Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Основы бюджетного процесса




#1.

Тема№3: Государственный бюджет.

1. Социально экономическая сущность и основные черты гос бюджета.

2. Состав и структура расходов федерального бюджета.

3. Состав и структура доходов гос фед бюджета. Налоговая система России.

(проанализировать на семинаре)

Центральным звеном системы государственных финансов является государственный бюджет. Это понятие составляет совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны. Величина этого фонда зависит от ряда факторов:

1. Уровня развития экономики.

2. Методов хозяйствования на предприятиях.

3. Решаемых обществом экономических и социальных задач.

В составе бюджетного фонда создаются резервы, функционирующие в специфических фондах. По экономической сущности, государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода и частично и национального богатства в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование экономики, социально культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Государственный бюджет объединяет главные доходы и расходы государства, представляет собой единство таких финансовых категорий как налог, государственный кредит, государственные расходы в их действии, те через бюджет ося постоянная мобилизация ресурсов и их расходование (здесь идет централизация аккумулированных ресурсов). Централизация средств в бюджете имеет важное экономическое и политическое значение, тк мобилизуемые доходы служат главным орудием для реализации намеченных государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны.

Формально бюджет представляет собой роспись доходов и расходов, он способствует формированию рациональной структуры общественного производства. Улучшению пропорций и более эффективному использованию государственных средств. Через бюджет перераспределяется значительная доля дохода, создаваемого на предприятиях различных форм собственности.

К особенностям бюджета можно отнести:

1. Он является особой экономической формой перераспределительных отношений, обусловленной обособлением части национального дохода в руках государства с целью использования ее на удовлетворение потребностей всего общества и отдельных его территориальных образований.

2. С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода между видами экономической деятельности, между субъектами страны, между сферами общественной деятельности.

3. Пропорции бюджетного перераспределения в большей мере, чем у других звеньев системы определяются потребностями расширенного воспроизводства и задачами, стоящими перед обществом на конкретном этапе его экономического развития.

4. Область государственного бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением государственного бюджета по отношению к другим финансовым звеньям.

Функции, выполняемые бюджетом:

С точки зрения экономической категории

1. Перераспределительная. - происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

2. Контрольная. - становится возможный определить насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств и эффективно ли они используются.

 

Основными функциями государственного бюджета как основного финансового плана государства, утверждаемого законодательным органом власти с экономико-законодательной точки зрения являются:

1. Перераспределение НД и ВВП.

Через госбюджет перераспределяется до 40% доходов, он широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производите

льных сил, подъема экономики, культуры на всей территории России, те в процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованным и децентрализованными фондами денежных средств определяется размер финансовых ресурсов, концентрируемых в финансовых планах предприятий, а также степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы, а прежде всего федерального бюджета.2. Государственное регулирование и стимулирование экономики.

Через расходы и налоги бюджет выступает главным инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиций и повышения эффективности производства.

3. Финансовое обеспечение социальной политики.

Важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств, те в социальной политике основными приоритетами выступает поддержка наименее защищенных слоев населения, а также на функционирование учреждений здравоохранения, образования, культуры, на решение жилищных проблем.

4. Контроль над образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Контроль за финансово хозяйственным состояние экономике осуществляется в процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета. В условиях рынка контроль усиливается, тк на государство ложится большая ответственность.

 

В итоге, функции госбюджета проявляются в процессе человеческой деятельности и осуществляются на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач. На основе бюджетного механизма можно практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики и стимулирования производственных и социальных процессов. Роль бюджета в социально-экономическом развитии бюджета определяется посредством воздействия через бюджет на развитие экономики и социальной сферы, с его помощью государство перераспределяет национальный доход, изменяет структуру общественного производства, влияет на результаты хозяйствования и осуществляет социальные преобразования. При этом государство применяет различные формы прямого и косвенного воздействия на экономику:

1. Субсидирование организаций и предприятий. (разобрать на семинарах субвенция, дотация, трансферт, кредит)

2. Государственные инвестиции.

3. Бюджетное финансирование.

Что в конечном итоге влияет на изменение народно-хозяйственных пропорций. Через бюджетный механизм государство целенаправленно влияет на темпы и пропорции развития общественного производства через маневрирование поступающими в распоряжение государства денежными средствами.

Бюджет должен быть реальным, те доходы и расходы должны соотносится между собой.

Виды состояний бюджета:

профицит - превышение доходов над расходами.

дефицит- превышение расходов над доходами.

первоначальный профицит - превышение доходов над расходами, но без учета расходов на обслуживание госдолга

нулевой дефицит - равенство доходов и расходов.

 

#2. Расходы федерального бюджета классифицируются по следующим признакам или критериям:

1. По своей роли в процессе воспроизводства:

1- связанные с финансированием материального производства.

2-связанные с содержанием непроизводственной сферы.

2. По функциональному назначению:

1-на финансирование народного хозяйства.

2-социально культурных мероприятий.

3-оборону страны.

4-на содержание аппарата управления.

5-на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности.

6-на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу.

7-по обслуживанию госдолга.

Каждая из этих групп делится по ведомственному признаку.

3. По временному критерию:

1-капитальные. в долгосрочном периоде.

2-текущие.

 

В условиях перехода к рынку структура расходов федерального бюджета претерпевает существенные изменения, как правило, резко сокращаются расходы на народное хозяйство, но в то же время финансирование отдельных видов экономической деятельности или госпрограмм продолжает иметь большое значение. Таким образом, расходы госбюджета это экономические отношения возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Расходы удовлетворяют общегосударственные потребности.

Осуществление расходов бюджета происходит путем бюджетного финансирования.

Принципы бюджетного финансирования:

1. Достижение максимального эффекта при минимуме затрат.

2. Целевой характер использования бюджетных ассигнований.

3. Предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований.

(постепенное расходование).

4. Безвозвратность бюджетных ассигнований.

На ряду с бюджетным финансированием применяется бюджетное кредитование. Как правило кредитуются те субъекты хозяйствования, которые задействованы в реализации госпрограмм (социальные или экономические).

Ставка, условия более лояльные или мягкие. Данные кредиты выдаются по специальным распоряжениям правительства РФ на выполнение целевых программ развития общества. Иногда происходит списание кредита. До сих пор при бюджетном финансировании еще сохранились недостатки:

1. Бюджетные средства используются недостаточно эффективно.

2. Нередко допускается нецелевое расходование бюджетных средств.

3. Не решаются многие проблемы соцполитики.

4. На должном уровне не организовано перераспределение расходов в пользу социально незащищенных слоев населения.

5. Продолжается списание долгов в разных секторах экономики.

 

Основные задачи в области госрасходов:

1. Повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс в целом.

2. Обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медобслуживание и образование.

3. Усиление контроля за использованием бюджетных средств.

#3. Доходы бюджета служат финансовой базой государства, а расходы -удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе образования бюджетного фонда страны. Доходы бюджета формируются на налоговой и неналоговой основах, а также за счет безвозмездных перечислений. Мин составляющая налога в бюджете - 75%. Налоги представляют собой часть национального дохода, мобилизуемая во все звенья бюджетной системы. Налоги это обязательный индивидуальный безвозмездный платеж взимаемый с юридических и физических лиц в пользу государства для выполнения им его функций. Все условия уплаты налога заранее установлены законом и четко прописаны. К налоговым платежам относят установленные государством налоги и сборы(ндс, на прибыль, имущественный, госпошлина)

Элементы налога:

1. Налогоплательщик - субъект.

2. Объект - доход, земля, деятельность.

3. Налоговая ставка. - это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Виды ставок: процентная и адвалорная (ставка таможенной пошлины, начисляемая в процентах к таможенной стоимости облагаемого товара). бывают регрессивная(процентная ставка налога, которая уменьшается, при увеличении стоимости налоговой базы) и прогрессивная.

4. Налоговый период. Это период, по истечению которого налог полностью рассчитывается и перечисляется в бюджет.

5. Налоговая база. Это стоимостная или физическая характеристика объекта налогообложения.

6. Налоговые льготы при их наличии.

Налоговая система – это совокупность налога, действующих на территории страны, а также методы и принципы построения налогов.

Виды налоговой политики:
1. По масштабности и долговременности целей и задач следует различать: стратегическую (обычно долговременную, на срок от 3 и более лет) и тактическую (от 1 года до 3 лет) составляющие общей налоговой политики. Стратегия и тактика должны дополнять и развивать друг друга. Если тактические задачи постоянно меняются, не будучи до конца решенными, и противоречат общей налоговой стратегии, то вряд ли можно ожидать от такой налоговой политики сколько-нибудь значимого положительного результата (эффекта).

