КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экстренной медицинской помощи на догоспитальном
ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ПАЦИЕНТА ПРИ ОКАЗАНИИ ЭТАПЕ * Регламентация взаимоотношений врача и больного издавна считается одной из сложнейших этических и юридических проблем в медицине. Традиционно эти взаимоотношения основывались на абсолютном праве врача в принятии лечебно-диагностических решений у постели больного, как правило, без его участия (даже в случаях, когда пациент в состоянии участвовать в принятии таких решений). Пересмотр старых («патерналистских») взглядов на проблему «врач – больной» начался в 80-х годах ХХ столетия в Западных странах, когда было сформулировано и подтверждено в соответствующих документах право пациентов на участие в принятии медицинских решений, касающихся их собственного здоровья (Лиссабон, 1981, Хельсинская декларация и закон о правах пациентов, 1992; Амстердамская декларация о защите прав пациента в Европе, 1994) – в виде концепции «информированного добровольного согласия». Еще недавно думали о том, что скрывать от больного болезнь гуманнее, чем вовлекать его в решение проблем лечебно-диагностического процесса. В современной медицине врач и больной: 1) сотрудничают, 2) делятся своими сомнениями, 3) сообщают друг другу полную правду – по принципу: «то, что считает нужным врач + то, что хочет больной!». Фактически речь идет о юридическом акте оформления 2-х стороннего договора о согласии («акцепте») пациента с предложенными условиями врачом оказания медицинской помощи(«оферта»), предусматривающими и отказ от акцепта. (ГК РФ, 2003, гл. 28, ст. 435, 438). В нашей стране права пациента стали нормой закона в 1993 г. с выходом «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», – М., 22.07.1993, – № 5487-1 (далее «Основы»). В разделе VI «Основ» в 5 статьях сформулированы права граждан при обращении за медицинской помощью (статьи: 30,31,32,33,34). Они и определяют современных подход к проблеме, который основывается на принципе «информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство».
В свете вышесказанного в данном исследовании предпринята попытка не только проанализировать эволюцию взглядов на взаимодействие врача и больного, но и определить методологические подходы и пути реализации прав пациента в условиях догоспитального этапа (ДГЭ). Тем более, что среди немногочисленных публикаций по теме, работ методического характера применительно к условиям СМП – в доступной литературе мы не встретили. В то же время, на фоне возросших требований не только к качеству оказания медицинской помощи, но и к обеспечению прав пациентов, и правовой защите медицинских работников – нарушения юридических актов со стороны медперсонала СМП и учащение в связи с этим судебных исков со стороны граждан наблюдаются повсеместно по разным причинам – от 4,4 % до 30 %. Они связаны, прежде всего, с нарушениями базовых прав пациента: - право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, - право пациента отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, - право на получение информации о состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья (данная информация не может быть предоставлена гражданину против его воли), - право пациента на выбор лечащего врача, и выбор лечебно-профилактического учреждения. Трудности соблюдения на практике перечисленных правовых норм и угроза возникновения правовой ответственности медицинских работников имеют многомерный характер. Они обусловлены, как минимум, тремя причинами: 1) обоюдным консерватизмом; 2) отсутствием опыта построения новых отношений (как со стороны врача, так и больного); 3) и усугубляются специфическими условиями догоспитального этапа (дефицит времени, клинической информации, ресурсов, разобщенность больных и их законных представителей в момент приезда СМП и др.), а также отсутствием методических рекомендаций и пособий.
Методологически проблему выполнения требований «информированного добровольного согласия» можно решить (при консультативной помощи юристов), придав абстрагированным понятиям статей «Основ законодательства» прикладной характер, т.е. применив их к конкретным ситуациям лечебно-диагностического процесса в условиях СМП. При этом важным условием является обеспечение юридической грамотности персонала при консультативной медицинской помощи спецбригад (СБ) в сложных случаях. Методологические подходы к разработке основных принципов и правил, обеспечивающих соблюдение прав пациентов при оказании экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе (авторская версия). Наша версия путей реализации базовых прав пациентов разработана с учетом требований «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан», (М, 1993 № 5487-1), приказов МЗ РФ, МЗ Свердловской области, Управления здравоохранения администрации г. Екатеринбурга, касающихся как работы ССМП, так и проблем информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. Она носит эвристический характер, и опирается, в виду отсутствия прецедента, на сложившийся многолетний опыт, этические и юридические принципы взаимодействия выездных бригад СМП с пациентами при согласовании некоторых видов медицинских вмешательств, в частности, при необходимости госпитализации больного (оформление отказа). Разделы и их содержание Раздел первый. Общие положения. 1.1.Основные виды нарушений нормативных положений медицинским персоналом СМП. 1.2.Виды ответственности медицинских работников. Раздел второй. Правовые аспекты концепции «информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство». Раздел третий. Пути реализации «Основ законодательства РФ об охране прав граждан» на догоспитальном этапе.
Ситуации. Часть I. Больной не нуждается в оказании ЭМП. Часть II. Больной нуждается в проведении лечебно-диагностических мероприятий. Часть III. По разделам лечебно-диагностического процесса (ЛДП): 3.1.Диагностика. ЭМП. Тактика. 3.2.Госпитализация. 3.3.Транспортировка. Часть IV. Врачебная тайна. Часть V. Лист – вкладыш к карте вызова. (Приложение к р. 2.2.10) Все перечисленные ситуации лечебно-диагностического процесса и варианты принятия решений оформляются в виде таблиц (для наглядности в усвоении материала).
Содержание и форма таблиц построены, в сущности, на требованиях информированного добровольного согласия или отказа от него по принципу «да» или «нет». В графах таблиц перечислены ситуации: «информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство», отказ от него по разделам ЛДП – варианты принятия решений и варианты их документального оформления или других действий врача (фельдшера) выездной бригады (ВБ). Вплоть до вызова специализированной бригады (если она есть) или другой ВБ на место происшествия для проведения консилиума в соответствующих случаях (ст. 32 «Основ»). Порядок и объем оказания ЭМП осуществляется медицинским персоналом на основании действующих «стандартов СМП», методических рекомендаций, приказов по СМП и других документов, регламентирующих работу ССМП (как федерального, так и местного уровня), а также и «Правил вызова скорой медицинской помощи». К числу сложных и спорных проблем для решения на догоспитальном этапе (помимо проведения консилиума и неопределенности понятия «медицинское вмешательство) следует отнести установленные в законе: 1) права пациента на выбор «лечащего врача»; 2) выбор «лечебно-профилактического учреждения»; 3) и, особенно, выполнение требований ст.61 (врачебная тайна) о сохранении в тайне информации о факте обращения больного за медицинской помощью, диагнозе и др. сведений о состоянии его здоровья медработниками справочной службы станции СМП. В отношении первого постулата есть в законе оговорка: «с учетом его (врача) согласия». По поводу права выбора ЛПУ, пациенту (или его законному представителю) необходимо пояснить, что это возможно только в соответствии с договором обязательного и (или) добровольного медицинского страхования (т.е. при наличии полиса), а также в соответствии с установленным порядком госпитализации территориальным органом здравоохранения. При решении вопроса о госпитализации учитывается также тяжесть состояния пациента (транспортабельность) [ст. 39 «Основ»].
При разработке версии методических рекомендаций была учтена одна из частых причин возникновения угрозы правовой ответственности медицинских работников СМП – неумение (или отсутствие привычки) – тщательного и юридически грамотного оформления медицинской документации. Речь идет о разработке формализованного «листа – вкладыша» к карте вызова, утвержденного руководителем ЛПУ и (или) органа здравоохранения (см. Приложение к р. 2.2.10). Он должен включать кроме паспортных данных больного, также – Ф.И.О. его законного представителя, 5 граф по основным правам пациента: 1) предоставление медицинской информации пациенту или его законному представителю (или отказ от нее); 2) согласие на медицинское вмешательство; 3) осуществление медицинского вмешательства пациенту, когда состояние не позволяет ему выразить свою волю, (в ситуации, когда необходимое решение принимает консилиум или без него); 4) оформление отказа клиента (его законного представителя) от медицинского вмешательства; 5) оформление получения от пациента разрешения (или запрещения) на передачу информации о состоянии его здоровья (предоставление информации без согласия пациента или его законного представителя). Примечание. В каждой графе от имени пациента (его законного представителя) сформулировано и напечатано содержание его решения, и отведено место для подписей врача и пациента (законного представителя). Данная форма экономит время при оформлении указанных решений и одновременно служит для врача (фельдшера) и пациента своеобразной «памяткой» и (при правильном оформлении) – юридической защитой. Приведенные данные убедительно показывают с одной стороны остроту назревшей проблемы реализации прав пациента при оказании СМП, а с другой – трудности применения на практике требований законодательства о соблюдении этих правовых норм в связи с отсутствием соответствующих методических материалов. Представленная авторская версия методических подходов к решению указанной проблемы – может быть использована как основа для составления искомых методических рекомендаций применительно к условиям скорой медицинской помощи.
ИНФОРМИРОВАННОЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ (ОТКАЗ, ЗАПРЕЩЕНИЕ) ГРАЖДАНИНА НА МЕДИЦИНСКОЕ МЕШАТЕЛЬСТВО, НА ПЕРЕДАЧУ ИНФОРМАЦИИ О СОСТОЯНИИ ЕГО ЗДОРОВЬЯ (Правила оформления правовых граф в карте вызова СМП)
ЛИСТ-ВКЛАДЫШ К КАРТЕ ВЫЗОВА СМП № ___ Бригада № ________________________ Дата __________ Ф.И.О больного ________________________________________________ возраст ________________________________ Ф.И.О. законного представителя пациента ____________________________
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |