КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика отклонений в поведении детей-сирот и социальных сирот
Данные многочисленных исследований показывают, что у детей-сирот проявляются затрудненность и поверхностность общения, выражающиеся в неумении налаживать контакты с людьми даже при наличии стремления к общению; агрессивность – мгновенно возникающая враждебность по малейшему поводу, находящая выход в оскорблениях и жестоких драках; пассивное отчуждение; иждивенческая позиция, склонность к побегам и бродяжничеству; недостаточная инициативность; упрощенность эмоциональной сферы и др. Указанные особенности приводят к формированию таких черт характера, как враждебность и недоброжелательность к людям, эгоизм, лень, потребительское отношение к жизни, неорганизованность и недисциплинированность, нечестность, хитрость, пренебрежение к общественной и личной собственности, стремление к разрушению, трусость, завистливость и др. Исследование поведения социальных сирот, воспитывающихся в детских домах, школах-интернатах и замещающих семьях, проводимое белорусскими социальными педагогами и психологами в 2009 г. (специалисты детского дома № 2 г. Минска), выявило следующие особенности их поведения: · недоверие к новым людям, вещам, ситуациям (39,7%); · враждебность по отношению к другим детям (31,8%); · тревожность и страх по отношению к взрослым (43, 8%); · враждебность по отношению к взрослым (27,3%); · эмоциональное напряжение (20,4%); · признаки частой депрессии (30,7%). Было отмечено, что у данной категории детей нет навыков продуктивного общения. Контакты нервозны и поспешны. Ребенок одновременно добивается внимания и избегает его. Нуждаясь в любви и внимании, дети не умеют вести себя таким образом, чтобы с ними общались в соответствии с их потребностью. Неправильно сформированный опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает негативную позицию по отношению к окружающим. Дети-социальные сироты могут жестоко обращаться со своими сверстниками или детьми младшего возраста, так как у них не развита, а у некоторых даже искажена потребность в любви и признании из-за нестабильного положения в предыдущей жизненной ситуации. Часто такие дети не умеют и не желают признавать свою вину в конфликтной ситуации, не умеют контролировать свои действия. У них не развита ориентация на внешний контроль. Они часто испытывают дефицит социального признания собственной ценности со стороны окружающих. Это затрудняет нормальное развитие их личности. Такой эмоциональный дискомфорт часто приводит их к депрессии. С психологической и физиологической точки зрения особенности поведения сирот дошкольного и школьного возраста имеют не только сходные черты, но и отличительные. Рассмотрим эти специфические возрастные особенности поведения детей данной категории. Особенности поведения детей-сирот дошкольного возраста: · пассивность в деятельности; · слабое внимание, обедненная речь; · потребность во внимании и доброжелательности; · отсутствие ролевого взаимодействия в игре; · повышенная конфликтность во взаимоотношениях со сверст-никами; · повышенная импульсивность, неумение управлять своими действиями. Особенности поведения детей-сирот школьного возраста: · непроизвольность поведения; · неспособность к саморегуляции, планированию своих действий; · преобладание защитных форм поведения в конфликтной ситуации (стремление обвинить окружающих, нежелание и неумение признать свою вину, неспособность конструктивного решения конфликта); · агрессивность по отношению к взрослым; · подозрительное отношение к окружающим, ожидание от них потенциальной угрозы, стремление обвинить их во всех своих бедах; · неумение адекватно реагировать на ситуацию, оценивать свои каче-ства и качества другого человека для избирательного и дружеского обще-ния; · отсутствие эмоциональной и социальной уверенности; · несформированность реальных представлений о жизни, правильной нравственной оценки окружающей действительности. Таким образом, исследование особенностей поведения детей-социальных сирот показывает, что им свойственна в той или иной степени как психическая, так и социальная депривация. Это крайне нежелательное явление не только для ребенка, у которого наблюдается деформация личности, но и для окружающих, так как социально благополучное общество не заинтересовано в наличии людей с несформированными социальными свойствами, с неадекватным отношением. 3. Социальные факторы деформации характера детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Фактор условий раннего детства. Неблагоприятные условия раннего детства сирот, к которым можно отнести лишение родителей, особенно матери, имеют тяжелые последствия для развития личностных качеств, характера. А.Фрейд в своей работе «Разлука с матерью» пишет: «...прямые исследования ясно показали, что лишение материнской заботы почти всегда ведет к задержке развития ребенка – физического, интеллектуального, социального, могут появиться симптомы физических и психических болезней....Детям наносится большой урон на всю жизнь. Такое безрадостное заключение теперь уже следует считать доказанным». В теории характерологического развития каждая структура характера вырастает уже в начальный период жизни на базе депривации экзистенциальных человеческих потребностей и конфронтации с социальным окружением при попытках ее удовлетворить. Именно эти ранние поведенческие паттерны имеют склонность к «закостенению» в виде деформаций и сопротивляются изменениям. Фактор раннего асоциального опыта. Подавляющее большинство детей-сирот поступают в интернатные учреждения из семей, ведущих антиобщественный, асоциальный образ жизни. Характеристики атмосферы в семьях «группы социального риска» – пьянство родителей и раннее приобщение детей к спиртному, плохое питание и даже голодание, унижение и побои, сексуальные домогательства и др. В личных делах воспитанников приютов и детских домов гг. Ачинска, Канска, с. Ирбея, с. Шушенского и других городов и районов Красноярского края российскими исследователями зафиксированы факты их проживания на чердаках, в подвалах, на вокзалах, в гаражах, на дачах (М.Н. Шилова, Н.Ф. Яковлева). Немало свидетельств того, как родители заставляли своих детей воровать, попрошайничать, торговать спиртным, заниматься проституцией, гомосексуализмом, наркоманией. Тяжелые обстоятельства жизни, пример родителей способствуют формированию определенных стереотипов поведения. Они закрепляются в дурных привычках, о которых великий русский педагог К.Д.Ушинский писал: «Природа наша не только приобретает привычки, но и приобретает наклонность приобретать их, и если хоть одна привычка установится твердо, то она проложит дорогу к установлению других однородных». Наблюдения за поведением детей-сирот показывают, что они довольно рано приучаются к курению (обычно в 6–8 лет), спиртному (9–11 лет), нередки случаи токсикомании (6–10 лет). Формированию динамических стереотипов, лежащих в основе пагубных привычек, способствует стремление получить от них удовольствие (вначале), а затем и возникающая зависимость (аддикция). У детей-сирот фиксируют отсутствие критического отношения к девиациям поведения и уважения к моральным запретам, нормам и правилам, существующим в обществе, формирующее своеобразное искривление системы ценностных координат, в которой асоциальное поведение задано как норма и личностно значимая ценность. Другой стороной проблемы, связанной с ранним асоциальным опытом, является взаимопередача детьми-сиротами негативных привычек и форм поведения в детском доме. Усвоенные дурные привычки, искаженные ценностные ориентации, подражание негативному поведению других детей детского дома «взращивают» и укрепляют в характере сирот безответственность, легкомыслие, стремление действовать под влиянием импульсивных желаний, неумение регулировать свое поведение и эмоциональное состояние, предвидеть последствия своих поступков. Фактор институционального воспитания. Многочисленные исследования показывают, что ранняя институализация детей-сирот, воспитывающихся в интернатных учреждениях, накладывает существенный отпечаток на их личностное становление. Жизнедеятельность помещенных в эти заведения детей и подростков имеет целый ряд существенных oграничений, связанных с режимными требованиями и относительной изоляцией воспитанников от широкого социального окружения, что приводит к обеднению, вариативности социальных ситуаций их развития, примитивизации и огрублению системы межличностных связей. Понять особенности формирующегося характера детей-сирот невозможно вне изучения их взаимоотношений, объяснения своеобразия их сложнейших проявлений, понимания механизмов образования значимого круга общения в малых группах, складывающихся внутри единого коллектива воспитанников интернатного учреждения. Специфика межличностных связей воспитанников детерминирована процессами группообразования в условиях относительной закрытости. Психологи различают открытые и закрытые группы. Последние формируются в условиях относительной изоляции от широкого социума (в детских домах или других учреждениях интернатного типа – кадетских корпусах, Мариинских гимназиях, специализированных интернатах для одаренных детей, Суворовских и нахимовских военных училищах, воспитательных колониях). Эти учебные заведения принципиально отличаются друг от друга контингентом воспитанников и характером решаемых в них воспитательных задач, но процессы группообразования имеют явное сходство. Как открытые, так и закрытые группы подростков имеют уровневую структуру: в них выделяются высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные члены данного сообщества (малой группы). Как показывают опросы, в интернатных учреждениях наиболее значимыми и авторитетными являются именно высокостатусные воспитанники, они определяют тактику поведения остальных членов группы. Для других воспитанников представитель более высокого статусного слоя всегда выступает в роли «значимого другого» и является референтным («иррадиация власти»). При этом преимущество его ролевой позиции признается безоговорочно, а мнение учитывается, но сам образ в подавляющем большинстве случаев негативно окрашен. Для высокостатусного воспитанника его низкостатусный товарищ по группе не только никогда не является «значимым другим», но и нередко вообще не воспринимается как личность, наделенная индивидуальными чертами (эффект «нисходящей слепоты»), Согласно такой «табели о рангах» ролевая позиция низкостатусного воспитанника слаба и уязвима: его можно обижать, использовать для разных поручений, не считаться с его мнением и т.д. В случаях потери лидером властной позиции проходит и снижение его референтности для воспитанников. Следствиями идентификации ребенка или подростка со своей ролевой позиции (лидера, исполнителя, отверженного) выступают искажения характерологических черт, способствующие, в свою очередь, появлению целого «букета» новообразований, в числе которых «психологическое капсулирование» (Г. Семья); «социально-психологическая отчужденность» (И. Горбушин); «фиксированные формы поведения» (Г.В. Залевский), «закрытость личности» (М.Ю. Кондратьев). Фактор отношения общества к детям-сиротам. Условно можно охарактеризовать следующие стереотипы по отношению к детям-сиротам. «Ущербные дети». Дети-сироты являются неполноценными по причине дурной наследственности, различных нарушений физического и психического здоровья, и никакие усилия общества по воспитанию этих детей, брошенных собственными родителями, не приведут к нормализации их развития и не обеспечат успешное вхождение в общество. «Ущербные дети» должны быть обособлены в детских домах, целью их образования должно стать получение несложной рабочей профессии. Приверженцев такого отношения к социальным сиротам можно найти среди представителей самых разных социальных слоев и профессий, в том челе среди педагогов. Для них характерны высказывания типа: «Сколько сирот ни воспитывай, они все равно повторят судьбы своих родителей», «Из них никогда не получится ничего путного» и пр. «Несчастные дети». Дети-сироты рассматриваются в первую очередь как объект жалости и благотворительной помощи в виде новогодних подарков, игрушек, развлекательных мероприятий и пр. Главной задачей видится создание комфортной среды обитания, а основным мотивом помощи выступает желание «хоть чем-то порадовать бедных сироток». «Лишние дети». Сторонники данного отношения видят в детях-сиротах в первую очередь объект обременительной благотворительности, так как содержание и образование сироты обходится государству дороже, чем родительского ребенка. Это «лишние дети» потому, что, во-первых, не нужны собственным родителям, а во-вторых, являются экономическим бременем, размеры которого необходимо не увеличивать, а уменьшать. Вследствие этого основной задачей общества является ограничение прав на рождение детей людьми, ведущими асоциальный образ жизни, а также принуждение родителей (в виде штрафов, исправительных работ и др.) к материальному обеспечению рожденных ими детей. «Дети, которым нужно помочь». У сторонников этого отношения существует твердое убеждение в том, что общество ответственно за создание благоприятный условий воспитания, развития и обучения детей-сирот и предоставление им реальных возможностей жить в семье, выбирать профессию и быть желанным членом общества. Реализация этого возможна только при условии непрерывного поиска и совершенствования форм устройства детей-сирот в семьи, постинтернатного сопровождения, психолого-педагогической и экономической поддержки и т.д. Таким образом, приведенные выше стереотипы отношений сходятся на том, что отсутствие родительской любви и внимания, материальной и моральной поддержки, а также воспитательного воздействия семьи накладывает негативный отпечаток на развитие личности ребенка. Однако помещение такого ребенка в интернатное учреждение не решает этой проблемы полноценно, так как дети, «потеряв» самых родных людей, уже получили психологический стресс, который усугубляется, когда они попадают в непривычные для них условия детского дома или интерната. В связи с этим в работе социального педагога сегодня одним из ключевых направлений является профилактика социального сиротства, при этом эффективность данной работы во многом обусловлена соответствием данного специалиста в процессе своей профессиональной деятельности ряду определенных требований.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 6505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |