Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эдмунд Гуссерль




1.Почему Гуссерль в своей ранней работе настаивает на превращении философии в строгую науку?

Строгая наука – это наука, которая имеет основание и излагается только одними принципами «ни переходя, ни в лево, ни в право», она идёт точно, и человек не имеет право рассуждать, он может только логически думать. Философия имеет как бы «развитие края» и человек может нарисовать эти края своими рассуждениями. Но людям сложно строить эти края, им нужны уже построенные грани. Считается, что философия не наука.

2.Почему он в своей поздней работе отказывается от этого требования?

Считал, что наука ничего не может сказать о жизненных нуждах. А философия, как не наука, может, да и создана для жизненных нужд человека, а значит ей не стоит быть строгой, сухой. Жизненные потребности рассматриваются и рассуждаются с разных точек и позиций и всегда находят точный ответ.

 

 

Тема 2. Исторические типы классической философии (от Платона до Гегеля)

Вопрос 1: Соц-но-ист-е и культ-е предпосылки возникновения философии

Автономова Н.С.:

Реальная практическая де­ятельность, направленная на нейтрализацию вредонос­ного влияния мертвецов, становилась, благодаря вкраплениям магичес­ких действий, причиной иллюзорного осознания такого влияния. Постепенно нормы морали стали включать в себя все более слож­ные запреты — магико-инфекционные табу; пронизанные магической практикой цепи событий и поступков получили значение обрядов. Так возникает фетишизм — иллюзорное представление о возможности окру­жающих предметов магически воздействовать на жизнь людей. Тотемизм как первая форма осознания коллективом своего единства стал последней ступенью на пути становления мифологического мышления.

Мифология влияет на образ поведения человека. Так при множестве различных существ, человек выбирает тех, которые в наибольшей степени влияют на его жизнедеятельность. Лишь в период становления классового общества и на первых этапах его развития возникает тенденция к упорядочению мифологического сознания, что было связано с уже начавшимся его разложением.

В современной цивилизации возрастает нагрузка на конкретного человека. Он не в состоянии удержать всю ту информацию, которую производит наука. В этом смысле ремифологи-зация - универсальный процесс. Миф XX в. призван вернуть человеку чувство эмоционального и интеллектуального комфорта и утешения посреди хаоса, тем самым принимая на себя, даже в безрелигиозном своем варианте, одну из главных функций религии — функцию утешения «твари дрожащей».

1. Как с точки зрения Автономовой, происходит становление мифологического мышления? С какими социальными характеристиками первобытного общества оно связано?

Мифологическая обрядность, на основе которой «выросли мифологические представления», была лишена отчётливо внутренней согласованности: заботы о противоречии не существовало.

2. Каковы особенности мифологического мышления?

По мнения автора, для мифологического мышления характерны:

§ иллюзорно-магический характер;

§ последовательность систем и взглядов;

3. Почему в наше время возможен феномен ремифологизации?

Просто характерное становление ремифологизации – потеря социальных идеалов, отсутствие «сильных» форм общественного сознания и сильных идей, способных обеспечить мировоззренческую целостность человеческого сознания.

Р. Барт (1939-1995 гг.)

1. Что понимает под мифом Р. Барт?

Миф – это слово, а значит, им может стать все, что достойно рассказа. Для определения мифа важен не сам предмет сообщения, а то, как о нем сообщается. Мифом может стать все, что угодно - ведь существенная сила мира беспредельна.

2. Что означает понятии «мифа слева»? Почему левые мифы беспомощны и неуклюжи?

«Миф слева» - это миф, в котором отсутствует, какая-то бы ни была изобразительность, использование его поражает своей неуклюжестью; значение мифа совсем не варьируется; в таком мифе ощущается натянутость, буквальность.

3. Каковы задачи критической мыслительной деятельности по разоблачению мифов?

По мнению Барта, задача мифолога состоит в том, чтобы вскрыть под безобидной оболочкой самых простых жизненных отношений таящихся в их глубине отчуждения, которое эта безобидность должна сделать приемлемым.

 

Вопрос 2: Становление философии в к-х др. Востока

К.Ясперс (1883-1969 гг.)

 

1. Как Ясперс характеризует осевое время мировой истории?

Ось мировой истории, если она вообще существует, может быть обнаружена только империческая, как факт, значимый для всех людей, в том числе и для христиан. Ось стоит искать там, где возникли предпосылки.

2. Чем отличается мышление человека осевого времени от мифологического мышления?

Изменения в человеческом бытии можно назвать одухотворением: твердые изначальные устои жизни начинают колебаться, покой полярности сменяется беспокойством противоречий. Впервые появляются философы. Человек открыл в себе истоки, позволил ему возвыситься: над миром и над самим собой. В спекулятивном мышлении он возносится до самого бытия, которое постигает без раздвоения.

3. Какие социокультурные предпосылки осевого времени в различных регионах земного шара?

Социокультурными предпосылками осевого времени являлось:1)существование множества автономных государств и городов; 2) исчезновение великих культур древности, существовавших тысячелетиями;

4. Каковы типы социального знания у народов прошедших осевое время?

Народы, прошедшие осевое время, уже не замкнуты в себе. Такой человек не уверен в том, что знает самого себя, и поэтому открыт для новых безграничных возможностей. В спекулятивном мышлении он возносится до самого бытия, которое постигается без раздвоения в исчезновении субъекта и объекта, в слиянии противоречий. Человек может теперь внутренне противопоставить себя всему миру.

5.Чем отличается культура древних народов, прошедших период осевого времени, от тех культур, которые этот период не прошли?

Народы, не воспринявшие идеи осевого периода, остаются на уровне «природного» существования, их жизнь не испорчена. Люди вне трёх сфер либо остались в стороне, либо вошли в соприкосновение с какими-либо из этих

трёх центров духовного излучения

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.