Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Государственный кредит и управление госдолгом




1. Содержание и функции госкредита.

2. Виды госзаймов.

3. Управление госдолгом.

Иногда государство выступает в качестве гаранта, оно выступает в качестве кредитора. Мы видим косвенное влияние государства в кредитных отношениях.

 

Одной из актуальных задач экономической политики различных государств мира является решение проблемы сбалансированности бюджетов и поиск способов финансирования их дефицита. Это как правило реализуемо с помощью госкредита. В современных условиях гос кредит - это совокупность финансовых отношений между государством с одной стороны и физическими и юридическими лицами с другой стороны. В сфере таких отношений государство в большинстве случаев выступает как заемщик средств, а население, предприятие, различные банки и фонды как кредиторы. Кроме того государство может выступать гарантом по обязательствам различных физических и юридических лиц, те это означает что государство берет на себя ответственность за погашение обязательств или юр или физ лиц. В рамках кредитных отношений государство может выступать и как кредитор, при этом оно предоставляет кредиты юр или физ лицам и иностранным государствам. Государство может направлять эти средства на льготных условиях в те отрасли хозяйства, которые либо не обладают достаточной инвестиционной привлекательностью для частного капитала, либо имеют высокую социальную значимость. (проблема социальной напряженности может надломить экономику, что потребует более крупной доле ресурсов для покрытия последствий). Выделение государством кредитов может быть продиктована необходимостью продвижения интересов нац бизнеса на международной арене.

Государственные кредиты предоставляются либо непосредственно министерством финансов, либо через коммерческие банки.

Основным отличием гос кредита от банковского является отсутствие инвестиционной направленности привлеченных ресурсов, те взятые средства государством трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы и используются на покрытие всей совокупности государственных расходов, а не на обеспечение условий расширенного воспроизводства(нет цели увеличения прибыли, а цель полной реализации важных целей). Источником погашения госзаймов и выплаты процентов по ним служат бюджетные средства.

Таким образом функционирование механизма госкредита приводит к появлению государственного долга. Сущность гос кредита заключается в перераспределении капитала меж частным сектором и государством на условиях срочности, платности и возвратности. (обеспеченность возвратности -залог, поручительство; дифференцированность заемщиков). Вся сумма неоплаченных обязательств государства представляет собой величину государственного долга. Гос долг образуется в результате осуществления гос органами различных видов заимствований. В соответствии с БК гос долг РФ - это долговые обязательства РФ перед физ и юр лицами, ин государствами, международными организациями, и иными субъектами международного права, включая обязательства по гос гарантиям, предоставленным РФ.

(кредитные отношения - движение ссуженной стоимости(ссуженная стоимость, кредитор, заемщик)).

(долг и кредит понятия разные, кредит становится долгом когда наступает дата возврата).

Долговые обязательства - это категория отличающаяся:

1. По форме образования и обслуживания.

2. По объектам долговых отношений.

3. По срокам обязательств.

Основные формы долговых обязательств РФ:

1. Кредитные соглашения и договоры.

2. Государственные ценные бумаги.

3. Договоры о предоставлении гарантий. И тп

 

Основным фактором или условием, обуславливающим возникновение и рост гос долга является дефицит бюджета, а возникновение дефицита бюджета порождается временной неравномерностью развития экономической активности и чрезвычайными обстоятельствами.

Госкредит оказывает регулирующее воздействие на политику банков, общую денежную массу.

Сущность гос кредита свидетельствуют, что он совмещает и функции финансов и функции кредита, те:

1. Образование денежных фондов.

Означает привлечение средств с рынка ссудных капиталов в централизованные фонды государства на принципах возвратности, срочности и платности. При этом условием добровольного предоставления инвесторам своих средств в распоряжение государство служит обязательство заемщика, вернуть к определенному моменту времени сумму заимствования с процентами. Основным инструментом при этом являются государственные ценные бумаги, они выпускаются в виде срочных долговых обязательств. Государственные ценные бумаги считаются надежным финансовым инструментом со средним или низким уровнем доходности. В России наиболее распространенной формой госзаймов является облигация.

Гос облигация - это ценная бумага, являющаяся долговым обязательством государства, которая дает ее держателю право получить в определенный срок основную сумму долга и проценты.

Номинальная цена облигации устанавливается эмитентом и выражает сумму, полученную во временное пользование и подлежащую возврату с начисленными на нее процентами в оговоренный срок.

2. Использование денежных фондов.

