Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Философия как социокультурный феномен




Типы верующих.

Исторические формы.

Социальные религии.

Пирамида потребностей Абрахам Маслоу.

1. Физиологические.

2. Безопасность.

3. Потребность в любви.

4. Уважение.

5. Познание.

6. Эстетика.

7. Самоактулизация.

 

Теория ИКС.

Люди избегают работы

Хотят защиту.

Принуждение.

 

Теория Игрек.

Труд – это естественный процесс.

Самоуправление и самоконтроль.

Приобщение как вознаграждение.

 

 

Религия - древнейший институт. Разделяющий подход - верю не верю. Соединяющий подход – нет противоречий. Социологический подход – социальное отношение, типы верований соц. Функции различные институты.

1. Группы верующих.

2. Священные понятия.

3. Вероисповедание.

4. Ритуалы.

5. Праведность.

 

Уровни религий.

1. Знания с мифологией.

2. Поведенческий.

 

 

1. Фетишизм. Волшебный предмет.

2. Тотемизм

3. Магия – неуверенность в себе.

4. Анемизм – вера в духов и в души.

5. Теизм – вера в богов.

 

 

1. Эмоциональные верующие.

2. Убежденные.

3. Обрядовые верующие.

4. Мнимые. Говорят что атеисты, а сами верят.

 

1. Интеграция.

2. Коммуникация.

3. Релаксация.

4. Культурная трансляция.

 

Тенденции.

Модернизация

Экуменизм. Сотрудничество

Новое религиозное сознание.

 

ОрловИлья Nigur@bk.ru 30 марта 2013 г.

Вопрос 1: Философия как сущностная характеристика бытия человека

Авторский текст:

Трудность определения понятия философии состоит в том, что в ней огромное число концепций, позиций и школ сталкиваются в поисках определения, но однозначного ответа никто не даёт. М. Хайдеггер говорил: «Философия просто не достигла зрелости науки». Её определение нельзя истолковывать ни как мировоззрение, нельзя истолковывать ни через религию и искусство.

Кант, рассуждая о вечных вопросах философии – Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу рассчитывать? Сводит все вопросы к одному – Кто я есть такой, человек? Таким образом, и с точки зрения И. Канта и Хайдеггера философия понимается и определяется человеком через размышления о смысле его собственной жизни, философия есть сущностная характеристика бытия человека.

Все люди по рождению философы, но ни у каждого актуализируется эта способность М. Хайдеггер: «Мы мыслим ещё не в собственном смысле слова. Потому, что спрашиваем, что значит мыслить». Чтобы актуализировать эту характеристику бытия человеку необходимо проблематизировать те основания культуры, из которых вытекают уже готовые ответы на фундаментальные вопросы бытия. З. Бауман говорил, что в кризисную эпоху, подобную нашему времени, вопрос, который задаёт исследователь, может быть ценнее, чем ответ на него. В силу того, что современная техногенная цивилизация находится в кризисе, то многократно возрастает ответственность каждого человека за все происходящие на планете события. Осознание проблем, без чего не возможно искать, выход требует самостоятельного философствования.

 

Мартин Хайдеггер:

философия просто не достигла зрелости науки. Со времён Декарта, с начала Нового Времени, подняться до ранга науки, но абсолютной наукой философия так и не стала. Когда-нибудь она твёрдо встанет на ноги и пойдёт выверенным путём науки- на благо человека, тогда мы узнаем, что такое философия. Все надежды на философию как абсолютную науку – одно суеверие. Измерение ценности философии идеей науки есть уже фатальнейшее принижение её подлиннейшего существа.

Истолкование философии как мировоззренческой проповеди – ничуть не меньшее заблуждение, чем её характеристика как науки. Она не поддаётся определению через что-то другое, а только через саму себя и в качестве самой себя – вне сравнения с чем-либо, из чего можно было бы сделать вывод о её сущности.

Мы не собираемся, и определять философию как искусство и религию. При всём том сравнении философии с наукой есть неоправданное снижение её существа, а сравнение с религией и искусством, напротив, - оправданное и необходимое приравнивание по существу.

Она сама есть, только когда мы философствуем. Философия есть философствование. Но, что такое человек, что он философствует в недрах своего существа, и что такое философствование?

«Философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома». Нас всегда зовёт Нечто как целое. Это «в целом» есть мир. – Мы спрашиваем: что такое – мир? Наше бытие есть это притяжение.

Мы называем это конечностью. Не свойство, просто приданное нам, но фундаментальный способ нашего бытия.

Что такое - уединение, мир, конечность? Что тут с нами происходит? Что такое человек, что с ним происходит, что такое человек, что с ним в основании его существа совершается такое. Не есть ли то, что мы знаем о человеке, - животное, шут цивилизации, хранитель культуры, даже личность, - не есть ли всё это в нем только тень чего-то совсем другого, того, что мы именуем присутствием.

Метафизика есть вопрошание, в котором мы пытаемся охватить своими вопросами совокупное целое сущего и спрашиваем о нём так, что сами, спрашивающие, оказываемся поставлены под вопрос. Они схватывают каждый раз целое, они предельные смыслы, вбирающие понятия.

Нет никакого схватывания целого без захваченности философствующей экзистенции. Метафизическая мысль есть мышление охватывающими понятиями в этом двояком значении: мысль, нацеленная на целое и захватывающая экзистенцию.

В.М. Межуев: философия есть поиск истины свободными, равными друг другу и рационально мыслящими людьми, не знающими заранее истину, но убеждёнными в её существовании + способ общения людей по поводу общей для них истины.

Это те жизненные смыслы, которые заключены в понимании человека, его деятельности, природы, пространства и времени, причинности, справедливости, свободы, истины, добра и зла. Своеобразный системообразующий фактор культуры. Универсалии обеспечивают селекцию, отбор и включение в поток культурной трансляции постоянно развивающегося социального опыта.

 

философия есть поиск истины свободными, равными друг другу и рационально мыслящими людьми, не знающими заранее истину, но убеждёнными в её существовании. Ещё Кант определял свободу как способность человека ставить перед собой любые цели. Наука в своих суждениях и понятиях вынуждена сообразовывать с данными опыта, философия способна выходить за его пределы, выражать в своих идеях то, что на данный момент может реально и не существует, но представляется предельно мыслимым основанием любого существования.

Вопрос 3: Формирование системы современного философского знания.

Вильгельм Виндельбанд:

Автор утверждает, что философы как теперь, так и тогда давали разное определение понятию. Значение философии менялось на протяжении истории от Платона и до наших дней.

Каким было понятие «философия» в эпоху Платона:

В эту эпоху термин был техническим, т.е. он в общем обозначал «науку», как только что родившееся дитя. История греческой философии есть история зарождения науки. Философия в Греции это неразделённая наука, но начавшийся процесс дифференциации не остановился и расчленился на группы предметов.

из философии вычленяются десятки наук. Могучий дух Аристотеля создал «первую философию» т.е. науку об основах, впоследствии названную метафизикой и изучавшую высшую и последнюю связь всего познаваемого; все созданные при разрешении отдельных задач понятия соединились в общее учение о Вселенной.

В.С. Стёпин согласен с Марксом: «философия – живая душа культуры, квинтэссенция культуры, эпоха, высказанная в мысли».

-В жизни общества периодически возникают такие состояния, когда оно уже не может ответить на исторические вызовы, сохраняя прежний уклад жизни, когда ранее сложившиеся смыслы универсалий уже не способны обеспечить сцепление и взаимодействие новых и традиционных видов и способов деятельности, поведения и общения людей. В такую эпоху, когда утрачиваются старые мировоззренческие ориентиры, люди начинают задавать вопросы: что такое справедливость, добро и зло и т. Д. Постановка таких вопросов – первый шаг к философии.

-Философское познание способно генерировать новые мировоззренческие смыслы и тем самым вносить мутацию в культуру, подготавливая кардинальные изменения социальной жизни.

- Сегодня человечество переживает эпоху, когда ломаются базисные ценности техногенной цивилизацию. Всё отчетливее возникает проблема стратегии человеческой жизнедеятельности. Речь идёт о поиске нового типа цивилизационного развития. Бурно протекаю протекающий технологический процесс выдвигает целый ряд новых мировоззренческих проблем, которые ещё предстоит осмыслить. Самоценностью новой цивилизации является изобретение новых технологий и их внедрение.

- Классическая фил. стремилась построить окончательные и абсолютно истинные системы философского знания. Культура селективно отбирала то, что было ей необходимо в тех или иных ситуациях социального развития. Неклассический тип меняет стратегию исследования. Классическая фил. считает, что между предметом и бытием и познающим разумом нет никакого посредника. Неклассический подход обнаруживает, что между разумом и бытием есть посредник – это деятельность и язык.

Вопрос 4: Проблемное поле философии

Ален Бадью:

Философия предписывают условия, которые являются типами истинностных, или родовых, процедур. Философия есть мыслительное место, в котором провозглашается, что имеются истины, а также их совозможность. Чтобы добиться этого, она выдвигает оперативную категорию.

внешне софист ничем не отличается от философа, поскольку его деятельность также сочетает измышления знания и измышления искусства. Субъективно же он ему противостоит, поскольку его языковая стратегия направлена на то, чтобы избежать любого позитивного утверждения, касающегося истины

Отношение с софистами изнутри подвергает философию искушению, в результате которого она вновь расщепляется надвое. Ибо желание покончить с софистом раз и навсегда противоречит охвату истин: «раз и навсегда» неизбежно означает, что Истина аннулирует случайный характер истин и что философия неподобающе объявляет себя производительности истины. Из-за чего быть – истинным оказывается в положении дублёра акта Истины.

 

Вопрос 5: Взаимосвязь философии и науки

Бердяев Н.:

1. Почему философия должна отстаивать свою автономию перед лицом религии и науки? В чем трагедия философа верующего и философа не верующего?

Потому что как религия, так и наука в какой-то мере приглушает философию, они не дают ей полностью раскрыться, они поднимают её под себя. Самое главное, почему философия должна отстаивать свою автономию – это, когда она получила мимолётную свободу, тогда она обнаружила вершины философского творчества. Трагичность положения философии верующего и неверующего равносильна. Философия неверующего имеет очень скудный мировоззренческий запас, он не может свои мысли и понимания, продвинуть дальше свои критерии.

Философия верующего также не обделена трагичностью, но миропонимание его выглядит шире.

 

2. Почему среди широких масс населения и разных социальных кругов существует неприязнь к философии?

Неприязнь больше выражается в безразличии. Так как широкие массы населения считаю философию ненужной наукой, так как люди в ней не нуждаются и вообще все вокруг снабжено жестокостью. Они считают, что сейчас нужны более прогрессивные науки, а философия уже «отжила» свое время.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.