Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Междисциплинарные связи психологии с другими дисциплинами




Психология возникла много веков назад в недрах философии как ее составная часть. По происхождению и основным понятиям психология тесно связана с философией. Некоторые разделы философии, например, теория познания, изучают закономерности процесса познания и основные его этапы, связанные с психическими процессами. Этика, как учение о нравственности, научном понимании добра и зла опирается на знания о личности, об эмоциях и чувствах. Эстетика – учение о прекрасном, его объективных законах и субъективных факторов, которые заключаются не только в искусстве, но и в природе, человеке, тесно связана с психологией личности. Более того, основной вопрос философии о том, что первично – материя или сознание – по своему существу является также психологическим. Психология тесно связана с педагогическими науками по своим целям: оптимальная реализация возможностей человека, его формирование, воспитание.

Задача сохранения психического здоровья человека связывает психологию с медицинскими науками: психогигиеной, неврологией, психиатрией, педиатрией, общей терапией и др.

В познании человека психология тесно связана с естественными науками: анатомией, общей физиологией и физиологией ВНД, биофизикой, биохимией, эндокринологией, генетикой, эмбриологией и т.д.

Специфика психологии определяется тем, что она изучает человека не как исторический или биологический вид, она изучает человека как личность. Главной задачей психологии является целостное знание о человеке.

Становление предмета общей психологии.

Структура психологии и ее задачи.

Современная психология находится в состоянии непрерывного и бурного развития, что характерно для молодой науки. В настоящее время насчитывается более сорока отраслей и направлений. Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин. Центральное место в ней занимает общая психология. Общая психология – это фундамент всего психологического знания, она изучает общие законы организации и функционирования психики, разрабатывает методологию и теории психологии.

Предмет общей психологии – психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.

Психические явления принято разделять на 3 основных класса:

1. психические процессы

2. психические состояния

3. психические свойства личности

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Психические процессы обладают определенными динамическими характеристиками, к которым прежде всего относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. На основе психических процессов формируются определенные состояния, формируются знания, умения и навыки. В свою очередь психические процессы принять разделять на 3 группы:

1. познавательные

2. эмоциональные

3. волевые

К познавательным психическим процессам относятся психические процессы связанные с восприятием и переработкой информации (процессы ощущения, восприятия, представления, памяти, воображения, мышления, речи и внимания). Благодаря данным психическим процессам человек получает сведения об окружающем мире и о себе.

В рамках эмоциональных психических процессов рассматривают такие психические явления, как аффекты, эмоции, чувства, настроения и эмоциональный стресс.

Волевые психические процессы наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением.

Иногда выделяют четвертую группу психических процессов – неосознаваемые процессы – это процессы, которые протекают вне контроля со стороны сознания.

Психические процессы тесно связаны между собой и выступают в качестве первичных факторов формирования психических состояний человека. Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. К ним относят такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние. Они, как и психические процессы имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. Психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать или тормозить деятельность.

Психические свойства личности характеризуются большей устойчивостью и большим постоянством. Под данными свойствами принято понимать наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер. Уровень развития этих свойств, а также особенности развития психических процессов и преобладающие психические состояния определяют неповторимость человека, и его индивидуальность.

Таким образом, задачей психологии является исследование психических явлений.

Среди многочисленных проблем, которые стоят перед современной психологией, выделяют две кардинальные:

- реализация в теории и практике целостного подхода к человеку: как к индивиду, как к социальному существу, как к объекту экологии, как к саморегулирующейся личности, что предполагает ориентацию на развитую систему самовоспитания.

- ориентация на уникальную, творческую личность. Здесь на передний план выходит такая отрасль науки, как акмеология (психология высших достижений), поскольку как никогда наше общество нуждается в творческих людях.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.