Полагает необходимость возврата заемных средств, который осуществляется как за счет налоговых так и не налоговых доходов или за счет механизма рефинансирования.

Механизм рефинансирования - есть погашение задолженности по ранее выпущенным обязательствам с помощью средств полученных от размещения новых обязательств.

3. Контроль.

Определяет влияние на уровень ликвидности коммерческих банков, структуру платежеспособного спроса, темпы экономического роста и объем денежной массы в обращении.

Госкредит играет важную роль:

1. В перераспределении фин ресурсов. Когда происходит перераспределение капитала меж сферами производства и обращения.

2. В повышении эффективности использования средств.(изъятие свободных денежных ресурсов при кассовом разрыве)

3. В ускорении концентрации фин ресурсов. (за незначительный период времени аккумулируются ресурсы для покрытия прорех бюджета)

 

Последние три роли госкредита выражают функции присущие кредиту как таковому. Есть определенные сложности при оценки роли воз действия гос кредита на социально экономические процессы в обществе. Средства, использованные в качестве кредитных ресурсов, направляются на финансирование всех совокупности госрасходов и при этом они не приносят дополнительного дохода, а увеличивают "цену" бюджетных доходов государства, тк в последующем необходимо будет выплатить проценты за его использование.

#2. Механизм функционирования государственного кредита реализуется путем размещения госзаймов. Впоследствии эти займы приводят к появлению гос долга. В экономическом словаре государственный долг определяется как сумма задолженности по выпущенным и не погашенным госзаймам, сюда включаются начисленные по ним проценты.

Для полной классификации госзаймов необходимо учитывать расширенное понятие государственного долга - это сумма всех неоплаченных финансовых обязательств государства с учетом начисленных процентов, к определенному моменту времени.

Госдолг классифицируется по следующим признакам:

1. По месту размещения:

Внешние и внутренние.

Внешние - это займы у нерезидентов.

Внутренние - обязательства перед резидентами.

Резиденты это представители нашего государства и обеспечивающий свою деятельность в течение 183 дней в РФ, а также физические лица РФ.

2. По способу размещения и обращения:

Рыночные и нерыночные.

Рыночные - займы, оформленные в виде таких ценных бумаг, которые свободно обращаются и передаются после их первичного размещения на рынке. (70%)

Нерыночные - займы оформленные в фондовые инструменты, не имеющие фторичного фондового рынка. Такие займы выкупаются и вновь продаются правительству, их основная цель - это привлечение кредитных ресурсов мелких сбережений населения.

3. По сроку заимствования:

Краткосрочные(продолжительность обращения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5), долгосрочные (обращение свыше 5 лет).

4. По способу обеспечения возвратности заемных ресурсов:

Закладные и беззакладные.

Закладные - это займы возвратность которых обеспечивается конкретным залогом.

Беззакладные - займы оформленные в облигации и др обязательства не имеющие конкретного имущественного обеспечения.(На практике применяются чаще).

5. По уровню эмитента:

Федеральные, региональные и местные, те в зависимости от уровня к которому принадлежит госорган.

6. По форме выплаты дохода:

1)Процентные - доход по ним устанавливается в виде фиксированного процента от наминала (основная разновидность)

2)Дисконтные займы - доход по ним инвестор получает за счет приобретения долговых обязательств с дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости.

3)Выигрышные займы - доход по ним осуществляется на основе тиражей выигрыша (привлекательность таких займов меньше, тк доход по ним не всегда гарантирован)

4)Индексационные займы - доход по ним выплачивается по средствам индексирования номинальной стоимости первоначально приобретенных инвестором ценных бумаг.

7. По обязанности заемщика соблюдать сроки погашения:

Обязательства без погашения и с правом досрочного погашения.

Обязательства с досрочным погашением означает что заемщик имеет право на досрочный выкуп своих долговых обязательств.

8. По способу погашения:

Займы подлежащие оплате единовременно или займы подлежащие оплате частям.

Если погашение происходит частями, то есть три варианта оплаты:

1)Равными долями на протяжении установленного срока.

2)Погашение происходит увеличивающимися долями на протяжении всего установленного срока.

3)Погашение уменьшающимися долями на протяжении установленного срока.

9. По способу определения предлагаемого инвестору дохода:

Займы с постоянным фиксированным уровнем дохода или с переменным уровнем дохода.

С постоянным доходом - эмитенту заранее известна сумма обслуживания долга.

С переменным - зависит от изменения какого-либо экономического индикатора.(ставка по межбанковским кредитам).

10. По направлениям использования заемных средств:

Целевые(должны быть использованы для финансирования конкретных программ) и нецелевые (могут быть направлены на покрытие текущих расходов, на рефинансирование текущей задолженности).

 

#3. Управление государственным долгом это совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга. Цель управления госдолгом заключается в том, чтобы найти оптимальное соотношение между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

Принципы управления государственным долгом:

1. Безусловности (обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий)

2. Принцип единства учета (учет в процессе управления госдолгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федорганами власти, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.)

3. Единство долговой политики (обеспечение единого подхода в политике управления госдолга со стороны фед центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям)

4. Принцип согласованности (согласование интересов кредиторов и заемщика, в лице государства)

5. Снижение рисков (выполнение всех необходимых действий позволяющих уменьшить риск как кредитора так и инвестора)

6. Оптимальности (создание такой структуры гос займов, при которой выполнение обязательств по ним было бы сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало бы наименьшее отрицательное влияние на экономику страны)

7. Принцип гласности (предоставление достоверной и своевременной информации о параметрах займов всем заинтересованным пользователям)

 

В широком понимании управление госдолгом предполагает:

1. Формирование политики в отношении госдолга.

2. Определение основных показателей и предельных значений гос задолженности.

3. Установление основных направлений воздействия на микро- и макроэкономические показатели.

4. Выделение приоритетных направлений использования привлеченных ресурсов.

 

Определение политики в отношении госдолга, его верхний предел устанавливают законодательные органы власти, а оперативное управление им осуществляет исполнительная власть. В узком понимании управление госдолгом вкл в себя определение условий выпуска обращения и погашения конкретных государственных ценных бумаг. Кроме того сюда вкл регулирование состава и структуры совокупного гос долга при его неизменной величине.

 

Методы, обеспечивающие управление госдолгом:

1. Метод рефинансирования - погашение части госдолга за счет вновь привлеченных средств.

2. Конверсия - изменение доходности займа.

3. Консолидация - превращение части имеющийся задолженности в новую с более длительным сроком погашения.

4. Новация - соглашение между государством-заемщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора.

5. Унификация - решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов.

6. Метод отсрочки - консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам.

7. Метод дефолта - отказ государства от выплаты государственного долга.

 

Для того чтобы управлять госдолгом на госуровне должна быть сыормирована отлаженная система управления госдолгом, однако не всегда данная система может справлятся с различными изменениями в социально экономической и политической жизни государства. Для реагирования на меняющиеся условия всегда необходимо оценивать состояние долговых обязательств. Для этого в управлении госдолгом должны быть учтены следующие параметры:

1. Общий объем госдолга РФ.

2. Соотношение расходов на обслуживание госдолга и доходов госбюджета.

 

К 2015 году долговые обязательства РФ возрастут.

Для управления госдолгом необходимо усиливать госвлияние и контроль за госдолгом и стремиться к снижению зависимости госбюджета от складывающейся с заимствованиями ситуаций. Для этого необходимо:

1. Повышать эффективность госзаимствований.

2. Оптимизировать структуру госдолга.

3. Сокращать риски связанные с существованием заимствований.

4. Совершенствовать правовые основы управления госдолгом.

5. Создавать единую структуру, в полномочия которой будет входить управление госдолгом.

6. Разработать единую систему учета госдолга.

7. Создать единую централизованную систему анализа и управления рисками заимствований.

8. Разработать единую систему стратегического планирования госдолга.

9. Создать систему взаимодействия с денежно-кредитной и валютной политикой.

10. Разработать систему учета долговых обязательств региональных и муниципальных властей, а также заимствований негосударственного сектора экономки.

 

Кроме того, при управлении госдолгом необходимо разграничивать полномочия различных органов госвласти, управляющих госдолгом, и разработать порядок их взаимодействия.

 

Президент устанавливает основные приоритеты бюджетной политики на краско и среднесрочную перспективы. Фед собрание устанавливает в законе о фед бюджете верхний предел госдолга. Правительство РФ организует систему оперативного управления госдолгом и утверждает источники и параметры заимствований. ЦБ РФ согласует вопросы политики управления госдолгом с денежнокредитной и валютной политикой. Минфин осуществляет заимствования от имени правительства и реализует правительственную долговую стратегию.

Министерство эк развития и торговли анализирует эффективность проектов источниками финансирования которых являются внешние займы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 984; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.