Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Категории лиц, в отношении которых применяются особый порядок производства по уголовным делам




 

Как отмечалось ранее, порядок производства по уголовным делам в отношении лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК неодинаков. Он варьируется в зависимости от того, к какой категории, обозначенной в указанной правовой норме, относится тот или иной субъект. Сообразно этому дальнейшее рас­смотрение вопроса мы будем осуществлять применительно к каждой группе должностных лиц и в порядке возрастания сложности процедуры.

Особенности производства по уголовным делам в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы

Согласно статье 98 Конституции РФ члены Совета Феде­рации и депутаты Государственной Думы обладают непри­косновенностью, т. е. парламентским иммунитетом. Парла­ментский иммунитет является одним из основных элемен­тов статуса членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, важнейшей правовой гарантией их деятельности. Данный иммунитет действует в тече­ние всего срока полномочий члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, и его юридическая сила прекращается в связи с окончанием срока их пребывания в Федеральном Собрании РФ. В то же время член Совета Фе­дерации и депутат Государственной Думы могут быть лише­ны досрочно неприкосновенности, но лишь соответствую­щей палатой Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора РФ. В этой связи до тех пор, пока член Совета Федерации или депутат Государственной Думы не лишены неприкосновен­ности, в отношении данных лиц не допускаются: возбужде-ние уголовного дела и привлечение к уголовной ответственности в качестве обвиняемых; применение таких мер уголов­но-процессуального принуждения, как задержание, кроме случаев задержания на месте преступления заключение под стражу, обыск, допрос.[1]

Неприкосновенность члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы распростра­няется также на их жилое, служебное помещение, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, ис­пользуемые ими средства связи, а также на принадлежащие им документы[2].

Особенности возбуждения уголовного дела в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы и привлечения их в качестве обвиняемых по уголовному делу

Заявление (сообщение) о совершении преступле­ния членом Совета Федерации или депутатом Государст­венной Думы и материалы проверки, направленные соответствующим прокурором, рассматривает Генеральный прокурор РФ. Убедившись в наличии достаточных данных для возбуждения уголовного дела, передает заявление (сооб­щение) о преступлении члена Совета Федерации или депу­тата Государственной Думы и материалы их проверки в Верховный Суд РФ со своим представлением о даче заклю­чения о наличии в деянии члена СФ или де­путата ГД признаков преступления.

В срок, не превышающий 10 суток со дня поступления представления в Верховный Суд РФ, оно рассматривается судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ с участием Генерального прокурора РФ либо его заме­стителя, члена СФ или депутата ГД и их защитников.

По результатам рассмотре­ния представления судебная коллегия Верховного Суда РФ принимает заключение о наличии либо отсутствии в деянии члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы признаков преступления, осуществляет его уголовно-правовую квалификацию.

Получив заключение судебной коллегии об отсутствии в деянии члена СФ или депутата ГД признаков преступления, Генеральный прокурор РФ выносит постановление об отказе в возбуждении уголов­ного дела в отношении данных лиц по п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.

Если же в заключение судебной коллегии констатируется вывод о наличии признаков преступления в деянии указанных лиц, то Генеральный прокурор РФ направляет соответственно в Со­вет Федерации либо в Государственную Думу представление о лишении неприкосновенности данных парламентариев и даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении данных лиц. К представлению прилагаются заключение су­дебной коллегии и другие материалы, подтверждающие за­конность и обоснованность представления Генерального прокурора РФ.[3]

Представление Генерального прокурора РФ и прилагае­мые к нему документы рассматриваются на заседании СФ или ГД в порядке, кото­рый определен ч. 2 ст. 98 Конституции РФ, ст. 20 Федераль­ного закона от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ и регламентом данных палат ФС РФ.

Если Совет Федерации либо Государственная Дума отка­зывают в даче согласия на лишение неприкосновенности члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы, то Генеральный прокурор РФ выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по п.6 ч.1 ст. 24 УПК РФ. Если же СФ (ГД) принимает решение о лишении неприкосновенности члена Совета Федерации (депутата Государственной Думы), давая согласие на возбуждение уголовного дела в отношении дан­ных парламентариев, то Генеральный прокурор РФ выносит постановление о возбуждении уголовного дела в отношении данных парламентариев, которое расследуется Генеральным прокурором лично или в соответствии с его поручением под­чиненным ему прокурором либо следователем.[4]

Изменение в ходе расследования уголовного дела квали­фикации состава преступления, которое может повлечь ухуд­шение положения члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы, допускается только в порядке, уста­новленном п.1 ч.1 ст.448 УПК РФ для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении данных парламентариев.

Член Совета Федерации и депутат Государственной Думы не могут быть задержаны, кроме случаев задержания на мес­те преступления. В то же время с согласия данных палат Фе­дерального Собрания РФ их задержание не исключается. С учетом этих положений, установленных ст. 98 Конститу­ции РФ, ст. 18 Федерального закона о статусе члена Совета Федерации и Депутата Государственной Думы и ст. 499 УПК РФ необходимо соблюдать следующие правила:

1. Поскольку член СФ и депутат ГД наделены ст. 98 Конституции РФ не­прикосновенностью, постольку они не могут быть за­держаны по подозрению в совершении преступления даже в том случае, когда уже были лишены неприкосновенности в связи с возбуждением уголовного дела в от­ношении данных лиц либо в связи с привлечением их к уголовной ответственности в качестве обвиняемых;

2. Член СФ или депутат ГД, личность которых на момент задержания не установлена, будучи задержанными по подозрению в совершении преступления в порядке, предусмотрен­ ном ст. 91 УПК РФ, за исключением случаев задержа­ния на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности. Задер­жанный освобождается должностным лицом органа предварительного расследования, осуществившим за­держание, либо соответствующим прокурором;

3. Член СФ или депутат ГД могут быть задержаны на месте преступления. Это установленное ст. 98 Конституции РФ исключение из общего правила применяется как в том случае, когда на момент задержания личность задержанных установ­лена, так и в тех случаях, когда их личность устанавли­вается после задержания. После задержания члена СФ или депутата ГД на месте преступления дальнейшее применение данной процессуальной меры допускается лишь с согласия со­ответствующей палаты Федерального Собрания РФ, которое может быть дано на основании представления Генерального прокурора РФ;

4. Если в связи с постановкой в установленном порядке вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении члена СФ или депутата ГД возникает необходимость их задержания на осно­вании ст. 91 УПК РФ, кроме случаев задержания на ме­сте преступления, то Генеральному прокурору РФ сле­дует внести в соответствующую палату ФС РФ представление о даче данной палатой со­гласия не только на возбуждение уголовного дела в от­ношении парламентариев, но и на их задержание. В та­ком случае к представлению Генерального прокурора РФ прилагаются материалы, подтверждающие наличие оснований не только для возбуждения уголовного дела в отношении члена СФ или депутата ГД, но и для их задержания.[5]

Частью 1 ст.450 УПК РФ предусмотрено, что после воз­буждения уголовного дела в отношении члена СФ или депутата ГД либо после при­влечения их к уголовной ответственности в качестве обвиняемых по делу, которое было возбуждено в отношении иных лиц, либо по факту совершения преступления, следственные и иные процессуальные действия в отношении данных пар­ламентариев производятся в общем порядке с изъятиями, установленными ст. 449,450 УПК РФ.

Эти положения озна­чают следующее.

Если при расследовании уголовного дела будут установ­лены основания для задержания данных лиц, избрания меры пресе­чения в виде заключения под стражу или для производства обыска в отношении данных парламентариев, то в таких случаях: вопрос о задержании и освобождении разрешает­ся в порядке, рассмотренном выше, который вытекает из ст. 98 Конституции РФ, ст. 18 Федерального закона о ста­тусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государ­ственной Думы, ст. 91 и 499 УПК РФ.

Согласно общим правилам уголовного судопроизводства:

а) судья районного суда или гарнизонного военного суда в единоличном порядке выносит постановление об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении члена СФ или де­путата ГД;

б) судья районного суда или гарнизонного военного суда в единоличном порядке выносит постановление о раз­решении следователю и прокурору производства лич­ного обыска в отношении члена СФ или депутата ГД либо (и) произ­водства обыска в жилых помещениях данных лиц.[6]

Согласно части 3 ст. 450 УПК РФ данные судебные решения подлежат исполнению следователем (прокурором) лишь с согласия соответствующей палаты Федерального Собра­ния РФ. Такое согласие палат Федерального Собрания РФ может быть получено на основании представления Гене­рального прокурора РФ в порядке, который предусмотрен ст. 20 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ.

Итак, ч.1 и 3 ст.450 УПК РФ определены особенности ис­полнения судебных решений об избрании в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы меры пресечения в виде заключения под стражу или о производстве обыска, но прямо не предусмотрены аналогичные особенности исполнения судебных решений об избрании в отношении дан­ных парламентариев меры пресечения в виде домашнего ареста.

Тем не менее, Конституционный Суд РФ полагает, что отсутствие в ст.450 УПК РФ «прямого указания на согласие соответствующей палаты Федерального Собрания как на обязательное условие применения в отношении указанных лиц домашне­го ареста не может... расцениваться как обстоятельство, сви­детельствующее об отсутствии необходимости получения та­кого согласия в случае применения к этим лицам данной меры пресечения...», поскольку ст.450 УПК РФ и находяща­яся с ней во взаимосвязи ст.107 УПК РФ «по своему консти­туционно-правовому смыслу в нормативном единстве со статьей 108 данного Кодекса... предполагают применение в отношении членов Совета Федерации и депутатов Государ­ственной Думы меры пресечения в виде домашнего ареста по судебному решению и с согласия соответственно Совета Фе­дерации или Государственной Думы».

Особенности производства по уголовным делам в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации

Решение о возбуждении уголовного дела в отношении де­путата законодательного (представительного) органа государ­ственной власти субъекта РФ и о привлечении данного лица к уголовной ответственности в качестве обвиняемого по делу, которое было возбуждено в отношении других лиц либо по факту совершения преступления, может быть принято только прокурором субъекта РФ на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей суда субъекта РФ. [7]

Данное заключение принимается по итогам судебного рас­смотрения соответствующего представления прокурора субъ­екта РФ, проводимого с участием данного прокурора, а также депутата и его защитника. Закрытое судебное заседание проводится в срок, не превышающий 10 суток со дня поступления представления прокурора в суд. По результатам рассмотрения представления судебная коллегия принимает заключение о на­личии либо об отсутствии в деянии депутата признаков пре­ступления (п. 9 ч. 1, ч. 2 и 3 ст. 448 УПК).

Получив положительное заключение, прокурор субъекта РФ выносит постановление соответственно о возбуждении уголовного дела в отношении депутата или о привлечении его к уголовной ответственности в качестве обвиняемого. Данное уголовное дело расследуется прокурором субъекта РФ либо по его поручению подчиненным ему прокурором или следователем (ст. 31 Федерального закона «О прокурату­ре Российской Федерации»).

Изменение в ходе расследования уголовного дела ква­лификации состава преступления, которое может по­влечь ухудшение положения депутата, допускается толь­ко в порядке, который установлен п. 9 ч. 1, ч. 2, 3 ст. 448УПК РФ для принятия решения о возбуждении уголовно­го дела в отношении депутата либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу(ч. 6 ст. 448УПК РФ).

После возбуждения уголовного дела в отношении депута­та законодательного (представительного) органа государст­венной власти субъекта РФ либо после привлечения его в ка­честве обвиняемого по правилам, предусмотренным п. 9 ч. 1, ч. 2 и 3 ст. 448 УПК РФ, следственные и иные процессуаль­ные действия в отношении депутата производятся в общем порядке (ч. 1 ст. 450 УПК РФ).

Если в отношении депутата законодательного (пред­ставительного) органа государственной власти субъекта РФ уголовное дело не было возбуждено или данный депутат не был привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу, то следственные и иные процессуальные действия в отно­шении данного лица, осуществляемые на основании су­дебного решения, производятся с согласия судебной кол­легии в составе трех судей суда субъекта РФ (ч.5 ст.450 УПК РФ).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 864; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.