КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Причины отказа от детей в приёмных семьях. Типичные ожидания и разочарования приёмных родителей
Получая ребенка на воспитание, приемные родители не всегда знают обо всех дефектах (как врожденных, так и приобретенных), которые имеет ребенок, и тем самым не имеют адекватного представления о тех трудностях, с которыми они столкнутся, и о той психологической нагрузке, которую получат они и их родные дети. Бывают случаи, когда приемные родители не могут понять причин неадекватного поведения приемных детей. Однако этому есть свои психологические причины. Как правило, дети, пережившие утрату семьи, боятся повторения этого и в новой приёмной семье. Иногда дети даже провоцируют приёмных воспитателей на разрыв отношений, демонстрируя своим поведением, двойственность и отвержение одновременно, поскольку это именно то, что они пережили в своём опыте. Они колеблются между надеждой и страхом быть обманутыми снова, пытаются контролировать возникающие у них тёплые чувства. Проверяют, до каких пределов они могут дойти в своём плохом поведении, сохраняя принятие со стороны взрослых. Потому что на личном опыте знают, как взрослые могут злоупотреблять той властью, которую им даёт привязанность и уязвимость ребёнка. Кроме того, вспышки негативного поведения могут быть частью процесса отреагирования утраты кровной семьи. Неизбежное в этом случае чередование гнева, подавленности и чувства вины у ребёнка становится дополнительной нагрузкой для приёмных воспитателей – и препятствием, затрудняющим формирование новой привязанности. Имеются случаи, когда приемные родители не знают, как им справляться с таким поведением приемных детей, при этом может не хватать не только психолого-педагогических знаний, но и душевных сил, выдержки и терпения, что может привести к отказу от принятого в семью ребенка. В этом отношении специалистам социально-педагогической и психологической службы следует оказывать специальную помощь приемной семье, рекомендуя определенные методы и средства взаимодействия с ребенком, исходя из характера его поведенческих нарушений. Рассмотрим ниже основные поведенческие девиации приемных детей и методы их преодоления. Капризы. Даже самые мягкие, самые послушные и спокойные дети иногда капризничают. И делают это в любом возрасте. Капризы – это бурные проявления гнева, когда ребенок кричит, плачет, топает ногами, катается но полу, швыряет вещи и т. п. Чем болезненнее ребенок воспринимает отказ ему в чем-либо, тем более он склонен к капризам. Наиболее частая причина, из-за которой капризы повторяются, – неверная реакция на них взрослых. В этом отношении психологи дают приемным родителям следующие советы: ü как только ребенок начинает капризничать, откройте ему свои объятия, уверьте его в своей любви и постарайтесь отвлечь от каприза. Однако не вознаграждайте малыша ничем; ü если вам не удалось это сделать, оставьте ребенка в покое, не обращайте на него внимания, дайте ему отвести душу, но не принимайте в этом участия; ü самые эффективные способы лечения капризов те, которые «разоружают» ребенка, вынуждают понять, что вы никогда не относитесь всерьез к его причудам. Оставайтесь спокойными и равнодушными к его поведению, что бы он ни делал. Непослушание. Единственный надежный способ «вылечить» непослушание – считать его проявлением несчастья. Прежде всего, нужно постараться понять, что именно вынуждает детей не слушаться. Ребенок становится послушным, когда родителям удается уравновесить свое недовольство со своим одобрением. Если ребенок ощущает нерасположение взрослых к нему, никакие упреки и наказания, даже более ужесточенные, ни к чему не приведут. Когда ребенок лишь изредка проявляет непослушание, вполне возможно, что приемные родители вели себя с ним совершенно правильно, если, конечно, он не слишком «забит». Драка. Больше всего родителям досаждает, когда дети в семье ссорятся и дерутся. В этой ситуации можно дать такой совет – чем меньше родители будут реагировать на ссору или драку своих детей, тем правильнее поступят. За исключением каких-то особых, крайних случаев, ребята редко причиняют друг другу серьезные увечья. В тех случаях, когда родители вмешиваются по незначительным поводам, драка может приобрести значение важного события. Ребенок, которого лишь слегка ударили, принимается кричать так, будто ему причинили нестерпимую боль. Самое полезное, что могут предпринять взрослые помимо того, что сделают вид, будто ничего не слышат и не видят, – развести детей как можно дальше друг от друга. А утешать их и разбираться что случилось, следует только после того, как дети совсем успокоятся. Упрямство. Довольно часто родителям приходится сталкиваться с упрямством детей, когда они отвергают все авторитеты и ни за какие блага не желают слушаться старших. Это бывает практичеки с каждым ребенком и хотя длится недолго, крайне нервирует родителей. Если упрямство – явление повседневное, то вряд ли можно надеяться чем-то тут помочь. По-видимому, серьезно нарушены взаимоотношения родителей с ребенком. Очень упрямые дети обычно не сразу становятся такими, а постепенно, в силу многих причин. В таком случае нужно подумать об улучшении взаимоотношений с ребенком, сделать так, чтобы он мог увидеть в родителях людей, которые всегда готовы поддержать его, всегда интересуются его жизнью, дорожат добрыми отношениями с ним, больше не опираются на утвержденный силой авторитет, как было раньше. Если ребенок не слишком упрям, помочь делу проще, нужно развлечь его и заставить подумать, – это может принести пользу, хотя далеко не всегда. Когда родители не живут в согласии со своим ребенком, самое главное, что следует предпринять при его упрямстве – настоять на своем мнении, потому что у взрослых людей опыт больший, нежели у ребенка. В таких случаях с ребенком надо говорить твердо, не взрываясь от гнева, не обнаруживая свое плохое настроение. Твердость иной раз полезнее ласки. Бранные слова. Обычно бранные слова ребята начинают использовать, как только попадают в школу, а иногда и раньше. Детям свойственно слушать, что говорят вокруг, и нет такой даже самой лучшей школы, чтобы сумела воспрепятствовать этому, И то обстоятельство, что эти слова шокируют взрослых, оказывается для детей наилучшим поводом, чтобы повторять их. Профилактика бранных слов невозможна по той простой причине, что дети наши живут не изолировано от самых разных окружающих людей. Повлиять же на них можно так: ü не ругайте ребенка, как это часто делают многие, и не угрожайте, что станете ругать его, если он будет говорить бранные слова; ü постарайтесь сделать так, чтобы он был как можно более откровенен с вами. Это дозволит непосредственнее высказываться в зашем присутствии, и тогда то, чему он научился, он скажет вам, а не произнесет при посторонних; ü обескуражить ребенка – это лучший способ повлиять на него. Когда он станет говорить бранные слова, отнеситесь к этому спокойно, мягко; ü объясните ребенку, что говорить бранные слова так же неприлично, как отрыгивать за столом или не извиниться в нужный момент. Но объясните это кратко и не наказывая его; ü если случится, что он обронит какое- нибудь бранное слово при посторонних, кратко извинитесь за него и сразу же измените тему разговора. Вообще же надо стараться, чтобы у детей просто не возникало желания ругать кого-то, тогда они не будут сквернословить и говорить бранные слова. Воровство. Это относительно редкое явление среди маленьких детей (в большей мере оно присуще младшим и старшим подросткам), но и оно составляет проблемы хотя бы потому, что ребенок еще не имеет никакого понятия о собственности. Он знает разницу между «иметь» и «не иметь», у него есть желания, он может испытывать зависть, но малыш еще не настолько независим, чтобы прийти к агрессивному самоутверждению, которое лежит в основе воровства. Воровство – один из симптомов самоутверждения ребенка в жизни. Очень важно чтобы между родителями и детьми сложились добрые отношения. Только тогда удастся внушить ребенку представление об истинной порядочности и честности. Ложь. Большинство из взрослых вскипает гневом, когда уличает ребенка во лжи. Это открытие столь сильно ранит родителей еще и потому, что в ту минуту они, как правило, оказываются бессильными что-либо предпринять. Самой природой предопределено, что многие дети рано или поздно начинают лгать, и не нужно считать это каким-то необыкновенным или аномальным явлением. Поэтому из всех способов пресечь подобное явление самый бесполезный и наименее рекомендуемый – запугать детей. Наконец, у ребенка вполне могут быть свои основания сказать неправду. Поскольку родители должны быть готовы к тому, что рано или поздно это случится, следует разобраться, когда и почему ребенок лжет. Практика показывает, что существуют четыре основные причины, почему дети лгут: ü чтобы добиться нашей похвалы или проявления любви; ü чтобы скрыть свою вину; ü чтобы избежать наказания; ü чтобы выразить свою враждебность взрослым. Первое, что необходимо сделать, чтобы отучить ребенка лгать, – постараться настолько душевно успокоить его, чтобы он не испытывал никакой потребности говорить неправду. Другое важное соображение по этому поводу касается характера взаимоотношений взрослых с ребенком. Родители часто ждут от детей гораздо большего, нежели они в силах совершить. Вдобавок ко всему ситуацию осложняют усталость и нетерпение взрослых. Иной раз ребенок, замученный постоянными нравоучениями и криками, захочет попытаться солгать, чтобы произвести впечатление на посторонних и упрочить собственное хорошее впечатление о себе. Чем лучше будет ребенок чувствовать себя в обществе взрослых, тем более хорошее представление у него сложится о себе самом и тем реже у него будет возникать потребность скрывать правду. Никто не рождается лжецом, как никому на свете не удается всегда говорить одну только правду. Задача родителей делать так, чтобы дети были искренни с нами даже в том случае, когда им бывает выгоднее солгать. Агрессивность. Детская агрессивность, несомненно, подвергает тяжелому испытанию родительское терпение, создает напряженность в отношениях с ребенком. Временами родители прибегают к большей строгости, а потом догадываются, что, напротив, нужно быть ласковее и внимательнее. И если агрессивность обычно возникает как результат обманутых детских надежд, тем более следует помнить, сколько разочарований приходится на родительскую долю. Агрессивность имеет свои положительные и отрицательные, болезненные и здоровые стороны. Оно может проявляться в предприимчивости и активности или, напротив, в непослушании, сопротивлении. Важно поощрять развитие положительных сторон агрессивности и препятствовать ее отрицательным чертам. Для этого необходимо понять ее природу и происхождение. Агрессия по своей сути – это реакция борьбы. Она складывается из неудовлетворенности, протеста, злости и явного насилия, возникает при попытке ребенка изменить положение вещей. Все это совершенно нормально и, безусловно, предпочтительнее, чем хныканье, жалобы, покорное повиновение, бесплодное фантазирование и другие проявления ухода от действительности. Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в ребенке – проявлять в нему любовь. Нет малыша, который, чувствуя себя любимым, был бы агрессивным. Обычно явно выраженная аргессивность отличает как раз тех детей, которые удивляют своих родителей неожиданными, пусть и нечастыми проявлениями уважения, послушания, привязанности, когда хотят получить прощение, – это их способ добиться любви. Для «лечения» агрессивности годятся примерно те же способы, что и для ее предупреждения. Не надо забывать, что когда имеем дело с ребенком такого типа, одно лишь ласковое слово может снять его озлобление. Нужно, чтобы он чувствовал себя желанным и любимым даже ценой некоторых поблажек со стороны родителей. Самое важное, что есть у ребенка, – это родители. Отдать ему большую часть самих себя, по-видимому, лучший способ решения проблемы. Не назойливая опека, а дружеское участие, благодаря которому он почувствует, что мы СВОИ люди. Только в этом случае у него притупится чувство враждебности, и он сможет найти способ излить агрессивность социально приемлемым образом. Хорошо организованная семья способна предложить ребенку бесконечное количество вариантов выражения его активности без нарушения общественного порядка. Только в том случае, когда ребенок почувствует, что родители любят его, и он по-настоящему любит их – только тогда он захочет быть таким, как они, и подражать им. Дух соперничества. Желание в чем-то превзойти других – одна из первых реакций ребенка на окружающую обстановку. Очень возможно, что желание это предшествует другим возможностям проявить себя в социальной среде, участию в каком-либо деле, сотрудничеству с кем-то и приспособлению к тем или иным обстоятельствам. В большинстве случаев наши отношения с людьми, наши встречи – спортивные или иные – это всегда соревнование, приносящее награду победителю. Сами того не сознавая, взрослые часто заставляют детей соперничать в борьбе за их любовь. Поскольку соперничество – это по существу попытка найти замену родительской любви, стоило бы понять, каким образом родители приводят ребят к тому, что их любовь оказывается на первом месте в детской конкуренции. Нет сомнения, что неосознанно взрослые дают детям бесчисленные поводы бороться за их любовь, соперничая между собой. Первых конкурентов дети видят, как правило, в своих братьях и сестрах, А вне дома их дух соперничества проявляется обычно в зависимости от того опыта, какой они приобрели в семье. Робость нередко возникает у детей, особенно в присутствии взрослых или среди незнакомых ребят. Они начинают стесняться, смущаться и выглядят более заторможенными, чем обычно. В крайних случаях ребенок заранее показывает свой страх, слезами и криками протестует против визита к врачу или не желая идти в гости. Чаще робость проявляется спонтанно. Однако в любой форме она всегда очень сердит родителей. Дети становятся робкими после того, как их напугали взрослые хотя бы один раз. Подобное может произойти и в младенчестве, в детстве, когда, казалось бы, у них еще нет никаких контактов с большим миром. Вообще не рекомендуется держать детей в изоляции от окружающих. Каждый раз, когда взрослые требуют от детей чего-то, чего те не понимают или не в силах сделать, они оставляют в их сознании нечто негативное. Дети пугаются уже того, что не способны выполнить просьбу взрослых и боятся поэтому утратить их любовь, а это очень серьезная боязнь, поскольку дети знают, что целиком зависят от них. Лучший способ устранить робость ребенка – постараться избегать проявлений своего недовольства. Кричать на ребенка – все равно, что наказывать его. Это лишь усложняет дело. Как только ребенок почувствует, что может положиться на родителей, он почувствует себя спокойнее и с другими людьми. И все же чтобы помочь ему приобрести уверенность, родителям нужно многое предпринять и помимо той ситуации, в которой робость проявилась. Эмоциональная неуравновешенность. Дети гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем еще не знают себя и не умеют владеть собой. Подобное поведение детей совершенно нормально. Кроме того, у них бывают хорошие и плохие дни, совсем как у взрослых. Ребенок может быть сегодня спокойным и задумчивым либо капризным и хнычущим, а назавтра – живым и веселым. Если ребенок очень долго находится в подавленном состоянии или с ним происходят резкие и неожиданные перемены, лучше обратиться за советом к психологу. Если что-то постоянно беспокоит ребенка, врач может объяснить, как родителям следует поступать. Лучше не придавать слишком большого значения переменам его настроения и позволить ребенку самостоятельно обрести эмоциональную стабильность. Неразборчивость в выборе друзей, стремление к общению с чужими возрослыми. Недостаточно удовлетворяемая в прошлом потребность в общении вынуждает детей искать способы вступления в контакт с детьми и взрослыми. В зависимости от освоенных ими приемов эмоциональной связи со взрослым выделятся 4 типа детей: Ø социально-гиперактивные; Ø допускающие социальные провокации; Ø хорошо приспособленные; Ø с замещающим удовлетворением эффективных и социальных потребностей. В условиях безучастности и однообразия среды, преобладавших в жизни ребенка до попадания в приемную семью, развитие ребенка направляется в сторону углубления апатии, снижения интереса к общению с людьми, к гипоактивности. Преобладание в среде хаотических стимулов, а также отсутствие эмоционального участия в отношениях с ребенком (что нередко встречается в условиях интернатных учреждений или в неблагополучной семье), способствует развитию гиперактивности и недифференцированного интереса к происходящему. Ребенок постоянно ведет поиск новых стимулов, испытывает беспокойство. В условиях же чрезмерно изменчивой среды и при наличии эмоционального контакта у детей развивается «социальная гиперактивность» – такие дети эмоциональны, льнут к случайным людям. Патологические привычки. В их числе: сосание пальцев, угла одеяла, грызение ногтей, раскачивание, выдергивание ресниц и волос и похожие, которые появляются на фоне нервно-психического напряжения ребенка и служат способом его разрешить. Причиной напряженности, опять-таки являются недостаточное количество ласки и внимания, невозможность почувствовать себя стабильно и защищенно. Патологическая привычка помогает ребенку восполнить недостающее количество внешних впечатлений и компенсировать отсутствие внимания к себе. Эти проблемы как првило демонстрируют приемные дети, которые до этого воспитывались в интернатных учреждениях. Еще одной проблемой детей попавших в приемную семью из интернатных учреждений является проблема половой идентификации. Дети в семье в первую очередь идентифицируются со своими родителями, близкими родственниками и только потом со сверстниками. Дети же, воспитывающиеся в закрытых учреждениях, идентифицируются, прежде всего, со своими сверстниками. Кроме того, недостаток мужчин в системе образования не позволяет мальчикам иметь достаточное количество образцов для подражания, не дает им возможности познакомиться с полоролевыми нормативными ориентациями и стереотипами поведения (при этом стоит учесть отсутствие позитивных образцов в неблагополучной семье, из которой дети могли попасть в интернат). Во взрослой жизни это чревато психосексуальными расстройствами. Вместе с тем, многие исследователи подчеркивают, что указанные особенности развития психики ребенка не фатальны и могут быть скорректированы в условиях благополучной приемной семьи, в атмосфере любви, признания, стабильности и защищенности. Особая роль принадлежит здесь различным видам помощи, оказываемым приемной семье в ходе ее социально-писхолого-педагогического сопровождения.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 5455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |