КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нормативно-правовые и психолого-педагогические критерии подбора замещающей семьи
Тема 11. Нормативно-правовые аспекты организации замещающих семей 1. Нормативно-правовые и психолого-педагогические критерии подбора замещающей семьи. 2. Методы и методики изучения готовности к исполнению роли замещающего родителя. 3. Оформление правового статуса приёмной семьи. Права, обязанности, ответственность приёмных родителей. 4. Материальное обеспечение приёмной семьи. 5. Содержание и формы работы с семьей в процессе подготовки к исполнению роли приемных родителей. 6. Направления деятельности органов опеки и попечительства по передаче ребёнка в приёмную семью. 7. Социально-педагогическое сопровождение приемной семьи. Мониторинг положения детей в замещающих семьях. Рекомендуемая литература
1. Головнева, О.С. Психолог и приемные родители: особенности первичной диагностики кандидатов / О.С. Головнева // Псiхалогiя. – 2010. – № 1. – С. 11–19. 2. Кеник, А.А. Защита прав ребенка и несовершеннолетних в Республике Беларусь / А.А. Кеник. –2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Дикта, 2008. – С. 73–86. 3. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. – М.: Генезис, 2006. – 309 с. Замещающая семья – форма временного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки в семьи, если в биологических семьях нарушены семейные связи и потеряна родительская опека над детьми. К такой категории семей относятся прежде всего приемные семьи. Приемная семья – семья, в которой семейная пара или отдельные граждане (приемные родители) выполняют обязанности по воспитанию детей-сирот и (или) детей, оставшихся без родительской опеки, в соответствии с «Положением о приемной семье» на основе договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и трудового договора, на основании которого они приобретают статус родителей-воспитателей. Приемный родитель – это лицо, которому передан на воспитание ребенок (дети), находящиеся на попечении органов опеки и попечительства на основании трудового договора. Согласно пункту 21 «Положения о приемной семье» не допускается заключение трудового договора с лицами, обязанности которых по воспитанию ребенка (детей) вытекают из факта близкого родства с ребенком (детьми) (с братьями, сестрами, дедом, бабкой). Следовательно, указанные лица не могут выступать в качестве приемных родителей, хотя в то же время закон не запрещает им быть опекунами, попечителями. Бесспорно, что воспитание чужого ребенка, сопряжено с бóльшим (по сравнению, с кровным) количеством трудностей. Вкупе, это предъявляет приемной семье определенные требования, которые и выступают критериями ее подбора. Правовые критерии подбора приемной семьи вытекают из содержания статьи 173 «Приемные родители» Кодекса Республики Беларусь о браке и семье. Статья устанавливает, что приемными родителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением: ü лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными; ü лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных в родительских правах; ü отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей; ü бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине; ü лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (в том числе инвалидность I и II групп). Предпочтение отдается семьям или одиноким лицам, имеющим опыт воспитания детей. В первую очередь дети передаются в полные семьи, имеющие постоянный источник доходов. Кроме оговоренных законодательством, критериями подбора приемной семьи в практике часто выступают: а) наличие у нее постоянного места жительства и жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, б) отсутствие у кандидатов в приемные родители на момент создания приемной семьи судимости за умышленное преступление. В настоящее время процесс национального усыновления и устройства детей в замещающие семьи регулируется следующими нормативными правовыми актами: ü Кодекс Республики Беларусь о браке семье (КоБС); ü Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь; ü Положение о приемной семье: постановление Совета Министров РБ от 28 октября 1999 г. № 1678 (послед. изменения и доп. от 17 декабря 2007 г. № 1747); ü Положение о порядке передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Республики Беларусь, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 февраля 2006 г. № 290; ü Указ Президента Республики Беларусь от 16 марта 2006г. № 152 «Об утверждении перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными государственными организациями по заявлениям граждан»; ü Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 февраля 2005г. № 4 «Об утверждении перечней заболеваний, при наличии которых лица не могут усыновить ребенка, быть опекунами (попечителями), приемными родителями, родителями-воспитателями»; ü Постановление Министерства образования Республики Беларусь №20 от 12 марта 2007г. «О некоторых вопросах усыновления (удочерения), установления опеки, попечительства над детьми, создания приемных семей, детских домов семейного типа, возврата детей родителям»; ü Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 23 мая 2006 г. № 34 «Об утверждении формы медицинского заключения о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии усыновляемого ребенка, ребенка, передаваемого опекуну (попечителю), родителю-воспитателю, на воспитание в приемную семью». На основании «Положения о приемной семье» органы опеки и попечительства по месту жительства лиц, желающих взять детей на воспитание в приемную семью, либо уполномоченные ими органы и организации в течение месяца с момента подачи заявления проводят обследование условий жизни лица (лиц), желающего взять детей на воспитание в приемную семью, изучают их личностные особенности, уклад жизни и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценивают готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности детей и реализовать планы защиты их прав и законных интересов, что отражается в акте обследования условий жизни кандидатов в приемные родители (см. приложение А к лекции). При подборе лиц, желающих взять детей на воспитание в приемную семью, орган опеки и попечительства учитывает опыт воспитания ими родных и усыновленных детей и отражает в заключении о возможности быть приемными родителями информацию об уровне воспитанности и социализации родных и усыновленных детей. Для подготовки заключения о возможности заявителей стать приемными родителями органами опеки и попечительства истребуются из соответствующих органов и организаций следующие документы и (или) сведения: ü копия лицевого счета с места жительства лица (лиц), желающего взять детей на воспитание в приемную семью, являющегося нанимателем жилого помещения государственного жилищного фонда; ü справка с места работы с указанием занимаемой должности или выполняемой работы и размера заработной платы за предшествующий образованию приемной семьи год; ü сведения об отсутствии (наличии) судимости у лица (лиц), желающего взять детей на воспитание в приемную семью; ü сведения о том, лишалось ли лицо (лица), желающее взять детей на воспитание в приемную семью, родительских прав, было ли ограничено в родительских правах, было ли ранее в отношении его отменено усыновление, признавалось ли недееспособным или ограниченно дееспособным; ü сведения о том, отстранялось ли лицо (лица), желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей. Кандидаты в приемные родители должны также пройти медицинское освидетельствование. Медицинское освидетельствование, при необхо-димости – дополнительное обследование, осуществляется в учреждении здравоохранения по месту жительства кандидата в приемные родители. Медицинское заключение подготавливается на основании осмотра, а также данных из медицинской карты амбулаторного больного. Заключение специалиста, осуществляющего освидетельствование гражданина(ки), подтверждается подписью руководителя учреждения и гербовой печатью. В медицинскую карту амбулаторного больного вносится запись о том, что гражданин(ка) прошел(а) освидетельствование, без указания его цели. Результаты медицинского освидетельствования действительны в течение 3-х месяцев. Учитываются также жилищные условия кандидатов в приемные родители. На каждого ребенка в приемной семье должно быть не менее 8 кв.м. жилой площади. Каждому ребенку обязательно нужна своя собствен-ная кровать, место для приготовления уроков, для хранения личных вещей. Таким образом, выяснив необходимые критерии (нормативно-право-вые и психолого-педагогические), на основании акта обследования усло-вий жизни лица (лиц), желающего взять на воспитание ребенка (детей) в приемную семью, орган опеки и попечительства в месячный срок со дня подачи кандидатом(ми) заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение о возможности заявителя(лей) стать приемными родителями. Психолого-педагогические критерии подбора замещающей семьи При определении пригодности семьи к воспитанию приемного ребенка наряду с нормативно-правовыми критериями учитываются и воспитательные возможности семьи. Именно воспитательные возможности и выступают психологическими критериями подбора приемной семьи. Проблема психологического отбора кандидатов в замещающие родители является сегодня актуальной для многих стран. Так, сегодня российскими специалистами разработана программа психологического тестирования замещающих родителей. Она была представлена в 2010 г. на Международной научно-практической конференции «Профилактика, выявление и защита детей, оставшихся без попечения родителей, от жестокого обращения» одним из разработчиков, старшим научным сотрудником Института психологи РАН Александром Махначом. По его словам, психологическая оценка потенциальных родителей включена в базовый курс подготовки замещающих родителей. Данная программа психологического обследования представляет собой интервью и ряд тестов, предназначенных для подбора и возможного «отсеивания» кандидатов. Отбор проводится в четыре этапа: I – интервью с целью «отсеять» явно неподходящих кандидатов; II – тестирование с целью «отсеять» кандидатов с признаками патологи личности (алкоголики, наркоманы, имеющие склонность к насилию и др.); III – тестирование, направленное на оценку общего социально-психологического состояния семьи и др.; IV – тестирование, выявляющее сильные стороны личности кандидатов (в случае, если их больше, чем детей). Решение о возможности (невозможности) усыновить ребенка выносится на основании обобщения всех полученных результатов. Как отметил специалист, семьи, которые раньше рассматривались как ненадежные для