Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Клинические типы и проявления основных типов ПДО (по Ковалеву В.В.)




Особенности клинического и патопсихологического подходов в изучении ПДО.

Между клинической и патопсихологической квалификацией симптомов психических нарушений сущест­вуют значительные различия. Как известно клини­цист рассматривает болезненную продукцию с пози­ций логики болезни. Для него единицей рассмотрения являются отдельные болезненные формы, имеющие свою этиологию, патогенез, клинику психических на­рушений, течение и исход, а также отдельные симпто­мы и синдромы. Клинические симптомы рассматри­ваются клиницистом как внешние проявления патофизиологических процессов.

Что же касается психологических механизмов этих нарушений, то их рассмотрение находится на пери­ферии интересов врача.

Иной подход характерен для патопсихолога, который за клиническими симптомами ищет механизмы нарушений нормальной психической деятельности. Поэтому для психолога характерно сравнительное изучение нормальных и патологических закономерностей протекания психических процессов (Л.С.Выготский, 1936; Б.В.Зейгарник, 1976 и др.).

Иными словами, патопсихолог при квалификации патологического симптома обращается к моделям нормальной психической деятельности, клиницист же квалифицирует те же нарушения с точки зрения па­тофизиологии. Это не значит, что клиницист не ис­пользует в своей диагностике данных нормы. Он рас­сматривает их с позиций физиологических процессов. Таким образом, понятие нормы, нормы реакции, при­сутствует как в клинических, так и патопсихологиче­ском анализе, однако на разных уровнях изучения явления.

Каждый из уровней рассмотрения — психологиче­ский и физиологический — имеет свою специфику и закономерности. Поэтому закономерности одного уровня не могут быть перенесены на другой без спе­циального рассмотрения механизмов, опосредующих отношение этих уровней друг к другу

Изменение соотношения между социальным и биологическим имеет место при различных типах общего и психического дизонтогенеза (В. В. Ковалев). Дизонтогенез психики выражается в на­рушениях темпа, сроков развития психики в целом и ее отдельных составных частей, в нарушении соотношения компонентов разви­вающейся психики ребенка и подростка. Клиническими вариан­тами дизонтогенеза психики являются ретардация и асинхрония развития.

Под ретардацией понимается запаздывание или приостановка развития всех старых или отдельных компонентов психики. Ре­тардация характерна для умственной отсталости, пограничной интеллектуальной недостаточности. При ретардации запаздывает переход от более простых (природно-психических свойств) к бо­лее сложным - социально-психическим. В связи с этим возникает недостаточность социально-психических (познавательных) функ­ции. Общая закономерность единства биологического и социаль­ного и ведущей роли социального сохраняется. Ведущая роль со­циального наблюдается при любых вариантах ретардации (кроме глубокой имбецильности и идиотии).

Другой тип дизонтогенеза психики - асинхрония развития, т. е. неравномерное, диспропорциональное психическое развитие, при котором одни компоненты психики развиваются со значительным опережением, а другие запаздывают или происходит усиленное развитие отдельных свойств личности, приводящее к дисгармонии.

При асинхронии развития часто имеет место недостаточность или болезненное усиление природно-психических компонентов, в то время как социально-психические компоненты (запас знаний, высшие интересы, нравственные установки) могут развиваться ускоренно. Характерны большая зависимость направления изме­нений социально-психических компонентов от нарушенных при­родно-психических проявлений, выраженная реакция личности на нарушение природно-психических свойств, возникающая в про­цессе отношений такой аномальной личности с социальным ок­ружением.

Патопсихологический подход к проблемам ПДО. Закономерности психических заболеваний у детей, особенности их психопатологических проявлений обус­ловлены онтогенетическими факторами, т. е. своеобрази­ем реагирования незрелой нервной системы ребенка на патогенные вредности и их последствия.

При исследовании психически больного ребенка в центре внимания детского психолога обычно стоит во­прос о психологической квалификации основных психи­ческих расстройств, их структуры и степени выраженно­сти. Особое значение при патопсихологической оценке психических нарушении придается учету отклонений от стадии возрастного развития на котором находится больной ребенок, т. е. особенности дизонтогенеза, вы­званного болезненным процессом либо его последствия­ми,

Важным моментом в изучении как нормального, так и аномального онтогенеза явилось выделение Л.С.Выготским двух взаимосвя занных линий развития: биологической и социально-психологической. Болезнь, вызывая прежде всего нарушение биологической линии развития, тем самым создает препятствия для социально-психического развития – усвоения знаний, умений, формирование личности ребенка.

Л.С. Выготский считал, что психологическое изу­чение аномального ребенка выдвигает задачи, в опре­деленной мере аналогичные задачам и принципам клинической диагностики: путь от изучения симпто­мов дизонтогенеза к изучению его синдромов и да­лее — к типу дизонтогенеза, по существу приравняй ваемому им к нозологической единице. Только в та­ком структурно-динамическом изучении аномального развития, вскрытии его патопсихологических меха­низмов, Л. С. Выготский видел путь к дифференциро­ванной коррекции нарушений развития.

Эти положения Л. С. Выготского легли в основу выделяемого В. В. Лебединским ряда патопсихологических параметров определяющих характер психического дизонтогенеза.

- Первый параметр связан с функциональной локализацией нарушения. В зависимости от нарушения вы­деляются два основных вида дефекта: частный (недо­развитие или повреждение отдельных анализаторных систем) и общий (нарушения регуляторных систем, как подкорковых, так и корковых).

- Второй параметр дизонтогенеза связан со временем поражения. Характер аномалии развития будет раз­личным в зависимости от того, когда возникло повреждение нервной системы. Чем раньше произошло пораже­ние, тем вероятнее явления недоразвития. В то время как для позднего нарушения нервной системы харак­терны явления с распадом структуры психической функ­ции. Временной фактор определяется не только хронологическим моментом возникновения нарушения, но и длительностью периода развития функции в онтогенезе.
Чаще повреждаются функции, имеющие подкорковую локализацию, формирование которых в онтогенезе завершается относительно рано. Корковые же функции, имеющие более длительный период развития, при раннем воздействии вредности чаще либо стойко не разви­ваются, либо временно задерживаются в своем развитии.

С параметром времени связана и другая вероятность поражения той или иной функции. Как известно, в ходе психологического развития каждая функция в опреде­ленное время проходит через сензитивный период, ко­торый характеризуется не только наибольшей интенсив­ностью развития, но и наибольшей уязвимостью и не­устойчивостью по отношению к вредности. Сензитивные периоды характерны не только для развития отдельных психических функций, но и для психического развития ребенка в целом. К основным сензитивным периодам детства относятся: возрасты от 0—3 года и 11 —15 лет. В эти периоды особенно велика возможность психиче­ских нарушений. Период от 4 до 11 лет более устойчив по отношению к различным вредностям.

Неустойчивость психических функций, характерная для сензитивного периода, может обусловить явления регресса — возврата функции на более ранний возраст­ной уровень, как временного, функционального, так и стойкого, связанного с повреждением функции. Чем тя­желее поражение нервной системы, тем более стойки явления регресса. Поэтому профиль психического раз­вития аномального ребенка часто будет состоять из со­хранных, поврежденных и в разной степени задержанных в своем формировании психических функций.

- Третий параметр дизонтогенеза характеризует взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом. Исходя из идеи о системном строении дефекта Л.С.Выготский предложил различать в аномальном развитии две группы симптомов: первичные — нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни (нарушения слуха и зрения при поражении анализаторов, детские церебральные параличи, локальные поражения определенных корковых зон и т. д.), и вторичные, возникающие опосредованно в процессе аномального социального развития. Первичный дефект может иметь характер недоразвития или повреждения. Вторичный дефект является основным объектом в психологическом изучении и коррекции аномального развития.

В процессе развития изменяется иерархия между первичными и вторичными, биологическими и социально обусловленными нарушениями. Если на первых этапах: основным препятствием к обучению и воспитанию яв­ляется первичный дефект, то затем вторично возникшие явления психического недоразвития, а также личност­ные установки, вызванные неудачами в школе, нередко начинают занимать ведущее место в отношении к обучению и препятствовать адекватной социальной адап­тации.

Ранняя психолого-педагогическая коррекция дефект та во многом улучшает прогноз формирования личности и социальной компенсации этой группы детей.

- Четвертый параметр дизонтогенеза связан с нарушением межфункциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза. Сюда следует отнести механизмы изоляции, патоло­гической фиксации, временные и стойкие регрессии, иг­рающие большую роль в формировании различных ви­дов асинхронии развития.

Перечисленные параметры по-разному выступают при различных вариантах дизонтогенеза интеллектуальной, моторной, сенсорной и эмоциональной сферы.

По мнению В. В. Лебединского, психический дизонтогенез может быть представлен следующими вариан­тами:

1) недоразвитие;

2) задержанное развитие;

3) поврежденное развитие;

4) дефицитарное развитие;

5) искаженное развитие;

6) дисгармоничное развитие.

Предполагаемая классификация дифференцирует от­дельные варианты аномалий исходя из основного каче­ства нарушения развития. Выделяется группа аномалий, вызванных отставанием развития (ретардация): недоразвитие, задер­жанное развитие; группа аномалий, в которых ведущим признаком является диспропорциональность (асинхрония) развития: искаженное и дисгармоничное развитие; и группа аномалий, вызванных поломкой отдельных функций (повреждение); поврежденное и дефицитарное развитие.

Для дизонтогенеза по типу общего стойкого недораз­вития наиболее типично раннее время поражения, когда имеет место выраженная незрелость мозговых систем, в первую очередь наиболее сложных, обладающих дли­тельным периодом развития. Типичным примером стой­кого недоразвития является олигофрения.

К психическому дизонтогенезу по типу задержанно­го развития относится развитие, характеризующееся за­медлением темпа формирования познавательной и эмо­циональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Задержка развития эмоцио­нальной сферы проявляется в различных клинических вариантах инфантилизма (конституционального, сома­тогенного, психогенного, церебрально-органического). Замедление же темпа познавательной деятельности при соматических заболеваниях будет связано с хрониче­ской астенией, при психогенных формах — в большей степени с явлениями микросоциальной и педагогиче­ской запущенности.

Поврежденное развитие имеет ту же этиологию (наследственные заболевания; внутриутробные,

родовые и послеродовые инфекции, интоксикации и травмы ЦНС), что и органическое недоразвитие психики либо задер­жанное. Основное отличие патогенеза связано с более поздним (после 2—3 лет) патологическим воздействием на мозг, когда большая часть мозговых систем уже сформировалась. Характерной моделью поврежденного развития является органическая деменция.

Особый вид дизонтогенеза представляет дефицитарное развитие, связанное с тяжелыми нарушениями от­дельных анализаторных систем.

При искаженном развитии наблюдаются сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, повреж­денного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие к ряду качественно новых пато­логических образований. Наиболее характерной мо­делью является дизонтогенез при синдроме детского аутизма.

Дисгармоническое развитие при своей структуре в определенной мере напоминает искаженное развитие. Отличие дисгармонического развития от искаженного развития состоит в том, что основой этого типа дизон­тогенеза является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные виды искажен­ных межфункциональных связей, а врожденная, либо рано приобретенная, стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере.

Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий, а также так называемые патологические формирования личности в результате неправильных ус­ловий воспитания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 976; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.