Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные признаки олигополии




Тема 11. Олигополия

1. Основные признаки олигополии

2. Теоретические модели олигополии

3. Особенности организации олигополистического рынка

4. Эффективность олигополии

 

Олигополия – рынок, на котором существует несколько фирм, каждая из которых контролирует значительную долю рынка (от греч. «олигос» – мало, немного). Это преобладающая форма современной рыночной структуры. Признаки олигополии:

1. Наличие на рынке нескольких крупных фирм (3-20).

2. Продукция этих фирм может быть и однородной (рынок сырья и полуфабрикатов), и дифференцированной (рынок потребительских товаров). Соответственно разделяют чистую и дифференцированную олигополии.

3. Проведение самостоятельной ценовой политики, но контроль над ценами ограничен взаимной зависимостью фирм и в некоторой степени реализуется путем заключения соглашений между ними.

4. Существенные ограничения для входа на рынок, связанные с необходимостью значительных капиталовложений для создания предприятия в связи с крупномасштабным производством фирм-олигополистов. Кроме того, существуют барьеры, характерные для монополии – патенты, лицензии и т.п. Также, что самое важное в особенности такого рынка, фирмы могут предпринять ряд действий (относительно объемов продаж и цен товаров), направленных на невозможность вступления на рынок потенциальных конкурентов.

5. Нецелесообразность ценовой конкуренции и преимущество неценовой конкуренции, удачные решения в которой могут на достаточное время дать рыночные преимущества.

Характерная особенность олигополистического рынка – зависимость стратегического поведения каждой фирмы (определение цены и объемов выпуска, начало рекламной кампании, осуществление инвестиций в расширение производства) от реакции и поведения конкурентов, что влияет на рыночное равновесие. Немногочисленность фирм заставляет их использовать и ценовую, и неценовую конкуренцию. Если фирма снизит цену, ее конкуренты могут поступить так же, что приведет к снижению ее доходов. Поэтому более эффективна неценовая конкуренция – в технических новшествах, качестве, методах сбыта, рекламе. Ее эффект в условиях олигополии на некоторое время дает рыночные преимущества.

В целом, олигополия занимает промежуточное положение между монополией и свободной конкуренцией (равновесная цена на рынке олигополии ниже монопольной, но выше конкурентной).

Существует множество вариантов олигополии: в отрасли может быть как 2-4 ведущие фирмы (жесткая олигополия), так и 10-20 (мягкая олигополия). Механизмы взаимодействия фирм в этих условиях будут различаться. Общая взаимозависимость усложняет предсказание соответствующей реакции конкурента и делает невозможным расчет спроса и предельного дохода для олигополиста.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.