проживания в них ребенка (отцы или матери-одиночки, низкий доход, отсутствие высшего образования), часто имеют по результатам теста более высокий уровень стабильности по сравнению с семьями, которые не обладают такими характеристиками. При этом риск отказа от ребенка увеличивают такие мотивации потенциальных родителей, как желание любой ценой сохранить свой брак, материальная выгода, стремление самоутвердиться, привлечь внимание, а также нежелание вынашивать ребенка самостоятельно и др. В отличие от России в США подготовка замещающих родителей, включающая в том числе и тестирование, обязательна. По словам директора по некоммерческой деятельности Объединенного совета международных детских служб (США) Томаса Дифилипо, потенциальных кандидатов в замещающие родители оценивают по таким критериям, как семейное положение, состояние здоровья, наличие инвалидности, алкогольная, наркотическая или никотиновая зависимости, репродуктивное здоровье, отношение к новому члену семьи кровного ребенка кандидатов, религиозные убеждения, наличие/отсутствие судимости, а также наличие плана по взаимодействию с социальными структурами. Как пояснил эксперт, потенциальные родители должны иметь представление о том, куда можно обратиться за помощью в случае возникновения проблем с ребенком. Кроме того, кандидаты должны пройти 20-часовую подготовку. На занятиях им рассказывают о роли и обязанностях приемных родителей, правах ребенка, роли биологических родителей и др. Подготовку проходит и сам ребенок. В Беларуси также разработана система отбора кандидатов в замещающие семьи. Определение пригодности семьи к воспитанию приемного ребенка происходит в процессе первых встреч с ней. Специалисты, занимающиеся вопросами усыновления, как правило, имеют свою схему проведения первых встреч, основанную на личном опыте и понимании проблем приемных семей. Однако, вне зависимости от порядка обсуждения вопросов, в ходе первых встреч с кандидатами в приемные семьи, специалисту необходимо решить следующие задачи. 1. Установить с семьей доверительные отношения. 2. Выяснить, нет ли у кандидатов в приемные родители правовых противопоказаний, препятствующих созданию приемной семьи. 3. Выявить у кандидатов в приемные родители мотивы, побуждающие их к созданию приемной семьи. 4. Определить психологическую готовность кандидатов в приемные родители к воспитанию детей. 5. Ознакомить кандидатов в приемные родители с психофизиологическими особенностями детей, которые могут быть переданы на воспитание в семью. 6. Проинформировать о правовых вопросах создания приемной семьи. Наиболее целесообразной последовательностью решения задач представляется следующая: Первая встреча: 1. Знакомство, установление доверительных отношений. 2. Выявление наличия (отсутствия) правовых противопоказаний для создания семьи. 3. Начальное выявление мотивов создания приемной семьи. 4. Ознакомление кандидатов в приемные родители с психофизиологическими особенностями детей, передаваемых на воспитание в семью. 5. Информирование о правовых вопросах создания приемной семьи. Вторая встреча. 1. Выявление мотивов создания приемной семьи. 2. Определение психологической готовности семьи к воспитанию приемного ребенка. Многочисленные исследования, опыт в области воспитания приемных детей, накопленный и в нашей стране, и за рубежом, показывает, что успешность воспитания определяется такими факторами, как: ü личностные качества родителей; ü внутрисемейные взаимоотношения; ü воспитательные установки родителей (комплексная суммарная оценочная реакция родителя, включающая в себя эмоциональное отношение к ребенку, представление о нем и сложившуюся систему воспитательных воздействий (контроль, наказания, поощрения, степень открытости в отношениях с ребенком); ü мотивы, которыми руководствуются семьи, принимая на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей. Психологическая пригодность семейной пары к воспитанию приемного ребенка определяется по результатам тестирования, бесед и наблюдения. В качестве диагностических методик целесообразно использовать тест PARI – Родительско-детские отношения (см. приложение Б к лекции) и 16-РF опросник Кеттела. 16-РF опросник Кеттела создан на основе шиpоко известного и популяpного личностного опpосника амеpиканского психолога Р. Кеттела (Kеттел Р., Эбеp Г.У., Тацуока М. Руководство по pаботе с вопpосником по 16 личностным фактоpам (16-PF) в клинической, педагогической, пpомышленной и исследовательской психологии с использованием всех фоpм теста. M., 1970). Тест может быть использован для многостоpоннего и углубленного изучения личности человека, его хаpактеpа, темпеpамента, интеллекта, эмоциональных, волевых, моpальных, коммуникативных и дpугих особенностей, что пpедполагает его пpименение в областях пpофоpиентации и pасстановки кадpов, медицинской психодиагностики, семейного консультиpования, педагогики, научных исследований и т.д. Критерии подбора семейной пары для усыновления. Как правило, к психологическим критериям подбора семейной пары для воспитания приемного ребенка относятся: – супружеские отношения кандидатов в усыновители (в случае, когда кандидаты в усыновители имеют ребенка – внутрисемейные отношения), которые должны характеризоваться доверием, доброжелательностью, демократичностью, эмоциональной включенностью; – личностные качества родителей, такие, как открытость, альтруистичность, эмоциональность, эмпатичность, общительность, уверенность в себе, уравновешенность, терпеливость; – наличие родительских установок, предполагающих безусловное принятие ребенка, уважение его индивидуальности, эмоциональную близость, адекватность требований, партнерские отношения и т.п. Психологу важно установить мотивы создания приемной семьи. Как показывает практика, мотивы семей, имеющих собственных детей, и мотивы семей, не имеющих таковых, различаются. Если семья не имеет своих детей, то чаще всего мотивами создания такой приемной семьи выступают: – желание реализовать себя как родителя; – желание оставить кому-то нажитые материальные ценности; – обретение смысла жизни; – страх одинокой старости; – желание сделать жизнь веселее; – желание заполнить пустоту, образовавшуюся после смерти своего ребенка. Однако, как показывает практика, некоторые мотивы приемными родителями не называются, хотя имеют место. Отчасти это происходит потому, что приемный родитель сознает – с таким мотивом ребенка ему никто не даст, отчасти потому, что приемный родитель и сам его не осознает. В числе таких мотивов желание сохранить семью, удержать мужа (жену), самоутвердиться в глазах окружающих, получить внимание и социальное одобрение за хороший поступок, «вылечить» супруга от алкоголизма и т. д. Воспитание по этим мотивам, без любви к ребенку, принятия его, понимания его трудностей, желания помочь ему, скорее принесет ему вред, чем поможет. Холодные, жесткие отношения в семье, отвержение ребенка калечат его не меньше, чем воспитание в интернатном учреждении. Таким образом, наиболее благоприятный прогноз хорошего функционирования приемной семьи в тех случаях, когда родители берут ребенка, потому что хотят его любить, заботиться о нем, дать ему семью, подготовить его к взрослой жизни. Мотивы, побуждающие людей стать приемными родителями, при том, что они имеют кровных детей, также разные. Наиболее распространенным мотивом является желание дать приемному ребенку семью, любовь, заботу и внимание. Чаще всего эти люди имеют психологическое и педагогическое образование. Мотивом выступает выполнение своего профессионального долга, применение своих знаний для той категории детей, которая в этом больше всего нуждается. Профессиональный подход позволяет таким родителям успешно справиться с трудностями и стать хорошими воспитателями. Достаточно распространенным мотивом создания приемной семьи является желание людей иметь оплачиваемую работу. Обычно им руководствуются граждане, проживающие в сельской местности, где затруднительно найти работу. Мотивом может быть и компенсация обиды на своих детей. Часто этот мотив проявляется у женщин в возрасте 40–50 лет, когда собственные дети уже выросли и с ними сложились не очень хорошие отношения. Нередко мотивом для создания приемной семьи является желание получить социальное одобрение и признание за благородный поступок – воспитание приемного ребенка. Бывают случаи, когда приемная семья создается по той причине, что не сложились эмоционально теплые отношения с собственным ребенком, а поэтому есть желание исправить положение с помощью приемного ребенка. Следует сказать, что причина нарушенных отношений обычно лежит в неспособности к воспитанию самого родителя. И если он не справился с воспитанием собственного ребенка, то у него нет шансов проявить себя в качестве компетентного воспитателя и с приемным ребенком, которого он не знает и который будет иметь не меньше поведенческих проблем. Появление приемного ребенка в семье, только усугубит проблему. К созданию приемной семьи иногда прибегают семьи, имеющие ребенка-инвалида. Руководствуются они мотивом приобрести своему ребенку компаньона, а в будущем человека, который будет осуществлять за ним уход. Это не лучшая идея для решения своих проблем. Во-первых, потому, что приемный ребенок требует не меньше ухода, терпения и внимания, поскольку, зачастую сам имеет нарушенное развитие. Во-вторых, он является самостоятельной личностью, имеющей свои собственные потребности, в том числе в любви, принятии, защищенности, и вправе рассчитывать на их удовлетворение, если его взяли в семью. Как показывает опыт собеседования, мотивы, побуждающие к созданию приемной семьи, можно разделить на осознаваемые кандидатами и не осознаваемые ими. Осознаваемые мотивы заявляются гражданами, если они являются социально приемлемыми и могут быть одобрены при решении вопроса о приеме ребенка в семью. В некоторых, немногочисленных случаях желание быть приемной семьей может носить корыстный характер и осознаваться как таковое, однако называемые мотивы будут выглядеть, как не противоречащие интересам ребенка. К таким мотивам можно отнести желание семьи укрепить свое материальное положение за счет получения пособия, выплачиваемое на содержание усыновленного ребенка, и получение жилья большей площади. К неосознаваемым мотивам, а иногда осознаваемым, но не всегда заявляемым, относятся: желание сохранить семью, удержать мужа (жену), самоутвердиться в глазах окружающих, избавиться от комплекса неполноценности. Ребенка не следует передавать в семью, если семья руководствуется желанием поправить свое материальное и бытовое положение.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |