КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности функционирования реальных монопольных рынков
В сравнении с рынком свободной конкуренции монополия стремится произвести меньший объем продукции и установить на нее более высокую цену. Также и минимальный уровень средних издержек монополиста не совпадает с конкурентным. Фактические издержки фирмы-монополиста для любого объема выпуска, как правило, больше, чем минимально возможные. Это явление называется Х-неэффективностью. Оно поясняется рядом причин: 1) цели менеджеров фирмы-монополиста могут не совпадать с целью минимизации издержек; 2) фирма-монополист не стимулируется рынком к поиску новых технологий, снижающих издержки, хотя в финансовом отношении для этого нет препятствий; 3) монополия вынуждена нести дополнительные издержки, связанные с поддержанием своего монопольного статуса. Это могут быть как официальные (легальные) платежи за приобретение патентов, лицензий, так и неофициальные (нелегальные) издержки. Ущерб от монополии можно представить в виде чистых потерь общества (социальной цены монополии), возникающих из-за того, что монополист производит меньше, чем объем эффективного выпуска (рис.10.3). В анализе предполагается, что у монополиста те же издержки, что у совершенного конкурента. P, С МС
Ро А Р1 Е С
В MR D Qо Q1 Q Рис.10.3. Ущерб обществу от монополии
Монополист максимизирует прибыль при объеме выпуска Q0 по цене P0. В условиях конкуренции эти показатели составили бы Q1 и P1 (на линии спроса). Вследствие установления монопольной цены излишки потребителей сократились на площадь прямоугольника Р1РоАС. Часть излишка потребителей, вынужденных покупать товар по более высокой цене, перешла к производителю (площадь прямоугольника Р1РоАЕ) – это дополнительная прибыль монополии за счет более высоких цен. Остальная часть излишка – тех покупателей, которые не могут купить товар по высокой цене (треугольник ЕАС) вместе с потерями производителя в виде утраченной прибыли из-за меньшего объема выпуска (треугольник ЕСВ) составляют ущерб общества от монополии в виде его чистых убытков (площадь фигуры АВС). Поэтому в условиях монополии не образуются излишки потребителя и продавца. Даже если прибыль монополиста обложить налогом и перераспределить в пользу потребителей, эффективность не будет достигнута, потому что объем производства будет ниже, чем при свободной конкуренции. Могут возникнуть и дополнительные потери общества, которые будут превышать величину выявленного на рис.10.3 ущерба. Фирма-монополист может затратить большие средства, чтобы получить, удержать и использовать монопольную власть (расходы на рекламу, попытки избежать государственного контроля и т.п.). Экономический стимул таких, непроизводительных с точки зрения общества, издержек непосредственно связан с прибылью фирмы в результате получения монопольной власти (разность площадей прямоугольника Р1РоАЕ и треугольника ЕСВ). Следовательно, чем большая часть излишка потребителей переходит к монополисту, тем выше чистые потери общества от монополии. Так как монополизм подрывает конкуренцию как основу рыночного саморегулирования, преодоление монополизма и поддержка конкурентной среды – одна из функций государства в современных условиях. В условиях смешанной экономики вмешательство государства в деятельность монополий осуществляется в следующих основных формах: 1) установление высоких налогов; 2) контроль над ценами (в т.ч. бюджетные дотации); 3) государственная собственность на монополизированные предприятия; 4) государственное регулирование объемов производства и условий входа в отрасль и выхода из отрасли. В целом, антимонопольное регулирование экономики осуществляется по трем направлениям. 1. Организационное – это формы и методы регулирования, назначение которых состоит в либерализации рынков для того, чтобы сделать монополистическое поведение невыгодным для фирм. Меры – снижение таможенных налогов, отмена количественных ограничений (квот), улучшение инвестиционного климата для зарубежных инвесторов, поддержка малого бизнеса, стимулирование неспособных конкурировать с монополиями производств. 2. Административное – это непосредственное воздействие на монополию, когда невозможно предотвратить появление монополий. Меры – финансовые санкции к нарушителям антимонопольного законодательства вплоть до прямого расформирования. 3. Законодательное – это система законодательных актов, направленных на недопущение снижения эффективности экономики вследствие монополизма. Их цель – регулирование структуры производства. Система антимонопольного законодательства базируется на запрещении: - единоличного контроля в отрасли, ценовых соглашений и слияний фирм; - ценовой дискриминации, когда это не связано с особенностями конкуренции. Рассмотрим подробнее одно из средств ограничения монопольной власти и сокращения ущерба от монополии – законодательное регулирование цен. Оно заключается в установлении государством максимально возможной цены продажи для монополии – на уровне ниже P0 (см. рис.10.3). Тогда объем производства монополиста с учетом сложившегося спроса D станет больше, чем Q0. При меньших объемах производства в монополии будет иметь место . Очевидно, что это снизит ущерб от монополии. При цене P1 и объеме производства Q1 он совсем устраняется. При дальнейшем снижении цены объем производства уже будет снижаться, возникнет дефицит (разрыв по горизонтали между кривой МС и линией D, что аналогично разрыву между предложением и спросом на конкурентном рынке), а в результате этого – чистые убытки от регулирования цен. Если цена станет равной , фирма-монополист совсем прекратит производство. Государственное регулирование ценообразования естественных монополий имеет некоторые особенности, так как их средние издержки всегда выше предельных при данном спросе, при этом кривые АС и МС имеют убывающий характер вследствие продолжительной растущей отдачи от масштаба (рис. 10.4). Здесь возможны два варианта регулирования: 1). Это идеальный вариант, соответствующий условиям чистой конкуренции (комбинация P2 и Q2). Но тогда фирма не возместит своих средних издержек и прекратит производство. 2) . Это наилучший вариант, при котором . Фирма не будет получать монопольной прибыли, но ее выпуск будет достаточным для продолжения производственной деятельности (комбинация P1 и Q1). P, С
Ро Р1 АС Р2 МС MR D=AR Qо Q1 Q2 Q Рис.10.4. Государственное регулирование цен естественных монополий
Такие цены затруднительно определить на практике, так как кривые спроса и издержек фирмы могут смещаться по мере развития рынка. Важно здесь отметить, что низкие средние издержки (даже с учетом закладываемой в цену экономической прибыли) вследствие положительного эффекта масштаба могут привести к более низким рыночным ценам на продукцию монополиста в сравнении с ценами конкурентных фирм. Но такая ситуация складывается редко. В итоге регулирование цен монополии основывается на ее норме прибыли. Государство определяет ее допустимый уровень так, чтобы норма прибыли была в определенной степени «конкурентной» или «справедливой», однако ее объективное определение проблематично. Сложность согласования информации, которая должна использоваться при расчете такой нормы прибыли, часто ведет к запаздыванию регулирующей реакции на изменение в издержках фирм и рыночных условий. Чистая монополия – основа монопольной власти, но такая организация рынка, наряду с совершенной конкуренцией, встречается довольно редко. Часто во многих отраслях функционируют несколько фирм, каждая из которых обладает относительной монопольной властью. Это – олигополистические рынки и рынки монополистической конкуренции.
Темы рефератов: 1. Реакция монополиста на изменение спроса, на верхний ценовой предел и налоги 2. Источники монопольной власти (эластичность спроса, число фирм и их взаимодействие) 3. Графическая интерпретация ценовой дискриминации 1-й и 2-й степени 4. Графическая и математическая интерпретация ценовой дискриминации 3-й степени 5. Государственное регулирование ценообразования в монополии. Определение степени монополизации рынка
Контрольные тесты: 1. В модели чистой монополии считается, что: а) продавцы и покупатели воспринимают цены как заданные; б) проникновение новых фирм неограниченное; в) у покупателей ограниченный выбор; г) производится стандартизованная продукция.
2. В отличие от ситуации совершенной конкуренции монополист: а) может назначить любую цену на свой товар; б) максимизирует прибыль при MR=MC; в) производит больше продукции и продает ее по более низкой цене; г) производит меньше продукции и продает ее по более высокой цене.
3. Ценовая дискриминация – это: а) более высокие цены, чем при совершенной конкуренции; б) повышение цены на товар при более высоком его качестве; в) продажа по разным ценам одинаковой продукции разным покупателям; г) снижение цены при сокращении издержек;
4. В долгосрочном периоде равновесие на монопольном рынке означает, что товары продаются по ценам, которые: а) равны предельным издержкам; б) равны предельному доходу; в) превышают предельные издержки; г) равны средним издержкам.
5. Чтобы получить максимум прибыли, монополист должен выбрать такой объем выпуска, при котором: а) МС = Р; б) МС = АС; в) MR = MC; г) MR = AR; д) МС < Р.
6. В условиях монополии известна взаимосвязь между динамикой доходов фирмы и спросом на ее продукцию. Если спрос будет эластичным, то у фирмы-монополиста: а) TR растет, MR снижается; б) TR растет, MR равен 0; в) TR снижается, MR меньше 0; г) TR максимальный, MR равен 0.
7. Монополист, максимизирующий прибыль, всегда производит такой объем продукции, при котором: а) спрос неэластичный; б) спрос имеет единичную эластичность; в) спрос эластичный; г) безразлично, какая у спроса эластичность.
8. Какое из утверждений относительно монополии неверно? а) средний доход не равен предельному доходу; б) предельный доход выше цены продукта; в) предельный доход снижается при увеличении выпуска; г) предельный доход может быть отрицательной величиной.
9. Весь потребительский излишек присваивает фирма, которая: а) монополизирует рынок; б) сегментирует рынок; в) максимизирует прибыль; г) осуществляет совершенную ценовую дискриминацию; д) максимизирует разницу между предельным доходом и предельными издержками.
10. Ущерб от монополии образуется из-за того, что: а) Р > АС; б); в) Р > MC; г) .
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 924; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |