КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2. Отрасли психологии. Методы психологии
Основные отрасли психологии. Классификации отраслей психологии. Междисциплинарные связи с другими дисциплинами. Основные методы психологии. Классификация методов психологии Б.Г.Ананьева. Основные термины и понятия: отрасль, дисциплина, наука, эксперимент, беседа, наблюдение, тестирование, опрос, анкетирование.
В настоящее время психология – сложная, разветвленная система наук. Каждая входящая в эту систему отрасль науки представляет собой относительно самостоятельное развивающееся направление, имеющее свой предмет и использующее свои методы. Основной базисной отраслью психологии является общая психология. Если в основу классификации отраслей психологии положить ее принципы, то получим следующую классификацию отраслей. 1. По принципу деятельности: психология труда, военная, педагогическая, спортивная, инженерная, клиническая, юридическая, искусства, авиационная, науки, космическая и др. 2. По принципу развития: возрастная, сравнительная, зоопсихология, этология, патопсихология, психогенетика и др. 3. По принципу отношения личности и общества: социальная, политическая, экологическая, экономическая, личности, управления. Некоторые отрасли возникли на стыке психологии и биологии: психофизиология, нейропсихология, дифференциальная психология и др. Научную психологию условно можно разделить также на фундаментальную, прикладную и практическую. Фундаментальную психологию интересуют основополагающие проблемы психики, теоретический аспект этих проблем и их эмпирическая проверка (общая психология, психофизиология, социальная психология, психология развития). Она стремится к получению и обобщению новых знаний. Прикладная психология также стремится к получению новых знаний, но приоритет отдает изучению психических явлений в естественной обстановке и использованию полученных в фундаментальной науке знаний в конкретных ситуациях и условиях (эргономика, психология рекламы, психология менеджмента, организационная психология, юридическая психология и др.). Практическая психология решает на научной основе конкретные задачи, возникающие в реальной жизни и деятельности людей и коллективов, а получение нового знания является, как правило, необязательным приложением. Практическая психология – особый вид деятельности психолога, который предполагает получение психологической информации о конкретном человеке или группе людей, анализ этой информации на основе знаний, полученных в фундаментальной или прикладной психологии, разработку и реализацию воздействия на них с целью изменения или измерения их проведения. Направления практической психологии связаны с решаемыми задачами. Так, психолог может содействовать: в достижении некоторой более общей непсихологической цели (психолог на предприятии, психолог в образовательных, медицинских учреждениях), в достижении чисто психологических задач. Это психотерапия, то есть лечение при помощи психологического воздействия; психологическое консультирование, цель которого оказание помощи практически здоровым людям в разрешении их жизненных проблем; психодиагностика, основной задачей которой является психологическое обследование и составление психологического портрета, отражающего индивидуальность человека; психокоррекция – восстановление психических функций, а также устранение или компенсация психических аномалий развития с помощью восстановительного обучения. Практическая психология включает разделы: психопрогностику, психодиагностику, психокоррекцию и психопрофилактику. Для современной психологии характерны два встречных процесса: процесс дифференциации, порождающий значительную развлетвленность отраслей психологии, и интеграции («стыковка» со смежными науками и объединение отраслей внутри психологии). В результате дифференциации разные ветви психологии часто тяготеют к разным смежным наукам (социологии, технике, зоологии, медицине), однако существенно отличаются от них, хотя и сохраняют общий предмет исследования. Интеграция проявляется в стыковке, например, психологии с техникой (через инженерную психологию), с педагогикой (через педагогическую психологию) и пр. Такие отрасли психологии, как психология личности и социальная психология, юридическая, политическая и пр., оказываются неразрывно связанными, так как в основе их лежат общие понятия и концепции. Общая психология – изучает сущность и общие закономерности возникновения, формирования и развития психики. Общая психология развивается на основе достижений всех отраслей и в то же время обогащает и направляет их общей теорией. В ее основе лежит психология человека. Психофизиология – область междисциплинарных исследований на стыке нейрофизиологии, направленных на изучение психики в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом. Клиническая психология – область психологии, изучающая психические факторы происхождения и течения болезней, влияние болезней на личность, психологические аспекты целебных воздействий. Клиническая психология включает: патопсихологию, нейропсихологию, соматопсихологию, психологию здоровья и психотерапию. Патопсихология – отрасль психологии, изучающая отклонения в развитии психики при различных заболеваниях. Нейропсихология – отрасль психологической науки, направленная на изучение мозговых механизмов высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга. Психология труда – наука, изучающая психологические закономерности формирования трудовой деятельности и отношения человека к труду. Психология труда решает задачи совершенствования производственных отношений, повышения качества труда, улучшение условий жизни, устранение аварийных ситуаций, демократизации и формирования психологического типа работника, соответствующего культуре труда. Педагогическая психология – отрасль психологии, изучающая закономерности обучения и воспитания. Юридическая психология – отрасль психологии, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей в сфере отношений регулируемых правом. Психология развития – отрасль психологии, изучающая изменения, происходящие с временем в строении тела, психике и поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды. Возрастная психология – отрасль психологии, изучающая психологические особенности людей различных возрастов. Возрастная психология включает: психологию детского, подросткового, юношеского возрастов, психологию зрелого возраста, геронтологию. Геронтопсихология – психология старости, изучает психологию пожилых людей и процессы старения. Психогенетика – область исследований, изучающая наследственный характер некоторых психических и поведенческих явлений, их зависимость от генотипа. Зоопсихология – отрасль психологии, изучающая сравнительное развитие психики животных и человека. Дифференциальная психология – изучает индивидуально-психологические различия между людьми. Социальная психология – наука, изучающая закономерности проведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. Психология личности – целостная система знаний, охватывающая сферу изучения проявлений личности и раскрывающая связь психологии личности с другими областями человекознания. Психодиагностика – область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Психотерапия – процесс лечебного воздействия врача (психолога) психологическими методами на психику отдельного больного или группы больных. По В.Н. Мясищеву основная задача психотерапии заключается в измерении личности больного на основе осознания причин и характера развития болезни и перестройки отношения больного к патогенным (порождающим заболевание) факторам заболевания. Консультативная психология – отрасль психологии, изучающая деятельность психолога-консультанта. Психологическое консультирование – оказание помощи в определении, уточнении и решении проблем клиента. Консультирование изначально ориентировано на здоровых людей, способных взять на себя ответственность за свои поступки. Психокоррекция – восстановление психических функций, а также устранение или компенсация психических аномалий развития с помощью восстановительного обучения. Парапсихология – обозначение гипотез и представлений, относящихся к психическим явлениям, объяснение которых не имеет строгого научного обоснования и к которым относят, прежде всего, так называемые сенсорные восприятия, то есть прием информации человеком, не связанный с функционированием известных науке органов чувств (телепатия, ясновидение и др.).
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |