Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

А. В. Сагадеев




1. Каковы с точки зрения многих философов компаративистов, принципиальные отличия западной и восточной философии?

Западной философии свойственен дуализм, прежде всего субъекта и объекта, а восточной – монизм, это значит влияние субъекта и объекта. В западной системе идёт разграничение духа и материи, совершенного и несовершенного, бога и мира и так далее. Запад живет в мире, расколотом надвое.

2. Как трактуется в современной компаративистике проблема синтеза восточной и западной философской традиции?

Запад:

· вера в разум

· истина-это свойство суждений, поддающееся объективной верификации с помощью формальных или эмпирических средств

· результат любого познавательного процесса может быть объектирован в словесных символах

Восток:

· истина в последней инстанции может быть постигнута лишь через преодоление узких границ интеллекта (термин «опыт»)

· некий аспект переживания с точки зрения цели – «целокупность реальности»

3. Как в современной компаративистике критикуется стандартное противопоставление западной и восточной философии?

Восток:

Ø основные цели философии – духовное освобождение, неотделимое от «преждевременной реальности», в котором разум играет подчиненную роль

Ø им чужд «фаустовский идеал»

Ø философия никогда не обладала самостоятельностью

Ø философия возникла из потребности удовлетворять практические потребности человека

Ø это отрешённость, бездеятельность, покорность

Ø в мире нет места надежде, и он не может быть спасен

Ø человек, в конечном счете, иллюзия, чем реальность

Ø представители склонны к созерцательности, интроверты

Запад:

Ø философия возникла из удивления

Ø это активность, завоевания, достижения

Ø верит в то, что мир может быть преобразован и тем самым спасен

Ø человек – «центр природы, вокруг которого должны вращаться все и перед которым должны склоняться прочие творения»

Ø представители демонстрируют противоположные качества: отличаются практичностью, экстровертностью

 

Вопрос 3: Характер др.греческой к-ры и особенности античной философской традиции.

1-4.1. На становление и развитие древнегреческой философии огромное влияние оказало:

· Иноземные завоевания Микенской Греции в XII в. до н.э. племенами дорийцев: изолирование и упадок культуры позволили грекам начать свою историю с нового листа

· Система социальных отношений в Греции – небольшие города-государства – полисы

· Географическое положение способствовало превращению Греции в своеобразный первоначальный пункт торгового обмена

2. Состязательная природа, социальные отношения внутри полиса, желание доказать своё превосходство, формирует особенность древнегреческой философии, как наличие различных философских школ и направлений, это обусловило в древнегреческой мысли приоритеты новации над традициями.

3. Философы-досакратики пытались за многообразие социальных явлений, которое было характерно для становления греческой демократии, найти вечные и единичные законы количественного целого, а, следовательно, и общества, как элемента системы этого целого.

4. Софисты полагали: законы общества могут быть познаны и установлены в процессе демократической дискуссии, основанной на человеческом разуме.

 

5. Сократ пытался найти критерии истинности знания отличной от мнения. Именно Сократ рассматривал дискуссию, спор, как средство достижения абсолютной истины. Он пришел к выводу, что знание уже само по себе является добром, поскольку зло прорастает из человеческого невежества. Сократ вводит понятие, которое и является источником знания о божественном начале вселенной и о высших моральных законах, которым должен следовать человек.

6. Идеи Платона и Аристотеля привели к революции в философии мышления и создали теорию для будущей христианской теологии. Ведь из дуалистической концепции Платона о мире подлинном и мире не подлинном вытекает разное противопоставление вечного и временного, субъекта и объекта, Бога и мира. Это противопоставление лежит в основе теоцентрической парадигмы социального знания.

Аристотель – истина может быть проверена с помощью средств формальной логики или эксперимента.

7. Социальные предпосылки эллинистического этапа развития античной философии в первую очередь связаны с падением классического полиса и полисной демократии, развитие основ на которых развивается античная культура и древнегреческий полис.

Это все:

§ расширяло рамки мировоззренческого кругозора человека античной культуры и в итоге привело к незамкнутому типу античной цивилизации

На первый план выходят проблемы частной морали, частного поведения. Философия- жизненная мудрость, которая учит человека сохранять самообладание и достоинство в самых трудных жизненных обстоятельствах.

8. Поскольку реальных выходов из социального и духовного тупика не существовало, то неоплатонизм и родственные философские школы принимают все более яркую религиозную окраску. Во взглядах неоплатонистов главную роль играет теология, а метафизика и диалектика отступают на второй план.

5. 1. Христианство привнесло в духовную жизнь Европы 2 идеи: идею творения мира и идею откровения. Они тесно взаимосвязаны друг с другом и предполагают бытие единого Бога. Идеи творения доминируют в онтологии, идеи откровения – в гнесиологии.

2. На мой взгляд, христианство можно считать духовной революцией античного общества, так как привнесло в общество повышенный интерес к психическим переживаниям в душе человека. Античность – исповедальный акт философского творчества.

3. В эпоху поздней Римской империи христианство претерпевало некоторые изменения:

· революция откладывалась на неопределённый срок

· идеология раннего христианства превращалась в эзотеоретическую теологию неоплатонизма

· царство Божие преображало туманные очертания загробного воздаяния

· устремлялось в сакрализацию прошлого для оправдания настоящего

4. С точки зрения Августина: только человек ответственен за реальное существование в этом мире зла. Утверждает, что борьба со злом внешне бессмысленна без исправления природы самого человека. Идеальный христианин отказывается даже от попыток узнать, на что предопределяет его вечное решение Бог, принятое на свою природу и смиренно ждущий своего окончательного приговора.

Авторский текст:

Дорийские завоева­тели, стоявшие еще на племенной стадии социального развития, но исполь­зовавшие железные орудия труда и войны, при столкновении с микенской культурой и государственностью не только разрушили последнюю, но и дали новый импульс социальному и культурному развитию Древней Греции. На этой почве и возникли все необходимые условия возникновения новой философии. новая система социальных отношений приняла форму древнегреческого города-государства — полиса.

В мифологии Древней Греции, несмотря на ее подчерк­нуто рационалистическую эстетическую и гражданскую стороны, содержится некий иррационально-мистически и элемент. Рассуждая о природе вещей, философы досократики пытаются понять закономерности, которые, управляя упорядоченным целым, космосом, управляют и человеческим обществом как частью этого космического целого.

Практикум по философии: В 2-х частях. Ч.1.-Мн.,2004 стр173.

Фалеса впервые в истории человечества поставил вопрос, ставший в дальнейшем основным вопросом всей греческой философии: «Что есть все?» Диоген Лаэртский Фалесу приписывает следующие изречения. Фалес — основатель философии — утверждал, что начало — вода; к этому предположению он пришел, видя, что пища всех существ влажная и что само тепло возникает из влаги и ею живет <...>; равно как и потому, что семена всего по природе влажны, а начало природы влажного — вода. Вода Фалеса — первая и фундаменталь­ная реальность,.

Большинство первых философов считало началом всего одни материальные начала, а именно то, из чего состоят все вещи, из чего как первого они возникают и во что как после­днее они, погибая, превращаются, причем сущность хотя и остается, но изменяется в своих проявлениях, — это они считают элементом и нача­лом всех вещей.

Анаксимандр (609—546 до н. э.) происходил из Милета и был учени­ком Фалеса. Он написал первую в Греции философскую работу «О при­роде», в которой по новому изложил смысл основного философского термина — «природа». Этимологически этот греческий термин означал то, что становится, развивается и порождается..

Второе высказывание можно объяснить тем, что познав одну вещь, перед нами открывается новые горизонты. Мы знаем, что предмет А состоит из предмета Б и В, и узнав из чего состоит А мы теперь хотим узнать из чего состоят Б и В и так будет до тех пор, пока мы не познаем абсолютную истину.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.