Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема№2: Управление финансами




1. Гос фин политика.

2. Необходимость и сущность управление финансами.

3. Финансовое планирование и прогнозирование.

4. Фин контроль.

 

#1. Финансовую политику предприятий нельзя рассматривать в отрыве от финансовой политики государства. Каждое государство для реализации поставленных целей и задач разрабатывает соответствующую фин политику, в ее содержание включается выработка научно обоснованной концепции развития финансов, определение основных направлений использования финансов на текущий период и на перспективу, осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Цель фин политики - наиболее полная мобилизация фин ресурсов необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества. При этом главной задачей явл обеспечение соответствующими фин ресурсами, реализации той или иной гос программы экономического и соц развития.

Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций; совокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами с целью определения наиболее эффективных и отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики государства. К субъектам фин политики относятся органы законодательной и исполнительной власти, которые обеспечивают и разрабатываю пути организации финансовых мероприятий и задач в интересах фирм, домохозяйств и государства. Объекты финансовой политики - это совокупность фин отношений и ресурсов образующих сферы и звенья финансовой системы.

Результативность фин политики выше, когда она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев общества и конкретные исторические условия, а разработка и успешное проведение фин политики возможно только при наличии у правительства четкой программы развития общества с выделением интересов, с характеристикой текущих и перспективных задач и определением сроков и методов их решения.

Фин политику классифицируют по следующим признакам:

1. Территориальный:

Федеральная, региональная, местная политика.

2. Временной критерий:

Фин стратегия (крупный масштаб и долгосрочность) и фин тактика(конкретные задачи в конкретный период).

3. Объект воздействия:

Фин политику в сфере финансов субъектов хозяйствования(коммерческие и некоммерческие), в сфере гос и муниципальных финансов(бюджетная и внебюджетная).

 

Для реализации фин политики, успешного ее проведения требуется соответствующий фин механизм - совокупность способов организации фин отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и соц развития, он включает в себя все виды, формы, методы организации финансовых отношений, а также способы их количественного определения.(объемы фондов, нормы изъятий, определенные ставки, уровень расходов)

Существует виды финансовых политик:

политика стабилизации,

политика сдерживания деловой активности,

финансовая политика стимулирования.

 

К элементам фин политики относят:

 

1. Налоговая политика. - система регулирования экономики посредством изменения государственных расходов и налогов.

 

2. Бюджетная политика. - совокупность государственных мероприятий, направленная на укрепление доходной части государственного бюджета, социальной направленности расходов, создание условий макроэкономической стабилизации.

3. Денежно-кредитная. — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.

§ Жесткая — направлена на поддержание определенного размера денежной массы.

§ Гибкая — направлена на регулирование процентной ставки.

Различают виды монетарной политики:

1. Стимулирующая — проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей.

2. Сдерживающая — проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

 

4. Ценовая. — это принципы и методики определения цен на товары и услуги.

Выделяют микро- (на уровне фирмы) и макро- (в сфере государственного регулирования цен и тарифов) уровни формирования цен.

 

5. Таможенная. — часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризисов. В этот период вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию. В последние десятилетия наряду с таможенными пошлинами широко применяются нетарифные методы ограничения импорта: квотирование, стандарты качества и экологической чистоты.

 

6. Социальная. — политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социо-правовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов.

7. Инвестиционная. - система мер, направленная на установление структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования и источников получения в различных сферах и отраслях.

8. Политика в области международных финансов. - сфера взаимодействия субъектов международных отношений, негосударственных организаций.
9. ПОЛИТИКА БИРЖЕВАЯ (exchange policy) - 1) политика государства или конкретных партий в области биржевой деятельности, а также по отношению к тем или иным биржам; укрепление позиций в биржевой сфере; 2) линия поведения, курс и преследуемые цели конкретных бирж.

 

#2 Для успешного и бесперебойного непрерывного воспроизводственного процесса органы гос власти, местного самоуправления, а также субъекты хозяйствования применяют различные инструменты фин механизма для воздействия на фин отношения с целью сохранения стабильности деятельности в складывающихся условиях, те они управляют финансовыми потоками на микро и макро уровне.

Управление финансами - это процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, а также цели и задачи их деятельности.

В ходе управления финансам выделяют объекты и субъекты. Объектами являются разнообразные виды фин. отношений. Субъектами выступают различные органы управления финансами (органы стратегического (министерства) и оперативного управления(департаменты исполнительной власти)). Процесс управления финансами раскрывается следующими функциональными элементами:

1. Финансовое планирование и прогнозирование.

2. Оперативное управление.

3. Финансовый контроль.

Финансовое планирование и прогнозирование используются для научного обоснования текущего и перспективного развития экономки. Различных изменений. Обеспечивают необходимый предварительный контроль за образованием и использованием финансовых ресурсов. Система финансовых прогнозов способствует выработке финансовой концепции развития страны или хозяйствующего субъекта; в ходе прогнозирования исследуется возможное состояние финансов в прогнозируемом периоде, обосновываются показатели соответствующих финансовых планов, определяется реально возможный объем, источники формирования и использования.

 

Финансовое планирование осуществляется на основе показателей финансовых прогнозов для научного обоснования движения финансовых ресурсов и изменения соответствующих финансовых отношений на определенный период. Оперативное управление это процесс разработки комплекса мер, направленных на достижение максимального результата при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и соответствующего перераспределения финансовых ресурсов. Необходимость оперативного управления обусловлена текущими изменениями условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности и с учетом тенденций развития.

 

Финансовый контроль это особая сфера деятельности органов гос. власти, местного самоуправления, финансовых служб организаций по сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений. Финансовый контроль осуществляется как в ходе планирования, так и прогнозирования, и благодаря ему могут быть оценены финансовые последствия предполагаемых реформ, проводимых программ, разрабатываемых законов и так далее.

 

#3. Финансовое планирование -это совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти, местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями по планомерному формированию и использованию денежных доходов в соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах соц-эконом развития, в бизнес-планах, документах определяющих финансовую политику(послание президента в правительство). Целью финансового планирования является обеспечение финансовыми ресурсами, воспроизводственных процессов в соответствии с прогнозам, бизнес-планам с учетом рыночной конъюнктуры и тенденций развития. Результатом финансового планирования является составление и принятие финансовых планов, разработка и утверждение финансовых разделов целевых программ, бизнес-проектов.

Финансовый план - это документ представляющий собой систему взаимоувязанных финансовых показателей, отражающих предполагаемый объем поступления и использования финансовых ресурсов на планируемый период.

Задачи финансового планирования:

1. Определение объема финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений и общего объема финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования.

2. Определение объема и направлений использования финансовых ресурсов, установление приоритетов в расходовании средств.

3. Обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного и эффективного их использования.

4. Создание условий для укрепления устойчивости организаций, бюджетов

5. Определение экономически обоснованного размера финансовых резервов, что позволит предупредить возникновение различных диспропорций.

Таким образом, финансовое планирование направлено на достижение устойчивого экономического роста, поддержание сбалансированности и создание условий для эффективного управления финансами на микро и макро-уровне.

Финансовое прогнозирование - это исследование конкретных перспектив развития финансов субъектов хозяйствования и субъектов власти в будущем, научно обоснованное предположение об объемах и направления использования финансовых ресурсов на перспективу. Целью прогнозирования является оценка предполагаемого объема финансовых ресурсов и определение предпочтительных вариантов финансового обеспечения деятельности субъектов хозяйствования, органов гос власти и местного самоуправления. Задача прогнозирования состоит в увязке материально вещественных и финансово стоимостных пропорций на микро и макро уровнях на перспективу; определение источников формирования и объема финансовых ресурсов, субъектов хозяйствования и субъектов власти на прогнозируемый период. Обоснование направления использования финансовых ресурсов на прогнозируемый период на основе анализа тенденций и динамики финансовых показателей с учетом воздействующих на них внутренних и внешних факторов; определение и оценка финансовых последствий принимаемых органам власти и субъектами хозяйствования решений.

В ходе прогнозирование применяются такие методы как:

1. Математическое моделирование. 2. Эконометрическое прогнозирование. 3. Экспертные оценки. 4. Построение трендов. 4. Составление сценариев. 5. Стохастические методы.

Результатом прогнозирование является составление финансового прогноза, как система научно обоснованных предположений о возможных направлениях будущего развития и состояния финансовой системы, а также отдельных ее сфер и субъектов финансовых отношений.

#4. Совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченным органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и субъектам власти и норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной, достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений. Целью финансового контроля является своевременное получение всей информации о ходе процесса управления финансами на микро и макро уровнях, о выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений.

Задачи финансового контроля:

1. Обеспечение финансовой безопасности государством и финансовой устойчивости предприятий.

2. Выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств.

3. Рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы и обеспечение их рационального, эффективного и законного использования.

4. Соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйствования и усиление ответственности за результаты своей деятельности.

5. Повышение эффективности финансовой политики государства.

Процесс финансового контроля включает следующие этапы:

1. Планирование (определение объекта, целей, задач, показателей контроля)

2. Проведение контроля (сбор оперативных данных о состоянии объекта контроля и предварительная оценка).

3. Систематизация (обобщение и упорядочение полученной информации по определенным критериям).

4. Реализация результатов (доведение принятых по результатам контроля решений до всех заинтересованных лиц - мероприятия по устранению нарушений).

Основные виды контроля:

1. По субъекту контроля

Государственный и негосударственный(аудиторский, внутрихозяйственный и общественный)

2. По объекту контроля

Бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, страховой, денежно-кредитный.

Формы финансового контроля:

1. По времени проведения

Предварительный, текущий и последующий.

2. Направление воздействия субъекта на объект контроля:

Внутренний и внешний

3. Место проведения контроля

Камеральный и выездной

4. Полнота охвата проверяемого материала

Сплошной и выборочный

5. Характер источника контроля

Документальный и фактический

6. Периодичность проведения

Систематический, периодический и единовременный

7. Полнота охвата проверяемых вопросов

Комплексный, тематический и встречный

8. Повторяемость изучения источников контроля

Первичный, повторный и дополнительный и тд.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 987; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.