Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика отклонений в поведении детей-сирот и социальных сирот




Данные многочисленных исследований показывают, что у детей-сирот проявляются затрудненность и поверхностность общения, выражающие­ся в неумении налаживать контакты с людьми даже при наличии стремления к общению; агрессивность – мгновенно возникающая враждебность по малейше­му поводу, находящая выход в оскорбле­ниях и жестоких драках; пассивное от­чуждение; иждивенческая позиция, склонность к побегам и бродяжничеству; недостаточная инициативность; упрощен­ность эмоциональной сферы и др. Ука­занные особенности приводят к форми­рованию таких черт характера, как враж­дебность и недоброжелательность к лю­дям, эгоизм, лень, потребительское отно­шение к жизни, неорганизованность и недисциплинированность, нечестность, хитрость, пренебрежение к обществен­ной и личной собственности, стремле­ние к разрушению, трусость, завистли­вость и др.

Исследование поведения социальных сирот, воспитывающихся в детских домах, школах-интернатах и замещающих семьях, проводимое белорусскими социальными педагогами и психологами в 2009 г. (специалисты детского дома № 2 г. Минска), выявило следующие особенности их поведения:

· недоверие к новым людям, вещам, ситуациям (39,7%);

· враждебность по отношению к другим детям (31,8%);

· тревожность и страх по отношению к взрослым (43, 8%);

· враждебность по отношению к взрослым (27,3%);

· эмоциональное напряжение (20,4%);

· признаки частой депрессии (30,7%).

Было отмечено, что у данной категории детей нет навыков продуктивного общения. Контакты нервозны и поспешны. Ребенок одновременно добивается внимания и избегает его. Нуждаясь в любви и внимании, дети не умеют вести себя таким образом, чтобы с ними общались в соответствии с их потребностью. Неправильно сформированный опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает негативную позицию по отношению к окружающим.

Дети-социальные сироты могут жестоко обращаться со своими сверстниками или детьми младшего возраста, так как у них не развита, а у некоторых даже искажена потребность в любви и признании из-за нестабильного положения в предыдущей жизненной ситуации.

Часто такие дети не умеют и не желают признавать свою вину в конфликтной ситуации, не умеют контролировать свои действия. У них не развита ориентация на внешний контроль. Они часто испытывают дефицит социального признания собственной ценности со стороны окружающих. Это затрудняет нормальное развитие их личности. Такой эмоциональный дискомфорт часто приводит их к депрессии.

С психологической и физиологической точки зрения особенности поведения сирот дошкольного и школьного возраста имеют не только сходные черты, но и отличительные. Рассмотрим эти специфические возрастные особенности поведения детей данной категории.

Особенности поведения детей-сирот дошкольного возраста:

· пассивность в деятельности;

· слабое внимание, обедненная речь;

· потребность во внимании и доброжелательности;

· отсутствие ролевого взаимодействия в игре;

· повышенная конфликтность во взаимоотношениях со сверст-никами;

· повышенная импульсивность, неумение управлять своими действиями.

Особенности поведения детей-сирот школьного возраста:

· непроизвольность поведения;

· неспособность к саморегуляции, планированию своих действий;

· преобладание защитных форм поведения в конфликтной ситуации (стремление обвинить окружающих, нежелание и неумение признать свою вину, неспособность конструктивного решения конфликта);

· агрессивность по отношению к взрослым;

· подозрительное отношение к окружающим, ожидание от них потенциальной угрозы, стремление обвинить их во всех своих бедах;

· неумение адекватно реагировать на ситуацию, оценивать свои каче-ства и качества другого человека для избирательного и дружеского обще-ния;

· отсутствие эмоциональной и социальной уверенности;

· несформированность реальных представлений о жизни, правильной нравственной оценки окружающей действительности.

Таким образом, исследование особенностей поведения детей-социальных сирот показывает, что им свойственна в той или иной степени как психическая, так и социальная депривация. Это крайне нежелательное явление не только для ребенка, у которого наблюдается деформация личности, но и для окружающих, так как социально благополучное общество не заинтересовано в наличии людей с несформированными социальными свойствами, с неадекватным отношением.

3. Социальные факторы деформации характера детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.

Фактор условий раннего детства. Неблагоприятные условия раннего детства сирот, к которым можно отнести лишение родителей, особенно матери, имеют тяжелые последствия для развития личностных качеств, характера. А.Фрейд в своей работе «Разлука с матерью» пишет: «...прямые исследова­ния ясно показали, что лишение материнской заботы почти всегда ведет к задержке развития ребенка – физического, интеллектуального, социального, могут появиться симптомы физических и психических болезней....Детям наносится большой урон на всю жизнь. Такое безрадостное заключение теперь уже следует считать доказанным».

В теории характерологического раз­вития каждая структура характера вырас­тает уже в начальный период жизни на базе депривации экзистенциальных чело­веческих потребностей и конфронтации с социальным окружением при попытках ее удовлетворить. Именно эти ранние поведенческие паттерны имеют склон­ность к «закостенению» в виде деформа­ций и сопротивляются изменениям.

Фактор раннего асоциального опы­та. Подавляющее большинство детей-си­рот поступают в интернатные учрежде­ния из семей, ведущих антиобществен­ный, асоциальный образ жизни. Характе­ристики атмосферы в семьях «группы со­циального риска» – пьянство родителей и раннее приобщение детей к спиртно­му, плохое питание и даже голодание, унижение и побои, сексуальные домога­тельства и др. В личных делах воспитан­ников приютов и детских домов гг. Ачин­ска, Канска, с. Ирбея, с. Шушенского и других городов и районов Красноярского края российскими исследователями зафиксированы факты их прожива­ния на чердаках, в подвалах, на вокзалах, в гаражах, на дачах (М.Н. Шилова, Н.Ф. Яковлева). Немало свидетельств того, как родители заставляли своих детей воровать, попрошайничать, торго­вать спиртным, заниматься проституци­ей, гомосексуализмом, наркоманией.

Тяжелые обстоятельства жизни, при­мер родителей способствуют формирова­нию определенных стереотипов поведе­ния. Они закрепляются в дурных привычках, о которых великий русский педагог К.Д.Ушинский писал: «Природа наша не только приобретает привычки, но и при­обретает наклонность приобретать их, и если хоть одна привычка установится твердо, то она проложит дорогу к уста­новлению других однородных».

Наблюдения за поведением детей-си­рот показывают, что они довольно рано приучаются к курению (обычно в 6–8 лет), спиртному (9–11 лет), нередки слу­чаи токсикомании (6–10 лет). Формиро­ванию динамических стереотипов, лежа­щих в основе пагубных привычек, способствует стремление получить от них удовольствие (вначале), а затем и возни­кающая зависимость (аддикция). У детей-сирот фиксируют отсутствие критическо­го отношения к девиациям поведения и уважения к моральным запретам, нормам и правилам, существующим в обществе, формирующее своеобразное искривление системы ценностных координат, в кото­рой асоциальное поведение задано как норма и личностно значимая ценность.

Другой стороной проблемы, связан­ной с ранним асоциальным опытом, яв­ляется взаимопередача детьми-сиротами негативных привычек и форм поведения в детском доме. Усвоенные дурные привычки, искаженные ценностные ориента­ции, подражание негативному поведе­нию других детей детского дома «взращи­вают» и укрепляют в характере сирот без­ответственность, легкомыслие, стремле­ние действовать под влиянием импуль­сивных желаний, неумение регулировать свое поведение и эмоциональное состоя­ние, предвидеть последствия своих по­ступков.

Фактор институционального воспи­тания. Многочисленные исследования показывают, что ранняя институализация детей-сирот, воспитывающихся в интер­натных учреждениях, накладывает существенный отпечаток на их личностное становление. Жизнедеятельность помещенных в эти заведения детей и подростков имеет целый ряд существенных oграничений, связанных с режимными требованиями и относительной изоляцией воспитанников от широкого социального окружения, что приводит к обеднению, вариативности социальных ситуаций их развития, примитивизации и огрублению системы межличностных связей.

Понять особенности формирующегося характера детей-сирот невозможно вне изучения их взаимоотношений, объяснения своеобразия их сложнейших проявлений, понимания механизмов образования значимого круга общения в малых группах, складывающихся внутри единого коллектива воспитанников ин­тернатного учреждения. Специфика межличностных связей воспитанников детер­минирована процессами группообразования в условиях относительной закрытости.

Психологи различают открытые и закрытые группы. Последние формируются в условиях относительной изоляции от широкого социума (в детских домах или других учреждениях интернатного типа – кадетских корпусах, Мариинских гимназиях, специализированных интернатах для одаренных детей, Суворовских и нахимовских военных училищах, воспитательных колониях). Эти учебные заведения принципиально отличаются друг от друга контингентом воспитанников и характером решаемых в них воспи­тательных задач, но процессы группообразования имеют явное сходство.

Как открытые, так и закрытые груп­пы подростков имеют уровневую структуру: в них выделяются высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные чле­ны данного сообщества (малой группы). Как показывают опросы, в интернатных учреждениях наиболее значимыми и авторитетными являются именно высокостатусные воспитанники, они определя­ют тактику поведения остальных членов группы. Для других воспитанников пред­ставитель более высокого статусного слоя всегда выступает в роли «значимого другого» и является референтным («иррадиация власти»). При этом преимущество его ролевой позиции признается безого­ворочно, а мнение учитывается, но сам образ в подавляющем большинстве случа­ев негативно окрашен. Для высокостатус­ного воспитанника его низкостатусный товарищ по группе не только никогда не является «значимым другим», но и нередко вообще не воспринимается как лич­ность, наделенная индивидуальными чертами (эффект «нисходящей слепоты»), Согласно такой «табели о рангах» ролевая позиция низкостатусного воспитанника слаба и уязвима: его можно обижать, использовать для разных поручений, не считаться с его мнением и т.д. В случаях потери лидером властной позиции про­ходит и снижение его референтности для воспитанников.

Следствиями идентификации ребенка или подростка со своей ролевой позиции (лидера, исполнителя, отверженного) выступают искажения характерологических черт, способствующие, в свою очередь, появлению целого «букета» новообразований, в числе которых «психологическое капсулирование» (Г. Семья); «социально-психологическая отчужденность» (И. Горбушин); «фиксированные формы поведения» (Г.В. Залевский), «закрытость личности» (М.Ю. Кондратьев).

Фактор отношения общества к детям-сиротам. Условно можно охарактери­зовать следующие стереотипы по отно­шению к детям-сиротам.

«Ущербные дети». Дети-сироты являют­ся неполноценными по причине дурной наследственности, различных нарушений физического и психического здоровья, и никакие усилия общества по воспитанию этих детей, брошенных собственными родителями, не приведут к нормализации их развития и не обеспечат успеш­ное вхождение в общество. «Ущербные дети» должны быть обособлены в детских домах, целью их образования должно стать получение несложной рабочей профессии. Приверженцев такого отношения к социальным сиротам можно найти среди представителей самых разных социальных слоев и профессий, в том че­ле среди педагогов. Для них характерны высказывания типа: «Сколько сирот ни воспитывай, они все равно повторят судьбы своих родителей», «Из них никогда не получится ничего путного» и пр.

«Несчастные дети». Дети-сироты рассматриваются в первую очередь как объект жалости и благотворительной помощи в виде новогодних подарков, игрушек, развлекательных мероприятий и пр. Главной задачей видится создание комфортной среды обитания, а основным мотивом помощи выступает желание «хоть чем-то порадовать бедных сироток».

«Лишние дети». Сторонники данного отношения видят в детях-сиротах в первую очередь объект обременительной благотворительности, так как содержание и образование сироты обходится государству дороже, чем родительского ребенка. Это «лишние дети» потому, что, во-первых, не нужны собственным родителям, а во-вторых, являются экономичес­ким бременем, размеры которого необходимо не увеличивать, а уменьшать. Вследствие этого основной задачей общества является ограничение прав на рождение детей людьми, ведущими асоциальный образ жизни, а также принуждение родителей (в виде штрафов, исправительных работ и др.) к материальному обеспечению рожденных ими детей.

«Дети, которым нужно помочь». У сторонников этого отношения существует твердое убеждение в том, что общество ответственно за создание благоприятный условий воспитания, развития и обучения детей-сирот и предоставление им реальных возможностей жить в семье, выбирать профессию и быть желанным членом общества. Реализация этого возможна только при условии непрерывного поиска и совершенствования форм устройства детей-сирот в семьи, постинтернатного сопровождения, психолого-педагогической и экономической поддержки и т.д.

Таким образом, приведенные выше стереотипы отношений сходятся на том, что отсутствие родительской любви и внимания, материальной и моральной поддержки, а также воспитательного воздействия семьи накладывает негативный отпечаток на развитие личности ребенка. Однако помещение такого ребенка в интернатное учреждение не решает этой проблемы полноценно, так как дети, «потеряв» самых родных людей, уже получили психологический стресс, который усугубляется, когда они попадают в непривычные для них условия детского дома или интерната.

В связи с этим в работе социального педагога сегодня одним из ключевых направлений является профилактика социального сиротства, при этом эффективность данной работы во многом обусловлена соответствием данного специалиста в процессе своей профессиональной деятельности ряду определенных требований.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 6400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.