КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Закономерности общие для большинства типов нарушений
Закономерности психического развития для всех аномальных детей (независимо от природы и времени возникновения аномалии, все аномальные дети связаны чем-то единым, отличающим их от других детей). Общие закономерности для всех детей (для нормальных и аномальных). 4. Закономерности специфические только для одного типа нарушений. Закономерности первого уровня хорошо рассмотрены в работах Л.С. Выготского. Психическое развитие ребенка является процессом детерминированным, стадиальным. · На психическое развитие оказывают влияние биологические и социальные факторы среды. Биологические факторы: 1. Природная организация, природные свойства организма, следовательно принадлежность к роду человеческому. Наличие базы для развития психики (структура мозга, опорно-двигательного аппарата, артикуляционного аппарата). 2. Наследственно-обусловленные образования (тип высшей нервной деятельности и т.д.). Социальные факторы. 1. Макросоциальные – уровень культуры, тип общества, экономическое развитие, идеология, религия. Научные особенности развития социума. 2. Микросоциальные – ближайшее окружение ребенка, которое является транслятором макросоциальных факторов. Все преломляется и трансформируется через семью. Биологически и социальные факторы могут быть нормальными и патогенными. В единстве биологические и социальные факторы влияют на развитие ребенка, но на разных этапах онтогенеза ведущую роль занимают то биологические, то социальные. В психологии существуют различные точки зрения на соотношение биологических и социальных факторов и здесь важны 2 момента: биологический фактор влияет на развитие всех психических функций, но имеет различный удельный вес (простые и сложные психические функции); на протяжении психического развития, на разных возрастных этапах соотношение биологических и социальных факторов изменяется. · Представление о неравномерности психического развития. Это обусловлено 2- мя моментами 1. неравномерная активность созревания мозга на разных возрастных этапах 2. отдельные психические процессы формируются на базе предыдущих. Представление о сензитивных периодах развития. · представление об интеграции психики: в познавательной сфере и личностной сфере необходимо ориентироваться на соответствие этапов интеграции при работе с аномальными детьми. · положение о пластичности и способности к компенсации: чем младше ребенок, тем больше он раним, но тем большие резервы к компенсации.
Закономерности психического развития общие для всех аномальных детей (второй уровень) · Все дети с нарушениями испытывают трудности в отношениях, во взаимодействии с окружающим миром; · Представления о структуре дефекта (биологический дефект приводит к ряду вторичных, третичных социальных отклонений) · У всех аномальных детей возникают отклонения в формировании личности.
Закономерности общие для большинства типов нарушений (3 уровень по Лубовскому) выделяет специфические закономерности: · Замедляется скорость переработки информации (или на протяжении всех периодов психического развития или на определенных этапах). · Трудности словесного опосредования. · Замедленное формирование понятий. Специфические закономерности психического развития аномального ребенка характерные только для одного типа нарушений (4 уровень) Например, при нарушениях слуха у детей компоненты психики развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях: наблюдается несоразмерность в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления; письменная речь в обеих формах: импрессивной (чтение) и экспрессивной (письмо) - приобретает большую роль сравнительно с устной. У детей с нарушениями слуха замечены отличия в темпе психического развития - замедление психического развития после рождения и ускорение в последующие периоды. Изменения в темпе развития у детей с нарушениями слуха внутренне связаны с отличиями в структуре психики. Путь психического развития ребенка с нарушениями слуха представлял в следующем виде: различия в психической деятельности между слышащим и глухим ребенком незначительные на начальных этапах онтогенеза возрастают в течение последующего времени. Так происходит до определенного этапа, когда вследствие систематического сурдопедагогического воздействия различия перестают нарастать и даже уменьшаются. Чем благоприятнее условия, тем быстрее и значительнее сближается развитие ребенка, имеющего нарушения слуха, с развитием нормально слышащего ребенка. Основной смысл сурдопедагогических мероприятий состоит в создании новых условий для психического развития, прежде всего расширение и качественное изменение доходящих до ребенка внешних воздействий, изменение их состава за счет воздействий, заменяющих акустические и равнозначных им по значению.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 839; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |