Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Логическая структура и основные характеристики понятия




C каждым понятием, независимо от его предмета, связаны две логические характеристики: содержание и объем. Понятие - это мысль, посредством которой предметы выделяются из универсума и собираются в класс по какому-то присущему им признаку. Содержанием понятия и является тот общий признак, по которому (или с помощью которого) мы проводим операцию собирания их в класс. Знание о множестве переменная в хА(х) несет внутри себя. Содержанием понятия называется признак А(х), на основании которого предметы и явления окружающего нас мира выделяются и обобщаются в данном понятии. А(х) - это содержание данного понятия.

С общефилософской позиции каждый предмет, явление, процесс имеет качественную и количественную стороны. Качество как внутренняя специфическая характеристика предмета позволяет отличать и выделять его из числа ему подобных. Количество характеризует внешнюю определенность предмета. Когда предмет мыслится в понятии, то аналогом качества и количества в логическом подходе выступают содержание и объем как собственно логические характеристики. Качество и количество схватываются в терминах логики, выражаются и анализируются на уровне своих (логических) терминов. Содержание понятия может изменяться, поскольку люди в процессе своей деятельности глубже познают предмет, мыслимый в понятии. Скажем понятие "атом" от Демокрита до наших дней изменялось, так как его содержание обогащалось и развивалось. Содержание понятия может быть выделено, схвачено с разной глубиной. Понятия, у которого не было бы содержания, то есть такого, в котором не мыслились бы никакие признаки, нет. Но есть такие понятия, в которых мы не можем еще отразить необходимых, существенных признаков. О таких понятиях говорят, что это "малосодержательные" понятия.

Объемом понятия называется предмет или совокупность предметов, мыслимых в понятии, и которые обладают признаками, составляющими содержание этого понятия. Совокупность предметов, охваченных объемом понятия называется классом или множеством, а отдельный предмет объема - элементом класса или элементом множества. Так, объем понятия "искусство" отображает все мыслимые в этом понятии виды искусств. В объем этого понятия войдут все те предметы, подстановка имен которых в пропозициональную функцию "х - искусство" вместо переменной "х" превратит ее в истинное высказывание. Отдельный предмет, то есть поименнованный "х", например, "музыка" будет составлять элемент объема этого понятия. Объем - выделенное множество предметов по признаку А(х). Конструкция Wх читается: "множество тех х". Выделив конкретную совокупность предметов, мыслимых в понятии, применение пропозициональной функции позволяет точно определить принадлежность или непринадлежность любого предмета к данной совокупности, а именно является ли он элементом данного понятия или нет (сравните с функцией ν). Обратим внимание на то, что под элементом может пониматься как единичный предмет и не только, если элемент не пуст, так и множество. Приведенный элемент понятия "искусство", сам есть множество, поскольку "музыка" имеет свои виды и их конкретные проявления. В тех случаях, когда возникает необходимость точно установить принадлежность элементов данному понятию, прибегают к приему их перечисления по определенному правилу. Такой подход позволяет дать обоснованную аргументацию для включения или исключения элемента в объем данного понятия. Это позволяет о каждом произвольном "х" точно утверждать является он элементом данного множества или нет. Таким образом, мы имеем семантический треугольник для универсалий.

хА(х)

WхА(х) – объем понятия, что является его экстенсиональной характеристикой
А(х) – содержание понятия, его интенсиональная характеристика
понятие

 

 

Пусть имеется понятие хА(х). Содержание этого понятия – тот общий признак, с помощью которого мы выделяем из универсума определенный класс предметов. Объем понятия WхА(х), - выделенное множество предметов, которое представлено обособленно от целого в класс с помощью общего для них признака.

С развитием самих предметов или углублением и расширением знания о них происходит изменение предметов со стороны их объема. Содержание и объем понятия находятся в тесной зависимости друг от друга. Изменение нашего знания о содержании понятия влечет за собой изменение в его объеме, и наоборот, изменение знания об объеме вызывает изменение в содержании данного понятия. Так, в объем понятия "искусство" входят все виды искусств (литература и музыка, живопись и театр и т.д.). Содержанием данного понятия является признак, общий для всех видов искусства –отображение действительности в форме чувственных образов. Возникновение новых видов искусства, с одной стороны, изменяет объем этого понятия, а с другой – обогащает его содержание.


Лекция №4 “Понятие”

 

План лекции:

7. Виды понятий

8. Отношения между объемами простых понятий

9. Деление понятий

10. Классификация




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1796; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.