2. В зависимости от приоритетов общей целевой направленности мер в области управления налоговым процессом необходимо выделять следующие разновидности налоговой политики:

· фискальную;

· регулирующую;

· контрольно-регулятивную;

· комбинированную (равновесную).

 

Фискальный тип налоговой политики характеризуется тем, что во главу угла ставится приоритет максимально возможного увеличения доходов в ущерб или без учета стратегических интересов экономики страны, регионов и налогоплательщиков. Разновидностью такой политики является политика «высоких налогов» с присущими ей большим количеством налогов и сборов, высокими налоговыми ставками и сверх предельным налоговым бременем, минимумом налоговых льгот, «ножницами» бремени начисленных и уплаченных налогов и т. п.

· В регулирующей налоговой политике акцент делается на усиление регулирующей роли налогов (зачастую в ущерб должной реализации их фискального потенциала). Такой политике присущи чрезмерное увлечение налоговыми льготами, льготными экономическими зонами и налоговыми режимами, слабость налогового контроля, установление ставок налогов на уровне, не обеспечивающем минимальные потребности государства в финансовых ресурсах и т. д.

 

· Контрольно-регулятивная политика в чистом виде встречается крайне редко и обусловлена, как правило, либо слабостью выполнения налогами фискальной и регулирующей функций, либо длительностью проведения государством жесткой политики «высоких налогов», влекущей за собой массовое уклонение предприятий и граждан от уплаты налога и уход легальной экономики в «тень». Не меняя по сути элементов налогового процесса, государство пытается возместить фискальные и экономические потери репрессивными контрольными мерами, штрафами, прочими санкциями. Целью налогового контроля становится не создание условий для нормального функционирования налогового процесса и предотвращения налоговых правонарушений, а поиск виновных и максимально возможный сбор штрафов, все более принимающих характер стабильного и существенного источника государственных доходов.

 

· Все три названных типа налоговой политики имеют существенные
недостатки, которые видны без дополнительных комментариев. Поэтому эффективной, сбалансированной обычно является только комбинированная налоговая политика (стратегия и тактика), нацеленная на максимальную реализацию в комплексе всех функций налогов. Такую политику можно назвать еще равновесной налоговой политикой, направленной на обеспечение ценового, фискального, регулирующего и контрольно-регулятивного равновесия функций налогов и интересов государства и налогоплательщиков.

 

· Комбинированная (равновесная) налоговая политика ориентирована на создание условий для стабильного и равномерного обеспечения бюджетной системы налоговыми доходами и их увеличения за счет роста легальных объемов производства, потребления и доходов, активизации инвестиционной деятельности и эффективного функционирования системы налогового контроля на основе оптимизации ставок основных налогов и налогового бремени, рационализации состава и структуры налоговой системы, налоговых льгот и налоговых санкций, повышения уровня собираемости налогов и снижения задолженности по расчетам с бюджетом.

3. В зависимости от стратегической направленности государственного регулирования следует различать стимулирующую и сдерживающую налоговую политику. Последний тип налоговой политики возможен для стран с развитой рыночной экономикой в периоды, когда возникает необходимость предотвращения кризиса перепроизводства и установления в этой связи более жестких налоговых режимов. Для стран, находящихся в условиях стагфляции, речь может идти только об эффективной стимулирующей политике.

4. По территориальному признаку налоговую политику условно можно разделить на федеральную, региональную и местную. Условно потому, что в настоящее время региональные, а особенно местные, органы власти в России не обладают пока еще соответствующими налоговыми правами и полномочиями, достаточными для проведения самостоятельной налоговой политики. Возможно, что в ближайшей перспективе ситуация изменится в этой области. Однако за федеральным центром останется прерогатива разработки основных направлений налоговой стратегии и тактики, в рамках которых регионы и муниципалитеты должны строить свою налоговую политику, что необходимо для соблюдения и укрепления принципа единства налогового пространства и налоговой политики на территории всей страны.

5. По признаку узкой специализации выделяют в отдельные виды инвестиционную и социальную налоговую политику, таможенную политику и политику в области применения специальных налоговых режимов, политику налогового регулирования доходов, и т. д.

Задачи налоговой политики:

· установление оптимальных ставок основных налогов, приведение в количественное равновесие ставок совокупных налоговых начислений на оплату труда с оптимальной ставкой налога на прибыль;

· переход на принципиально новый механизм исчисления и уплаты социального налога на базе выручки от реализации, а накопительных пенсионных платежей, выделенных из действующего единого социального налога, – на базе расходов на оплату труда работников, с целью стимулирования предприятий в легализации личных доходов;

· создание рынка прав на загрязнение окружающей среды и повышение значимости налогов штрафного типа за нерациональное природопользование, как важнейшего элемента такого рынка;

· снятие ограничений с налоговых льгот инвестиционного характера, включая инвестиционный налоговый кредит, связанных с развитием производства, прикладной науки и техники; установление налоговых льгот по лизингу в производственной и научно- технической сфере;

· переход от порядка применения ставки 0 % к порядку простого освобождения от НДС экспорта природного сырья и продуктов его первичной переработки с целью борьбы с «лжеэкспортом» и предотвращения потерь доходов бюджета;

· с целью увеличения поступлений по налогу на доходы физических лиц и других налоговых начислений на оплату труда, а также проведения в жизнь социальной политики законодательно установить на федеральном и региональных уровнях достойный (реальный) уровень минимальной оплаты труда наемных работников, соответствующий научно обоснованному объему «потребительской корзины»;

· принятие мер по упорядочению таможенного регулирования, препятствующих утечке капитала за границу, ущемлению интересов отечественных предприятий.

 

 

Налоговая система – совокупность налогов, действующих на территории страны, а также методы и принципы построения налогов.

Функции налога:

· Фискальная – состоит в возможно большей мобилизации средств в бюджетную систему.

· Регулирующая – означает, что благодаря налогам государство может вмешиваться в процесс воспроизводства и влиять на процессы накопления капитала, ускорения его концентрации и централизации на платежеспособный спрос населения, на сглаживание экономического цикла и т.д.

По способу изъятия налогов:

ü Прямые – из прибыли, налога, выплачиваются налогоплательщиком непосредственно.

ü Косвенные - налоги на потребление, которые включаются в стоимость товара или услуги и накладываются на носителя налога.

По уровню управления (НК ст.13-15)

ü Федеральные

ü Региональные

ü Местные

(Классификация налогов по управлению см. напечатанную таблицу)

 

Налоги вводятся либо субъектом федерации, либо муниципалитетом, поэтому налоги делятся по уровню управления.

 

Бюджетное устройство предполагает наличие разных уровней в бюджетной системе. Бюджетная система РФ состоит из трех уровней:

1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

2. Бюджеты субъектов РФ.

3. Местные бюджеты.

 

Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней. Бюджетное устройство представляет собой организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетная система - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

 

В унитарных государствах бюджетная система включает два уровня - это гос бюджет и местные бюджеты, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.

В федеративных государствах - это три уровня.

Бюджетное устройство РФ основывается на следующих принципах:

1. Единства. -обеспечивается единой правовой базой формирования бюджета и использованием единой бюджетной классификации, форм бюджетной документации, принципами бюджетного процесса и единой социально экономической и налоговой политикой.

2. Полноты. -означает, что в каждом звене бюджетной системы доходы и расходы должны отражаться в полном объеме.

3. Достоверности. - реалистичность бюджетных показателей.

4. Прозрачности. -те открытости требует обязательной публикации, утвержденных бюджетов, а также отчетов об их исполнении, это открытость для СМИ и общества.

5. Самостоятельности бюджетов, входящих в бюджетную систему. - обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом самостоятельно определять направление и эффективность их использования.

Наиболее полного влияния теребует понятие бюджетного федерализма - бюджетные взаимоотношения центра и региона.

В соответствии с Российским законодательством доходная часть бюджетов субъектов РФ должна состоять из собственных доходов, межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов.

ФЕДЕРАЛИЗМ БЮДЖЕТНЫЙ — распределение денежных доходов и расходов страны между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов федерации и муниципальными бюджетами с учетом источников поступлений средств и расходов для удовлетворения потребностей федерального, субфедерального и муниципального уровней.

 

В федеральном законодательстве для взаимодействия бюджетов разных уровней предполагается использование и применение различных регуляторов.

Дотации - это межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений или условий их использования.

Межбюджетные трансферты предоставляются в форме дотаций, субсидий и субвенций и иных безвозмездных и безвозвратных перечислений из одних бюджетов другим бюджетам бюджетной системы РФ, а также в форме бюджетных кредитов.

Субсидии - это межбюджетные трансферты, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Субвенция - это межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной основе на осуществление определенных целевых расходов.

Бюджетные кредиты - это предоставление на платной и возвратной основе денежных средств, бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектам РФ или местным бюджетным фондам предоставляются, как правило, на срок до 1 года в объемах и в порядке, предусмотренных условиями выделения бюджетных ассигнований, которые утверждаются федеральным законом, законами субъектов РФ в бюджетах на очередной финансовый год и плановый период, и в соответствии с нормативными правовыми актами исполнительных органов власти.

 

 

Главной формой бюджетного планирования является бюджетный процесс.

Бюджетный процесс - это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участником бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Содержание бюджетного процесса определяется государственным и бюджетным устройством станы, а также бюджетными правами, соответствующих органов власти и юридических лиц.

Бюджетный процесс строится в соответствии с бюджетным кодексом РФ в котором определены участники бюджетного процесса, их полномочия, порядок составления проектов бюджета, его рассмотрения и утверждения и определены основы исполнения бюджета.

Общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, основы бюджетного процесса в РФ, а также основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства также устанавливаются бюджетным кодексом. Бюджетный процесс охватывает следующие стадии:

1. Составление проектов бюджета.

2. Рассмотрение и утверждение бюджетов.

3. Исполнение бюджетов.

4. Составление отчета об исполнении бюджетов и их утверждение.

Согласно бюджетному кодексу РФ участниками бюджетного процесса являются:

1. Президент РФ.

2. Высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования.

3. Законодательные (представительные) органы гос власти и представительные органы местного самоуправления.

4. Исполнительные органы гос. власти, исполнительные органы муниципальных образований.

5. ЦБ РФ.

6. Органы гос (муниципального) финансового контроля.

7. Органы управления гос внебюджетными фондами.

8. Распорядители бюджетных средств.

9. Администраторы доходов бюджета.

10. Администраторы источников финансирования дефицита бюджета.

11. Получатели бюджетных средств.

 

Органы представительной власти рассматривают, утверждают и контролируют исполнение федерального бюджета. Органы исполнительной власти составляют и исполняют бюджеты и представляют отчеты об их исполнении.

Банк РФ разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов и выполняет функции генерального агента по государственным ценным бумагам.

Органы гос контроля контролируют исполнение бюджетов и государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов бюджетов и целевых программ.

Главный распорядитель бюджетных средств распределяет бюджетные средства по получателям и распорядителям, а также утверждает сметы доходов и расходов, составляет бюджетную роспись (- документ о поквартальном распределении доходов и расходов и источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований меж получателями бюджетных средств), контролирует целевое использование бюджетных средств, их возврат и представляет сводный отчет об исполнении бюджета, выступает в суде от имени казны РФ.

Распорядитель бюджетных средств распределяет средства по подведомственным получателям, составляет бюджетную роспись, утверждает сметы доходов и расходов бюджетных учреждений и контролирует использование бюджетных средств.

Получателями бюджетных средств являются бюджетные учреждения, гос и муниципальные унитарные предприятия, а также другие организации и кредитные организации, выполняющие отдельные операции с бюджетными средствами.

 

Рассмотрим сущность бюджетного процесса на примере федерального бюджета:

Составление проекта федерального бюджета осуществляется правительством российской федерации. Это составление основывается на:

1. Бюджетном послании президента

2. Прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории.

3. На основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

Проект бюджета составляется в целях финансового обеспечения, расходных обязательств в соответствии с положениями бюджетного кодекса. Он составляется и утверждается сроком на три года, те очередной финансовый год и плановый период.

Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются объем и темп роста ВВП, уровень инфляции в очередном финансовом году.

Бюджетное послание президента РФ направляется федеральному собранию не позднее марта года предшествующего очередному финансовому году. В этом послании определяется бюджетная политика РФ на очередной фин год и плановый период.

Составление проектов бюджетов - это исключительная прерагатива правительства РФ, высших исполнительных органов власти субъектов РФ и мествных администраций муниципальных образований.

Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют министерство финансов, финансовые органы субъектов рф и муниципальных образований.

Порядок и сроки составления проекта фед бюджета устанавливаются правительством РФ в соответствии с требованиями БК.

Согласование показателей прогноза социально экономического развития РФ бюджетных проектировок на очередной финансовый год и плановый период и показателей сводного финансового баланса РФ осуществляется комисией согласно утвержденному порядку и создаваемой правительством.

Внесение проекта министерством финансов осуществляется не позднее пятнадцати дней до дня внесения проекта закона в гос думу.

В законе о бюджете должны содержатся основные характеристики бюджета:

1. Общий объем доходов бюджета, расходов бюджета, его дефицит или профицит.

2. Нормативы распредесления доходов между бюджетами бюджетной системы РФ в случае если они не установлены бюджетным законодательством.

 

Законом о бюджете устанавливаются:

1. Перечень главных администраторов доходов бюджета.

2. Перечень главных администраторов, источников финансирования дефицита бюджета.

3. Распределение бюджетных ассигнований по разделам, под разделам, целевым статьям и видам расходов, классификаций расходов бюджета в ведомственной структуре расходов на очередной финансовый год и плановый период.

4. Общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств.

5. Объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетови или предоставляемых другим бюджетам бюджетной системы рф в очередном финансовом году и плановом периоде.

6. Общий объем условно утверждаемых или уже утвержденных расходов в случае утверждении бюджета на очередной финансовый год и плановый период на первый год планового периода в объеме не менее 2,5 % общего объема расходов бюджета и на второй плановый год в объеме не менее 5 % общего объема расходов бюджета.

7. Источники финансирования дефицита бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

8. Верхний предел гос и муниципального внутреннего долга и или гос внешнего долга по состоянию на 1.01 года следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода с указанием в том числе верхнго предела долга по гос и муниципальным гарантиям.

9. Иные показатели фед бюджета, бюджета субъектов РФ и местного бюджета.

 

В случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период проект закона о бюджете утверждается путем изменения параметров планового периода утвержденного бюджета и добавления к ним параметров второго года планового периода проекта бюджета. В законе о бюджете может быть предусмотрено использование дохода бюджета по отдельным видам неналоговых доходов, предлагаемых к введению, начиная с очередного финансового года сверх соответствующих бюджетных ассигнований и общего объема расходов бюджета(на цели по закону).

Одновременно с проектом закона о бюджете в законодательный орган представляются:

1. Основные направления бюджетной и налоговой политики.

2. Предварительные итоги соц эк развития соответствующей территории за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги за текущий фин год.

3. Прогноз социально экономического развития соответствующей территории.

4. Прогноз основных характеристик консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной фин год и плановый период, либо проект среднесрочного фин плана.

5. Пояснительная записка к поекту бюджета.

6. Методики и расчеты распределения межбюджетных трансфертов.

7. Верхний предел гос или муниципального долга на конец очередного фин года и конец каждого планового периода.

8. Проект программы гос внутренних заимствований на очередной фин год и плановый период.

9. Проект программы гос внешних заимствований.

10. Проект программ гос гарантий.

11. Оценка ожидаемого исполнния бюджета на текущий финансовый год.

12. Иные документы и материалы.

 

Затем правительство РФ вносит на рассмотрение и утверждение в гос думу поект федерального закона о федеральном бюджете не позднее 1 октября текущего года. Этим проектом предусматривается уточнение показателей утвержденного федерального бюджета планового периода и утверждение показателей второго года планового периода, составляемого бюджетом.

Одновременно с поектом фед закона о фед бюджете правительство РФ вносит в гос думу проект следующих фед законов:

1. О бюджетах гос внебюджетных фондов.

2. О страховых тарифах на обязательное соц страхование от несчастных случаев на производстве и проф заболеваний.

 

ЦБ РФ не позднее 1 октября текущего года представляет в гом думу проект основных направлений единой государственной и денежно-кредитной политики на очередной фин год и плановый период. Предвариельно указанный проект направляется президенту РФ и в правительство.

Данный проект считается внесенным в срок если он доставлен в гос думу до 24 часов 1 октября текущего года. Одновременно этот законопроект представляется президенту РФ. В течение суток со дня его внесения в гос думу совет гос думы или председатель гос думы (когда речь идет о периоде парламентских каникул) направляет его в комитет гос думы (комитет по бюджету) для подготовки заключения о соответствии представленных документов установленным требованиям. Либо совет, либо председатель гос думы на основании заключения комитета по бюджету принимает решение о том что проект принимается к рассмотрению гос думой, либо подлежит возвращению в правительство на доработку (сложности соответствия требованиям (БК)). Доработанный законопроект со всеми документами должен быть предоставлен в гос думу правительством в десятидневный срок и рассмотрен советом гос думы или председателем. Проект закона в течение трех дней направляется либо советом либо председателем другим субъектам права законодательной инициативы, а также в комитеты гос думы для внесения замечаний и счетную палату на заключение.

Совет гос думы или председатель направляет проект в комитет по бюджету и определяет комитеты - соисполнители по рассмотрению отдельных вопросов проекта федерального бюджета (либо разделы, либо подразделам). Комитеты-соисполнители при рассмотрении основных характеристик фед бюджета - это комитет ответственный за рассмотрение прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и плановый период.

Гос дума рассматривает проект о фед бюджете в трех чтениях. В первом чтении в течении двадцати дней со дня его внесения в гос думу правительством РФ, во втором чтении в течение двадцати пяти дней со дня его принятия в первом чтении, в третьем чтении в течение десяти дней со дня принятия законопроекта во втором чтении. Принятый гос думой фед закон о фед бюджете в течение пяти дней со дня его принятия (одобрения) передается на рассмотрение совета федерации. Далее одобранный советом федерации фед закон о фед бюджете в течение пяти дней со дня его одобрения направляется президенту для подписания и обнородования.

В случае отклонения советом федерации федеральный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. Данная комиссия в течение десяти дней выносит на повторное рассмотрение гос думы согласованный фед закон, тогда гос дума повторно рассматривает фед закон в одном чтении, принятый в результате повторного рассмотрения закон снова передается в совет федерации.

 

Исполнение фед бюджета обеспечивается правительством РФ высшим исполнительным органом гос власти субъекта РФ и местной администрацией муниципального образования.

Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписа и кассового плана.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

1. Зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему РФ (все это происходит согласно бюджетной классификации доходов).

2. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм(и процентов) за несвоевременное осуществление возврата и процентов или начисленных на излишне взысканные суммы.

3. Зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством РФ.

4. Уточнение администратором доходов бюджета, платежей в бюджеты бюджетной системы РФ.

5. Перечисление федеральным казначейством средств с единых счетов, соответствующих бюджетов на соответствующие счета федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы.

Исполнение бюджета по расходам предусматривает:

1. Принятие бюджетных обязательств.

2. Подтверждение денежных обязательств.

3. Санкционирование оплаты денежных обязательств.

4. Подтверждение исполнения денежных обязательств.

 

Финансовый контроль осуществляют министерство финансов РФ, федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, главные распорядители, распорядители бюджетных средств. А отчет об исполнении бюджета проверяется контрольными органами. Если исполнение бюджета не соответствует закону, то законодательный орган имеет право отклонить отчет об исполнении бюджета и обратиться в прокуратуру для привлечения к ответственности виновных должностных лиц.

При рассмотрении отчета об исполнении фед бюджета гос дума заслушивает:

1. Доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета.

2. Доклад председателя счетной палаты о заключении счетной палаты на годовой отчет об исполнении фед бюджета.

По предложению председателя гос думы или по собственной инициативе ген прокурор РФ, председатель конституционного суда РФ, председатель высшего арбитражного суда и председатель верховного суда РФ могут выступить или представить доклады с анализом рассмотренных в течение отчетного фин года дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства. По результатам рассмотрения годового отчета об исполнении фед бюджета, гос дума либо принимает, либо отклоняет федеральный закон об исполнении фед бюджета не позднее 1 октября текущего года.

Неисполнение, либо ненадлежащее исполнение установленного бюджетным кодексом порядка, составление и рассмотрение проектов бюджета, утверждение бюджета, исполнения и контроля за исполнением бюджетов признается нарушением бюджетного законодательства. Оно влечет применение к нарушителю мер принуждения.

Основные меры применяемые к нарушителям бюджетного законодательства:

1. Предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджета.

2. Блокировка расходов.

3. Изъятие бюджетных средств.

4. Приостановление операций по счетам в кредитных организациях.

5. Наложение штрафа.

6. Начисление пени.

7. Иные меры в соответствии с БК и другими Фед законами.

Основания применения мер принуждения:

1. Неисполнение закона (решения о бюджете).

2. Нецелевое использование бюджетных средств.

3. Неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств.

4. Неполное перечисление...

5. Несвоевременное перечисление бюджетных средств...

6. Несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств.

7. Несвоевременное представление отчетов и других сведений связанных с исполнением бюджета.

8. Несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях.

9. Несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о лимитах бюджетных обязательств.

10. Несоответствие бюджетной росписи закону о бюджете.

11. Несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему РФ.

12. И тд.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.194 сек.