные связи в условиях рынка осуществляется преимущественно напрямую, т.е. без участия посредника - государства. Иначе и не может быть в условиях децентрализованной экономики. Экономическая свобода делает возможным увеличение числа форм кооперации, применяемых на практике, их растущее многообразие. Устраняются географические границы кооперации, связанные с закрытостью экономики СССР в недалеком прошлом.

Административно-территориальные и иные барьеры перестают быть препятствием для налаживания кооперационного взаимодействия. Более того, субъектам хозяйственной деятельности предоставлена возможность при необходимости прекращать участие в кооперации на условиях, предусмотренных законодательно. Основополагающими принципами вхождения в различные кооперационные объединения, становятся взаимовыгодность, эффективность, добровольность. И это относится ко всем без исключения участникам кооперационных объединений, включая и иностранные, право свободного взаимодействия с которыми получили наши предприятия.

Следует учитывать, однако, что в переходной экономике России наблюдается действие ряда факторов, как благоприятно сказывающихся на развитии различных форм кооперации, так и негативно воздействующих на этот процесс. Предоставление экономической свободы всем участникам хозяйственной деятельности, безусловно, относится к числу положительных факторов. Субъекты нарождающихся рыночных отношений получили возможность самостоятельного выбора партнеров по кооперации. Однако в стране правовое пространство, как хозяйственной деятельности, так и других ее видов, не отрегулировано. Существующие законы тоже не всегда выполняются. Данное обстоятельство отрицательно влияет на процесс формирования и развития различных форм кооперации в условиях рынка. Известно, что в ее ходе участники хозяйственной деятельности нередко подводят друг друга. Например, не расплачиваются вовремя за поставленные товары и предоставленные услуги, совершают другие противоправные действия. Такого, безусловно, не должно быть, но это реальности переходной экономики России. Они сдерживают процесс формирования и развития кооперационных связей в народном хозяйстве страны, мешают пользоваться его возможностями и преимуществами. И все же примеры кооперации нового, рыночного типа в России имеются, несмотря на то, что в условиях нарождающихся капиталистических отношений и связанной с ними конкуренции, а также по причине относительно нового для России явления - коммерческой тайны - предприятия не всегда стремятся афишировать свои партнерские связи с другими участниками рынка и тем более сообщать о них в средствах массовой информации.

Научно-технический прогресс ведет к концентрации в одном продукте затрат труда работников все большего количества специализированных отраслей, что усложняет производственные связи и вызывает развитие кооперирования. Под кооперированием понимаются планово-организованные производственные связи между предприятиями, совместно изготовляющими какой-либо вид продукции. Являясь следствием развития специализации, производственное кооперирование характеризуется относительным постоянством и устойчивостью связей, строгим соблюдением технических условий предприятий-смежников.

Производственное кооперирование существенно отличается от материально-технического обеспечения, которое не вытекает непосредственно из форм специализации и не всегда основано на длительных производственных связях. Если кооперирование охватывает производственные связи по деталям, узлам, агрегатам, полуфабрикатам, определенным технологическим операциям, которые осуществляются с конкретными предприятиями, то материально-техническое обеспечение включает в себя поставки сырья, материалов, топлива, машин, оборудования и других средств производства любому потребителю.

В промышленности кооперированные связи могут различаться по отраслевому и территориальному признаком. По отраслевому признаку различают внутриотраслевое кооперирование, когда производственные связи устанавливаются между предприятиями одной отрасли, и межотраслевое - если оно имеет место между предприятиями разных отраслей.

По территориальному признаку кооперирование делится: на внутрирайонное, когда производственные связи устанавливаются между предприятиями одного экономического района, и межрайонное - между предприятиями, расположенными в разных экономических районах страны.

В соответствии с формами специализации в промышленности различают три формы кооперирования:

1. Предметное (или агрегатное) кооперирование - это такой вид производственных связен, когда головной завод, выпускающий сложную продукцию, получает от других предприятий готовые агрегаты (моторы, генераторы, насосы, компрессоры и др.) идущие на комплектование продукции этого завода.

Данная форма кооперирования характерна для машиностроения, многие отрасли -которого производят сложные машины и оборудование.

2. Подетальное кооперирование, когда предприятия-смежники поставляют головному завода детали и узлы (карбюраторы, радиаторы, поршни и др.) для выпуска готовой продукции. Эта форма кооперирования присуща многим отраслям промышленности, и прежде всего машиностроению, деревообрабатывающей, текстильной и обувной промышленности.

3. Технологическое (или стадийное) кооперирование проявляется в поставках одних предприятий другим определенных полуфабрикатов (отливок, поковок, штамповок) или в выполнении для них отдельных технологических операций, связанных с обработкой выпускаемых изделий.

Уровень производственного кооперирования характеризуется следующими показателями:

· коэффициент кооперирования, или удельный вес покупных изделий и полуфабрикатов в общем объеме продукции отрасли или предприятия;

· количество предприятий-смежников, участвующих в производстве продукции головного предприятия;

· соотношение объемов внутрирайонных и межрайонных, внутриотраслевых и межотраслевых кооперированных поставок;

· доля предметного (агрегатного), подетального и технологического (стадийного) кооперирования в общих кооперированных поставках;

· средний радиус кооперирования отдельного предприятия и в целом по отрасли.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.