Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Рынок труда: сущность и структура





Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Специфика рынка труда во многом определяется особенностью того товара, который на нем представлен. На первый взгляд кажется, что на рынке труда продается и покупается именно труд. Но труд есть функция самого работника, затрата его физической и умственной энергии в процессе производства благ. Труд неотделим от человека как такового, он является формой жизнедеятельности личности и постольку не может быть объектом купли-продажи в политически и экономически свободном обществе. Свободный человек не может быть продан (как это, например, было при рабовладении), и постольку не могут служить объектом купли-продажи неотделимые от него функции, в том числе и труд. Поэтому на рынке труда продается и покупается не сам труд, а услуги труда, количество и качество которых зависят от многих факторов – уровня профессиональной подготовки работника, его квалификации, опыта, добросовестности.

Если рассматривать рынок труда с позиций марксизма, то можно сказать, что на рынке труда продается и покупается способность работника к труду, то есть рабочая сила, которая определяется стоимостью средств существования работника и его семьи, что определяет ее цену – заработную плату.

Купля-продажа услуг труда выступает в форме найма свободного работника на определенных условиях, касающихся продолжительности рабочего дня, размеров заработной платы, должностных обязанностей. На период найма работодатель покупает право на использование услуг труда продавца, а не сам труд, собственником которого продолжает оставаться наемный работник. Поэтому, говоря рынок труда, следует иметь в виду, что речь идет именно о рынке услуг труда.

Субъектами рынка труда являются

­ контрагенты трудовых отношений – работники и работодатели;

­ посредники между работниками и работодателями (службы занятости);

­ представители органов власти;

­ представители интересов работников (профсоюзы);

­ представители интересов работодателей (союзы предпринимателей).

 

Рынок труда выполняет следующие основные функции:



1. Соединение владельцев и покупателей рабочей силы (посредническая).

2. Обеспечение свободы выбора: работником – сферы и формы предложения своего труда; а предпринимателем – качественное определение необходимой рабочей силы.

3. Уравновешивание спроса на труд и его предложения и формирование цены труда определенного качества – заработной платы.

4. Приведение отраслевой, профессионально-квалификационной, территориальной структуры рабочей силы в соответствие со структурой общественного производства. Т.е. формирование реальных требований в обществе в данный момент к количественному, квалификационному и профессиональному составу рабочей силы, а также оценка возможных перспектив изменения в сфере занятости в соответствии с наметившимися структурными изменениями в экономике и использованием достижений НТП и т.д.

5. Выявление численности безработных и определение уровня безработицы, видов и характера безработицы.

Можно выделить ряд особенностей, которые отличают рынок труда от других рынков:

1. Длительность взаимоотношений продавца и покупателя. Если на рынке большинства потребительских товаров (за исключением дорогостоящих изделий, продаваемых в кредит, и товаров с гарантийным обслуживанием) контакт продавца и покупателя мимолетен и заканчивается после передачей прав собственности на объект торговли, то на рынке труда взаимоотношения продавца и покупателя длятся такое количество времени, на которое заключается договор найма работника. Длительность контактов продавца и покупателя является необходимым условием постоянного возобновления операций купли-продажи услуг труда.

2. На рынок труда большое влияние оказывает множество факторов. С одной стороны, на заключение сделки, влияют неденежные факторы: сложность и престижность работы, условия труда, его безопасность для здоровья, гарантии занятости и профессионального роста, моральный климат в коллективе. С другой стороны, на рынок труда влияют демографическая ситуация в стране, численность трудового населения, процессы миграции и т.п.

3. Рынок труда по сравнению с другими рынками испытывает сильное воздействие со стороны государства и различных общественных организаций. Сам носитель рабочей силы является активным участником такого рынка, непосредственно на него воздействуя.

Важнейшими параметрами любого рынка являются спрос, предложение, равновесная цена и равновесный объем. Все они «работают» и на рынке труда.

Спрос на трудпредъявляется всеми участниками рыночных отношений, осуществляющих создание экономических благ: производственной и непроизводственной сферой экономики, государственным сектором, частными и коллективными предприятиями, мелкими и крупными фирмами и т.д.

Величина спроса на труд зависит от двух основных факторов – заработной платы и ценности создаваемого каждым работником продукта труда. При этом величина спроса на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы (Рис. 1.). При росте ставки заработной платы, при прочих равных условиях, предприниматель в целях сохранения равновесия должен соответственно сократить применение труда, а при ее снижении величина спроса на труд возрастает. Кроме этого, на спрос на труд также влияют:

1. Общее состояние экономики в данной стране, уровень ее развития, отраслевая структура и т.д.

2. Фаза экономического цикла (находится экономика страны на подъеме или в кризисном состоянии).

3. Степень применения достижений НТП.

4. Степень развития государственного сектора в экономике.

5. Особенности региональных рынков труда.

Вторым неотъемлемым элементом рынка труд является предложение труда. (Рис. 2). Величина предложения труда также зависит от величины заработной платы, получаемой за производительные услуги. Как правило, продавцы на рынке труда стремятся увеличить предложение труда в условиях роста заработной платы. Потому кривая предложения труда имеет положительный наклон.

Совокупное предложение труда, кроме ставки заработной платы, также определяется действием таких факторов, как:



1. Демографические процессы: уровень рождаемости, смертности, темпы роста численности трудоспособного населения, его половозрастная структура, удельный вес людей пенсионного возраста и т.д.

2. Доля экономически активного населения в общей численности.

3. Степень экономической активности различных демографических и этнических групп населения. Так, возрастание экономической активности женщин, увеличение их доли в работающем населении увеличивает предложение рабочей силы.

4. Общий уровень грамотности и образованности населения данной страны, степень его профессиональной подготовки, уровень развития системы профессионального и общего образования и т.д.

5. Динамика миграции населения в целом и миграционное перемещение рабочей силы в частности.

Однако, если рассматривать кривую индивидуального предложения труда, то она имеет ряд особенностей (Рис. 3). Такая форма кривой предложения труда объясняется действием двух эффектов: эффекта замещения и эффекта дохода.

Суть эффекта замещения состоит в том, что рост величины предложения труда, ведет к росту благосостояния (потребления), сокращая в то же время свободное время человека – свободное время замещается потреблением. При увеличении заработной платы, когда каждый час отработанного времени лучше оплачивается, каждый час свободного времени воспринимается работником как возросший убыток, т.е. упущенная выгода. Эта выгода могла бы быть реализована при превращении свободного времени в рабочее – отсюда стремление заместить свободное время дополнительной работой. Соответственно, досуг замещается тем набором товаров и услуг, которые работник может приобрести на возросшую заработную плату.

Эффект дохода противостоит эффекту замещения и становится ощутим при достижении работником определенного, достаточно высокого уровня материального благополучия. Когда проблемы с хлебом насущным решены, меняется и наше отношение к свободному времени. Оно перестает казаться вычетом из заработной платы, а предстает полем для наслаждения и радости, тем более, что высокая заработная плата позволяет обогатить и разнообразить досуг. Поэтому логичным является возникновение желания не только купить больше товаров, но и иметь большее количество свободного времени. А сделать это можно, лишь сократив предложение труда, купив свободное время не за наличные деньги, а за те деньги, которые могли бы получены при отказе от досуга в пользу дополнительной работы. При прохождении переломной точки эффект дохода становится преобладающим, что выражается в сокращении, а практически в стремлении работника к переходу работника на сокращенный рабочий день, неделю, к получению дополнительных выходных дней, отпусков и т.п.

Вопрос о том, какой эффект (замещения или дохода) является более сильным при данном уровне заработной платы не имеет точного ответа, так как зависит от индивидуальных особенностей того или иного человека.

Равновесие на рынке труда достигается при соответствии спроса и предложения труда. Графически оно определяется при пересечении кривых спроса на труд и предложения труда (Рис. 4). Равенство величин (объемов) спроса и предложения рабочей силы определяет равновесную цену труда, т.е. заработную плату и численность занятых в данный момент времени. В положении рыночного равновесия спрос на труд предпринимателей полностью удовлетворен, они находят необходимое количество труда. В положении рыночного равновесия полностью трудоустроены все работники, готовые предложить свои услуги при равновесной заработной плате. Поэтому точка Е определяет положение полной занятости.

В случае превышения ставок заработной платы уровня равновесия предложение на рынке труда превышает спрос: рабочих мест не хватает для всех желающих продать свой труд по более высокой заработной плате. Возникает избыток предложения труда.

В случае снижения заработной платы по сравнению с равновесной, спрос на рынке труда превышает его предложение. В результате этого образуются незаполненные рабочие места вследствие нехватки работников, согласных на более низкую заработную плату.

Важнейшей характеристикой состояния рынка труда является безработица, ее уровень, структур и динамика. Безработные – это та часть трудоспособного населения, которая не имеет постоянной работы, хочет работать и активно ищет работу. Безработные наряду с занятой частью населения формируют экономически активное население – потенциальную и реальную рабочую силу. Наличие безработицы свидетельствует о превышении предложения труда над спросом в данный момент в силу тех или иных причин.

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1099; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.