КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организационная структура парламентов
Каковы должны быть размеры парламента? В целом, статистический анализ размеров реально существующих парламентов позволил ученым установить закономерность: численность членов парламента стремится к кубическому корню от численности населения страны («закон кубического корня»). Однако объяснить эту закономерность невозможно. Из скольки палат должен состоять парламент? В эпоху феодализма палаты соответствовали количеству сословий. Рудимент такого деления дожил до наших дней в ВК – там до сих пор существует палата лордов, но в ней отменено наследственное членство. Сейчас в некоторых странах стремятся сопрячь количество палат с представительством социально-экономических и культурных интересов. По этому принципу построен Сенат в Ирландии, верхняя палата в Баварии, а также совещательные органы во Франции, Италии, Нидерландах. В Малави 48 из 80 сенаторов избираются населением, а они, в свою очередь, избирают остальных (32) сенаторов из списка кандидатов, предоставленных официально признанными заинтересованными группами. В федерациях верхняя палата обычно обеспечивает представительство субъектов федерации (в США, Швейцарии, России, Индии – по 2 представителя, в Австралии – по 10 представителей, в Германии – от 3 до 7 (в зависимости от населения земли)). При этом в большинстве случаев в выигрыше оказываются самые маленькие субъекты. Так, в США, Швейцарии и Австралии малые штаты (не более 5% избирателей) имеют более 20% мест в верхней палате (соответственно, 28,2%, 26,7% и 21,3%). Чуть меньше – в ФРГ и в Канаде (20,1% и 18,9%). Но даже в унитарных государствах часто прибегают к территориальному принципу формирования верхней палаты. Во Франции сенаторов избирают специальные коллегии, состоящие из членов местных администраций. В Италии сенат формируется избирателями, но избирательные округа соответствуют регионам. То же самое мы можем увидеть и в Японии. В некоторых странах верхняя палата парламента состоит из назначенцев первого лица государства из числа представителей военной, административной, творческой и бизнес элиты. Такая ситуация в арабских нефтяных монархиях – Кувейте, Саудовской Аравии, Катаре, Омане. Однако, хотя верхняя палата называется верхней, они располагают обычно меньшими полномочиями, чем нижняя. Плюсы двухпалатных парламентов состоят в том, что верхняя палата может сдерживать радикализм нижней, верхняя палата разгружает нижнюю, беря на себя обсуждение части вопросов, а может и быть дополнительной ареной для критики власти. Минус в том, что формируемые по разным принципам палаты не могут быть равноправными. Преобладает нижняя палата, как избранная всеобщим голосованием (как более легитимная). Парламенты делятся на комитеты – специализированные органы по подготовке законопроектов. Особенно развита система комитетов в США – в американском Конгрессе их насчитывается до 300. Однако само наличие комитетов не гарантирует их работоспособности. Так, во многих парламентских странах (ВК, Канада) комитеты являются орудями победивших партий, а, следовательно, праительств и потому их профессионализм может падать. Наоборот, в советской Польше комитеты проявляли большую активность. С 1957 по 1969 года из 327 проектов, предложенных Советом министров, только 60 прошли без изменений. Это связано с тем, что в парламенте имело место представительство различных конкурирующих групп элиты. Общая координация деятельности парламента осуществляется председателями (спикерами) и их заместителями (вице-спикеры). В парламентских системах с низкой фрагментацией этот институт чисто технический (поскольку вся власть – у правительства). Автономные парламенты в сочетании с высокой степенью фрагментации делают должность спикера политически важной, предоставляя ему возможность серьезно влиять на повестку дня. Иногда в помощь спикерам создаются коллегиальные органы, связанные с коордианцией деятельности парламента (Совет старейшин Бундестага в ФРГ, Совет Госдумы в России, Конференция председателей в Национальном собрании Франции). Они формируются по принципу представительства фракций.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |