Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность предприятия




Составила ст. преподаватель Е.В. Ненастьева

 

Череповец, 2007г
Содержание

 

Раздел1 Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности. 4

Лекция 1. Предприятие – основное звено экономики. 4

1. Сущность предприятия. 4

2 Характеристика предприятия как юридического лица. 5

3 Классификация предприятий. 7

4 Классификация по организационно-правовым формам.. 9

Лекция 2 Внутренняя и внешняя среда предприятия. 18

1.Внутренняя среда предприятия. 18

2. Внешняя среда предприятия. 19

3 Хозяйственные объединения. 22

4.Формы организации производства. 25

Раздел 2. Производственные ресурсы предприятия. 33

Лекция 3 Основные средства предприятия. 33

1.Сущность и классификация основных средств. 33

2. Оценка основных средств. 36

3. Показатели состояния и движения основных средств. 38

4.Обобщающие показатели эффективности использования основных средств. 39

Лекция 4. Виды износа и амортизация основных средств. 41

1.Износ основных фондов промышленных предприятий. 41

2.Амортизация основных средств. 44

Лекция 5. Оборотные средства. 47

1.Характеристика оборотных средств организации. 47

2. Источники формирования оборотных средств. 49

3.Расчет и оценка эффективности использования оборотных средств. 50

4. Пути улучшения использования оборотных средств. 50

Лекции 6. Трудовые ресурсы предприятия. 53

1 Основные категории работников предприятия. 53

2 Факторы, определяющие потребность в кадрах предприятия. 56

3. Виды показателей производительности труда. 59

4.Факторы и резервы роста производительности труда. 61

Лекция 7. Оплата труда на предприятии. 63

1 Сущность оплата труда. 64

2 Формы и системы оплаты труда на предприятии. 64

2.1 Тарифная система оплаты труда. 65

2.2 Бестарифная система организации заработной платы.. 66

2.3 Доплаты и надбавки. 67

2. 4 Премирование. 68

3. Виды тарифной оплаты труда. 69

Раздел 3 Производственная и организационная структура предприятия. 71

Лекция 8 Производственная структура предприятия. 71

1. Элементы производственной структуры.. 71

2. Факторы, влияющие на производственную структуру. 77

3. Типы организации промышленного производства. 78

4. Производственный процесс и принципы его организации. 80

5. Методы рациональной организации производственного процесса. 82

6. Производственный цикл. 84

Лекции 9 Организация производственной инфраструктуры.. 87

1. Инструментальное хозяйство. 88

2. Организация ремонтного хозяйства. 89

3. Материально-техническое снабжение предприятия. 91

4. Транспортное хозяйство. 93

5. Система сбыта продукции. 94

Лекция 10. Организационная структура управления предприятием.. 98

1. Линейная структура. 99

2. Функциональная структура. 101

3. Дивизиональная структура. 106

4. Адаптивная структура. 109

Раздел 4 Планирование на предприятии. 110

Лекция 11 Задачи и виды планирования. 110

1. Сущность и принципы планирования. 110

2.Типы внутрифирменного планирования. 113

3.Стратегическое и тактическое планирование. 114

3. Процесс планирования в организации. 115

4. Методы планирования. 116

5. Система плановых нормативов и показателей. 119

1. Производственная программа предприятия. 124

2. Производственная мощность. 125

Лекция 13. Инвестиционная деятельность предприятия. 131

1. Классификация и формы инвестиций. 131

2 Капитальные вложения как способ воспроизводства основного капитала. 133

3 Методы и источники финансирования инвестиций. 134

4 Оценка эффективности капитальных вложений. 135

5. Показатели эффективности инвестиционных проектов, основанные на дисконтировании. 138

6. Инновационная деятельность предприятий. 140

Лекция 14 Финансовые ресурсы предприятия. 144

1. Сущность и состав финансовых ресурсов и капитала. 144

2. Источники финансовых ресурсов. 146

3. Ценные бумаги. 150

Лекция 15 Доходы и расходы предприятия. 153

1. Классификация доходов и расходов предприятия. 153

2 Экономическая сущность издержек производства. 157

3 Классификация затрат на производство и реализацию продукции. 158

Лекция 16 Понятие и виды прибыли предприятия. 165

1 Сущность и источники прибыли. 165

2 Виды прибыли. 167

3. Рентабельность и факторы, влияющие на повышение ее уровня. 170

Лекция 17 Основы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. 171

1. Сущность и задачи анализа финансового состояния предприятия. 171

2. Принципы определения экономической эффективности. 173


Раздел1 Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности

Лекция 1. Предприятие – основное звено экономики

1. Сущность предприятия

2 Характеристика предприятия как юридического лица

3 Классификация предприятий

4 Классификация по организационно-правовым формам

В условиях рыночной системы хозяйствования предприя­тие выступает ее основным звеном. Именно оно определяет деловую активность национального хозяйства, именно здесь происходит создание продукции, непосредственная связь ра­ботника с капиталом. На предприятии сосредоточены наибо­лее квалифицированные кадры, решаются вопросы эконом­ного использования ресурсов, применения высокопроизводи­тельной техники, технологии. При этом предприятия, созда­вая рабочие места, обеспечивают занятость населения, путем выплаты налогов участвуют в реализации социальных про­грамм.

Предприятие — это обособленный хозяйствующий субъект, использующий материальные и информационные ресурсы для производства пользующейся спросом продукции, выполнения работ и оказания услуг. Оно самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией и при­былью, которая остается после уплаты налогов, других обяза­тельных платежей. То есть предприятие является самостоя­тельным товаропроизводителем.

С чисто правовой точки зрения, согласно законодательству РФ, предприятием является самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции и оказания услуг в целях удовлетво­рения общественных потребностей и получения прибыли.

Характеристика предприятия предполагает определение его основных черт, выделяющих его в самостоятельный субъект рыночных отношений. Такими чертами являются:

• производственно-техническое единство, предполагаю­щее общность процессов производства, капитала, технологии;

• организационное единство. Предприятие — это определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления;

•экономическое единство, выражающееся в общности материальных, финансовых, технических ресурсов, а также экономических результатов работы.

Предприятие представляет собой имущественно обособленную хозяйственную единицу, организованную для достижения какой-либо хозяйственной цели:

• самостоятельно принимает решения;

• реально использует факторы производства для изготовления и продажи продукции;

• стремится к получению дохода и реализации других целей.

Предприятие — это коммерческая организация, т.е. организация, нацеленная на получение прибыли. Этим предприятие существенным образом отличается от некоммерческих организаций, т.е. организа­ций, не преследующих цели извлечения прибыли. Обычно к ним от­носятся благотворительные и иные фонды, ассоциации, обществен­ные объединения, религиозные организации и др.

Каждое предприятие в условиях рынка должно соблюдать сле­дующие принципы:

• экономичность (достижение заданных результатов при минимальных затратах или при определенном объеме затрат обеспечение наибольших результатов);

• финансовая устойчивость (предприятие на каждый момент вре­мени может произвести необходимые платежи);

• получение прибыли (производство и реализация по количеству и качеству должны быть организованы таким образом, чтобы обеспечить прибыль и рентабельность).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1897; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.