КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 16. Рынок и государство. Провалы рынка
ИНФРАЗВУК
Звуковые волны, частота которых ниже 20 Гц, т.е. лежит за пределом слышимости, называют инфразвуком. Инфразвуковая область частот еще мало изучена. Однако установлено, что в противоположность ультразвуку, инфразвук обладает высокой проникающей способностью. В атмосфере, например, он может распространяться на десятки тысяч километров. Обусловлено это, по-видимому, двумя причинами: во-первых, слабым поглощением атмосферой и, во-вторых, слабым рассеянием. Уменьшение рассеяния можно объяснить тем, что из-за большой длины волны инфразвука среда для него становится как бы более однородной. Исследования последних лет показали, что как естественный, так и искусственный инфразвук оказывает сильное воздействие на состояние и поведение людей и животных. В естественных условиях инфразвук порождается морскими волнами, ударяющимися о берег (v = 0,05 Гц), штормом, извержением вулканов (v = 0,1 Гц), землетрясениями, смерчами. Панический страх животных перед землетрясением или пробуждением вулкана можно объяснить действием инфразвука, порождаемого этими грозными явлениями природы. Имеется положительный опыт прогнозирования по инфразвуку приближения цунами — гигантских приливных волн, порождаемых подводными землетрясениями. Источниками инфразвука могут служить объекты, созданные человеком: турбины, двигатели внутреннего сгорания, сталеплавильные печи и т. д. Искусственно инфразвуковые волны с данной частотой создаются устройствами, напоминающими органные трубы или свистки. Так, органная труба длиной 24 м создает инфразвук с частотой 3,5 Гц. Для обнаружения инфразвука и измерения его мощности обычные методы непригодны. Инфразвук очень низкой частоты можно обнаружить, например, чувствительными барометрами. Для фиксации инфразвука сравнительно высоких частот обычно используют микрофоны больших размеров. Вообще же индикаторы инфразвука довольно сложны, и мы на них здесь останавливаться не будем.
Вопросы лекции 1. Провалы рынка как основания деятельности государства. а) внешние эффекты; б) рыночная власть, показатели измерения монопольной власти: «коэффициент Лернера», коэффициент концентрации (CR) и индекс Герфиндаля–Гиршмана (HHI); в) общественные блага; г) неполная информация. 2. Способы решения проблемы внешних эффектов (устранение провалов рынка): рыночные и административные инструменты. а) корректирующие налоги и субсидии Пигу; б) изменения в правах собственности: теорема Коуза; в) законодательные запреты. 3. Фиаско государства. Проблемы, создаваемым государством. Может ли государство быть неэффективным?
В данной лекции речь пойдет о том, насколько рынки в состоянии размещать ресурсы эффективно. Во-первых, "провалы рынка" есть основание для государственного вмешательства в рыночный механизм. Мы увидим различные способы коррекции рынков и их дополнения посредством деятельности государства. И, наконец, во-вторых, государство – далеко не идеальный механизм, ему также, как и рынку, присущи свои изъяны.
Если при работе в автоматическом режиме рынок по каким-либо причинам не обеспечивает общественную эффективность, то в таком случае говорят о провалах рынка. Провалы рынка (фиаско рынка) есть препятствия, не позволяющие рыночному механизму достичь общественной эффективности, или то, что рынок не способен обеспечить и поэтому выполняет государство. Само по себе «фиаско» рынка — это ситуация, с которой рыночное регулирование «невидимой руки» не может справиться (например, внешние эффекты, загрязнения окружающей среды и т. д.). Поэтому «провалы» («фиаско») рынка обычно подразумевает государственное, либо иное регулирование экономики и экономических отношений с целью сглаживания/устранения негативных последствий от чистого рыночного механизма. Формы провалов рынка: 1) внешние эффекты; 2) рыночная власть монополий (показатели измерения монопольной власти: «коэффициент Лернера», коэффициент концентрации (CR) и индекс Герфиндаля–Ниршмана (HHI) 3) общественные блага; 4) неполная информация Внешние эффекты. [1] О них мы уже упоминали ранее. Рынок не приведет к общественной эффективности, если действия производителей или потребителей влияют на благополучие других людей. Если это влияние положительное, то в таком случае говорят о внешних выгодах. Внешние выгоды – это выгоды от производства или потребления, которые получают люди, не участвующие в данном производстве или потреблении. Если же это влияние негативное, то в таком случае говорят о внешних издержках. Внешние издержки – это издержки от производства или потребления, которые несут люди, не участвующие в данном производстве или потреблении. Таким образом, полные издержки для общества в целом (общественные издержки), связанные с производством какого-либо блага, есть частные издержки фирм-производителей и те издержки, которые они «перекладывают» на других. Правда, не всегда ясно, что считать внешними издержками, так как отнесение чего-либо к таковым весьма субъективно и внешние издержки одних часто являются внешними выгодами для других. Общественные издержки – частные издержки плюс внешние эффекты в производстве. Подобным же образом полные выгоды для общества в целом (общественные выгоды, связанные с потреблением какого-либо блага, есть частные выгоды потребителей данного блага и те выгоды, которые достаются другим. Общественные выгоды – частные выгоды плюс внешние эффекты в потреблении. Можно выделить четыре разновидности внешних эффектов. 1. Внешние издержки производства. Предположим, что химзавод расположен выше по течению реки, чем пивзавод. В этом случае производство химической продукции накладывает дополнительные издержки на производителя пива (дополнительная очистка воды и т.п.). Это означает, что предельные общественные издержки (MSC) производства химической продукции превышает предельные частные издержки (МС) на величину внешних предельных издержек (MEC). На рис. 15.2 общественно эффективный выпуск химзавода будет Q *, где P = MSC. Химзавод, однако, будет выпускать объем продукции, равный Q ¢ (где P = MC), который превышает эффективный уровень. Таким образом внешние издержки ведут к перепроизводству с точки зрения общественных интересов. Рис. 15.2 Внешние издержки производства.
Проблема внешних издержек возникает из-за того, что никто не обладает правами собственности на естественные водоемы, воздух, а, следовательно, не может не допускать их загрязнение или же требовать за это плату в виде компенсации ущерба. В результате контроль за чистотой водоемов и воздуха возлагается на государство. 2. Внешние выгоды производства. Одним из примеров такой ситуации могут быть финансируемые какой-либо фирмой исследования и разработки. Если их результаты становятся доступными другим фирмам, то они имеют чистый выигрыш, не неся никаких затрат на его получение. Предельные общественные издержки исследований и разработок, следовательно, меньше, чем предельные частные издержки. Ведь не несущие расходов компании за счет бесплатного доступа к результатам исследований и разработок добиваются снижения своих издержек. На рисунке, подобном рис. 15.2, в этом случае следовало бы поместить кривую MSC ниже кривой МС (превышение МС над MSC составляло бы предельные внешние выгоды – MEB). Объем исследований и разработок, обеспечиваемый несущей расходы на них фирмой, установился бы там, где Р = МС, т.е. оказался бы меньше общественно эффективного уровня, при котором Р = MSC. Принимая во внимание тот факт, что финансирующая исследования и разработки фирма получает только частные выгоды, она не будет заинтересована осуществлять их в объеме, равном общественно эффективному. 3. Внешние издержки потребления. Если предположить, что поселок расположен вдоль шоссе, то пользование автомобилями, проезжающими через него дачниками приносит жителям этого поселка различного рода неудобства в виде загрязнения воздуха, шума, перегруженности дороги. На рис. 15.3 изображены предельная полезность и цена использования автомобилем для его владельца. Число поездок на дачу автомобилистом составит Q ¢, то есть установится там, где MВ = P (где цена есть стоимость бензина, масла, износа покрышек и т.п. на одну поездку). Общественно эффективное количество поездок, однако, было бы меньше Q ¢, а именно, - Q *, то есть соответствовало бы такому количеству, при котором MSB = Р. Здесь превышение MВ над MSB есть MEC (для потребителей). Рис. 15.3 Внешние издержки потребления.
4. Внешние выгоды от потребления. Если снова обратиться к использованному выше примеру, то можно утверждать, что в случае, когда многие дачники станут пользоваться электричкой вместо автомобилей, то жители расположенного на шоссе поселка выиграют. В результате предельные общественные выгоды поездки на электричке окажутся больше, чем предельные частные выгоды. Для представления такой ситуации на рис.15.3 достаточно поменять местами MВ и MSB. В таком случае превышение MSB над MВ есть MEB. Выводы. Подводя итоги рассмотрению внешних эффектов можно сформулировать следующие выводы. Во-первых, когда имеют место внешние издержки, то благ производится или потребляется слишком много, а их цена занижается. Во-вторых, когда имеют место внешние выгоды, то благ производится или потребляется слишком мало, а их цена занижается. В-третьих, внешние издержки или выгоды от рыночных операций не отражаются в ценах. В-четвёртых, суть проблемы внешних эффектов состоит в неэффективности размещения и использования ресурсов и продуктов в экономике в результате несовпадения частных и общественных издержек или индивидуальной и общественной полезности, т. е. в каждом из случаев наличия внешних эффектов р ынок не выравнивает MSB и MSC.
Рыночная власть. В предыдущих лекциях были кратко рассмотрены потери общества от рыночной власти монополии. Здесь к этому вопросу стоит вернуться уже на основе полученных нами дополнительных знаний. Всегда, когда на рынках имеет место монополия, монопсония или же какая-либо форма несовершенной конкуренции, рынок не в состоянии установить равенство между MSB и MSC. Это показано с помощью рис. 15.4, который показывает кривые выручки и издержек для монополиста. При этом предполагается, что внешние эффекты отсутствуют. Общественно эффективный выпуск равен Q c, при котором MSB = MSC. Монополист, однако, производит меньшее количество, равное Q m, при котором MR = MC. Рис. 15.4. Выпуск монополиста ниже общественно эффективного уровня.
В то же время потери общества от монополии можно показать и несколько иным способом, используя понятия излишков потребителя и производителя. На рис. 15.5 изображена отрасль, которая первоначально находится в условиях совершенной конкуренции, а затем превращается в монополию. Причем кривые выручки и издержек при этом не меняются. Рис. 15.5 Чистые потери общества от монополизации.
При совершенной конкуренции в отрасли установится объем выпуска равный Q c, который будет продаваться по цене Р с. Здесь МС (= S) = P (= AR). Общая полезность потребителей представлена площадью под кривой спроса (MU), которая есть сумма всех обозначенных цифрами площадей (от 1 до 7). Общие расходы потребителей есть Р с ´ Q c (площади 4 + 5 + 6 + 7). Излишек потребителей есть разность между общей полезностью и общими расходами, или же пространство между ценой и кривой спроса (площади 1 + 2 + 3). Излишек производителей (прибыль) есть разность между общей выручкой и общими издержками. Общая выручка равна Р с ´ Q c (площади 4 + 5 + 6 + 7). Общие издержки есть площадь под кривой МС (площади 6 + 7). Излишек производителей есть пространство между ценой и кривой МС (площади 4 + 5). Здесь нужно сделать одну оговорку. Строго говоря, площадь под кривой МС – это общие переменные издержки. Для того чтобы получить излишек производителей необходимо из суммы площадей 4 и 5 вычесть и все постоянные издержки. Но так как постоянные издержки не изменяются с изменением выпуска, то они не влияют на дальнейшие рассуждения, относящиеся к излишку производителей при совершенной конкуренции и монополии. В принципе, можно считать, что постоянные издержки отсутствуют (что, как мы уже знаем, справедливо для длительного периода). Сумма излишков потребителей и излишка производителя есть пространство между кривой спроса и кривой МС. Это сумма площадей 1, 2, 3, 4 и 5. Что произойдет, если отрасль превратится в монополию? Фирма-монополист будет производить Q m, приравнивая свои MR и MC, и реализовывать эту продукцию по цене P m. Общая выручка есть P m ´ Q m (площади 2 + 4 + 6). Общие издержки монополиста – это пространство под кривой МС (площадь 6). Таким образом, излишек производителя теперь есть сумма площадей 2 и 4. Это явно больший излишек, чем у производителей при совершенной конкуренции (так как площадь 2 больше, чем площадь 5). В то же время излишек потребителей существенно сократится. При уровне потребления соответствующего Q m, общая полезность представлена суммой площадей 1, 2, 4 и 6, в то время как расходы потребителей представляют площади 2, 4 и 6. Излишек потребителей, таким образом, это лишь площадь 1. Заметим, что площадь 2 трансформировалась из потребительского излишка в излишек производителя-монополиста.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |