Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности организации олигополистического рынка




Олигополистическое поведение предполагает наличие стимулов к согласованным действиям при установлении цен. Значительная величина фирм не способствует их рыночной мобильности, поэтому наибольшие выгоды приносит сговор между фирмами в целях поддержания цен, ограничения выпуска и совместной максимизации прибыли.

Сговор – это явное или молчаливое соглашение между фирмами в отрасли с целью установления фиксированных цен и объемов выпуска или для ограничения конкуренции между ними. Он наиболее вероятен при условии его законности и наличии небольшого числа фирм. Различия между фирмами в продукции, в издержках, в объеме спроса, возможность снижать цены втайне от других затрудняют сговор.

Если несколько фирм на олигополистическом рынке приблизительно одинаковы по величине и уровню средних издержек, то для них будут совпадать уровень цены и объем производства, максимизирующие прибыль. Совместная ценовая политика фактически превратит олигополистический рынок в чистую монополию. Все это подталкивает олигополистов к заключению картельных соглашений.

Если сговор носит законный характер, производители одинаковой продукции часто заключают соглашение о дележе рынка, и группа таких фирм образует картель. В таком соглашении устанавливаются для всех его участников их доли в объеме производства и сбыта, цены на товар, условия найма рабочей силы, обмена патентами. Его цель – повышение цен сверх конкурентного уровня, но не ограничение производственно-сбытовой деятельности участников. Отсюда основная проблема картеля – это согласование решений его участников по поводу установления системы ограничений (квот) для каждой фирмы.

Рассмотрим, за счет чего картель получает прибыль (рис.11.5).

Если бы в отрасли существовала конкуренция, то в долгосрочном периоде установилась бы цена на продукцию на уровне . Если фирмы объединяются в картель, то кривая D становится кривой спроса картеля, и для максимизации прибыли кар­тель должен сократить суммарный объем товара до величины Qо, соответствующей точке А1 пересечения кривой предельного дохода MR и суммарных предельных издержек МС.

P,C

S (MC)

Ро

Р1 А

А1

D

MR

Qо Q1 Q

Рис.11.5. Поведение картеля

 

В связи с тем, что каждая единица товара, невыпущенная в пределах от Q1 до Qо, уменьшает издержки картеля (так как на этом промежутке ), этим картель добивается увеличения суммарного дохода всех входящих в него фирм. В целом смысл создания картеля состоит в том, что это обеспечивает фирмам-участникам прибыль большую, чем если бы происходило их пассивное приспособление друг к другу. Однако, если будут слабые барьеры для входа в отрасль, такое поведение картеля обрекает его на провал, поэтому картели также проводят и политику ценообразования, ограничивающего вход в отрасль.

Если в картель объеди­няются все фирмы отрасли, то он будет вести себя как фирма-монополист. Однако картель – это не монополия, он не контролирует весь рынок, т.к. вынужден учитывать политику других предприятий, не вошедших в него. Его участники зачастую преследуют собственные цели, поэтому картель – это временная структура. Также и законодательство многих стран противодействует их образованию.

Пример устойчивого картельного соглашения – Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК).

Невозможность фирмам-олигополистам полностью и постоянно использовать картель для своего взаимодействия вынуждает их заключать негласные экономические соглашения – вести тайную экономическую политику относительно установления цен и сфер влияния. Это сотрудничество может проявляться как в виде политики «жесткости цен» или «лидерства в ценах», так и в виде создания особых организаций («патентные пулы», консорциумы).

Лидерство в ценах – практика, когда при формировании цен на свою продукцию фирма ориентируется на цены, установленные лидером – доминирующей на рынке крупной фирмой. Это демонстрирует своеобразный скрытый сговор. Сам лидер придерживается политики «жесткости цен» и заранее информирует другие фирмы о предстоящих изменениях. Также лидер не стремится установить цены, максимизирующие прибыль, сохраняя этим барьеры для вхождения в отрасль.

Патентный пул – соглашение о специализации и кооперации производства, консорциум – объединение фирм с целью проведения общих научных исследований, совместного участия в крупном инвестиционном проекте. Такие организации – база для организации сговора о дележе рынка.

Таким образом, в условиях олигополии специфическим фактором ценообразования является многовариантный план реакции фирмы на действия конкурентов. Однако многие из рассмотренных выше согласованных действий фирм в ценообразовании в большинстве стран законодательно запрещены.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.