КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Категории лиц, в отношении которых применяются особый порядок производства по уголовным делам
Как отмечалось ранее, порядок производства по уголовным делам в отношении лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК неодинаков. Он варьируется в зависимости от того, к какой категории, обозначенной в указанной правовой норме, относится тот или иной субъект. Сообразно этому дальнейшее рассмотрение вопроса мы будем осуществлять применительно к каждой группе должностных лиц и в порядке возрастания сложности процедуры. Особенности производства по уголовным делам в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Согласно статье 98 Конституции РФ члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью, т. е. парламентским иммунитетом. Парламентский иммунитет является одним из основных элементов статуса членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, важнейшей правовой гарантией их деятельности. Данный иммунитет действует в течение всего срока полномочий члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, и его юридическая сила прекращается в связи с окончанием срока их пребывания в Федеральном Собрании РФ. В то же время член Совета Федерации и депутат Государственной Думы могут быть лишены досрочно неприкосновенности, но лишь соответствующей палатой Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора РФ. В этой связи до тех пор, пока член Совета Федерации или депутат Государственной Думы не лишены неприкосновенности, в отношении данных лиц не допускаются: возбужде-ние уголовного дела и привлечение к уголовной ответственности в качестве обвиняемых; применение таких мер уголовно-процессуального принуждения, как задержание, кроме случаев задержания на месте преступления заключение под стражу, обыск, допрос.[1] Неприкосновенность члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы распространяется также на их жилое, служебное помещение, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые ими средства связи, а также на принадлежащие им документы[2]. Особенности возбуждения уголовного дела в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы и привлечения их в качестве обвиняемых по уголовному делу Заявление (сообщение) о совершении преступления членом Совета Федерации или депутатом Государственной Думы и материалы проверки, направленные соответствующим прокурором, рассматривает Генеральный прокурор РФ. Убедившись в наличии достаточных данных для возбуждения уголовного дела, передает заявление (сообщение) о преступлении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы и материалы их проверки в Верховный Суд РФ со своим представлением о даче заключения о наличии в деянии члена СФ или депутата ГД признаков преступления. В срок, не превышающий 10 суток со дня поступления представления в Верховный Суд РФ, оно рассматривается судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ с участием Генерального прокурора РФ либо его заместителя, члена СФ или депутата ГД и их защитников. По результатам рассмотрения представления судебная коллегия Верховного Суда РФ принимает заключение о наличии либо отсутствии в деянии члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы признаков преступления, осуществляет его уголовно-правовую квалификацию. Получив заключение судебной коллегии об отсутствии в деянии члена СФ или депутата ГД признаков преступления, Генеральный прокурор РФ выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении данных лиц по п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ. Если же в заключение судебной коллегии констатируется вывод о наличии признаков преступления в деянии указанных лиц, то Генеральный прокурор РФ направляет соответственно в Совет Федерации либо в Государственную Думу представление о лишении неприкосновенности данных парламентариев и даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении данных лиц. К представлению прилагаются заключение судебной коллегии и другие материалы, подтверждающие законность и обоснованность представления Генерального прокурора РФ.[3] Представление Генерального прокурора РФ и прилагаемые к нему документы рассматриваются на заседании СФ или ГД в порядке, который определен ч. 2 ст. 98 Конституции РФ, ст. 20 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ и регламентом данных палат ФС РФ. Если Совет Федерации либо Государственная Дума отказывают в даче согласия на лишение неприкосновенности члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы, то Генеральный прокурор РФ выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по п.6 ч.1 ст. 24 УПК РФ. Если же СФ (ГД) принимает решение о лишении неприкосновенности члена Совета Федерации (депутата Государственной Думы), давая согласие на возбуждение уголовного дела в отношении данных парламентариев, то Генеральный прокурор РФ выносит постановление о возбуждении уголовного дела в отношении данных парламентариев, которое расследуется Генеральным прокурором лично или в соответствии с его поручением подчиненным ему прокурором либо следователем.[4] Изменение в ходе расследования уголовного дела квалификации состава преступления, которое может повлечь ухудшение положения члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы, допускается только в порядке, установленном п.1 ч.1 ст.448 УПК РФ для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении данных парламентариев. Член Совета Федерации и депутат Государственной Думы не могут быть задержаны, кроме случаев задержания на месте преступления. В то же время с согласия данных палат Федерального Собрания РФ их задержание не исключается. С учетом этих положений, установленных ст. 98 Конституции РФ, ст. 18 Федерального закона о статусе члена Совета Федерации и Депутата Государственной Думы и ст. 499 УПК РФ необходимо соблюдать следующие правила: 1. Поскольку член СФ и депутат ГД наделены ст. 98 Конституции РФ неприкосновенностью, постольку они не могут быть задержаны по подозрению в совершении преступления даже в том случае, когда уже были лишены неприкосновенности в связи с возбуждением уголовного дела в отношении данных лиц либо в связи с привлечением их к уголовной ответственности в качестве обвиняемых; 2. Член СФ или депутат ГД, личность которых на момент задержания не установлена, будучи задержанными по подозрению в совершении преступления в порядке, предусмотрен ном ст. 91 УПК РФ, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности. Задержанный освобождается должностным лицом органа предварительного расследования, осуществившим задержание, либо соответствующим прокурором; 3. Член СФ или депутат ГД могут быть задержаны на месте преступления. Это установленное ст. 98 Конституции РФ исключение из общего правила применяется как в том случае, когда на момент задержания личность задержанных установлена, так и в тех случаях, когда их личность устанавливается после задержания. После задержания члена СФ или депутата ГД на месте преступления дальнейшее применение данной процессуальной меры допускается лишь с согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ, которое может быть дано на основании представления Генерального прокурора РФ; 4. Если в связи с постановкой в установленном порядке вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении члена СФ или депутата ГД возникает необходимость их задержания на основании ст. 91 УПК РФ, кроме случаев задержания на месте преступления, то Генеральному прокурору РФ следует внести в соответствующую палату ФС РФ представление о даче данной палатой согласия не только на возбуждение уголовного дела в отношении парламентариев, но и на их задержание. В таком случае к представлению Генерального прокурора РФ прилагаются материалы, подтверждающие наличие оснований не только для возбуждения уголовного дела в отношении члена СФ или депутата ГД, но и для их задержания.[5] Частью 1 ст.450 УПК РФ предусмотрено, что после возбуждения уголовного дела в отношении члена СФ или депутата ГД либо после привлечения их к уголовной ответственности в качестве обвиняемых по делу, которое было возбуждено в отношении иных лиц, либо по факту совершения преступления, следственные и иные процессуальные действия в отношении данных парламентариев производятся в общем порядке с изъятиями, установленными ст. 449,450 УПК РФ. Эти положения означают следующее. Если при расследовании уголовного дела будут установлены основания для задержания данных лиц, избрания меры пресечения в виде заключения под стражу или для производства обыска в отношении данных парламентариев, то в таких случаях: вопрос о задержании и освобождении разрешается в порядке, рассмотренном выше, который вытекает из ст. 98 Конституции РФ, ст. 18 Федерального закона о статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы, ст. 91 и 499 УПК РФ. Согласно общим правилам уголовного судопроизводства: а) судья районного суда или гарнизонного военного суда в единоличном порядке выносит постановление об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении члена СФ или депутата ГД; б) судья районного суда или гарнизонного военного суда в единоличном порядке выносит постановление о разрешении следователю и прокурору производства личного обыска в отношении члена СФ или депутата ГД либо (и) производства обыска в жилых помещениях данных лиц.[6] Согласно части 3 ст. 450 УПК РФ данные судебные решения подлежат исполнению следователем (прокурором) лишь с согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ. Такое согласие палат Федерального Собрания РФ может быть получено на основании представления Генерального прокурора РФ в порядке, который предусмотрен ст. 20 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ. Итак, ч.1 и 3 ст.450 УПК РФ определены особенности исполнения судебных решений об избрании в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы меры пресечения в виде заключения под стражу или о производстве обыска, но прямо не предусмотрены аналогичные особенности исполнения судебных решений об избрании в отношении данных парламентариев меры пресечения в виде домашнего ареста. Тем не менее, Конституционный Суд РФ полагает, что отсутствие в ст.450 УПК РФ «прямого указания на согласие соответствующей палаты Федерального Собрания как на обязательное условие применения в отношении указанных лиц домашнего ареста не может... расцениваться как обстоятельство, свидетельствующее об отсутствии необходимости получения такого согласия в случае применения к этим лицам данной меры пресечения...», поскольку ст.450 УПК РФ и находящаяся с ней во взаимосвязи ст.107 УПК РФ «по своему конституционно-правовому смыслу в нормативном единстве со статьей 108 данного Кодекса... предполагают применение в отношении членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы меры пресечения в виде домашнего ареста по судебному решению и с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы». Особенности производства по уголовным делам в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации Решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ и о привлечении данного лица к уголовной ответственности в качестве обвиняемого по делу, которое было возбуждено в отношении других лиц либо по факту совершения преступления, может быть принято только прокурором субъекта РФ на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей суда субъекта РФ. [7] Данное заключение принимается по итогам судебного рассмотрения соответствующего представления прокурора субъекта РФ, проводимого с участием данного прокурора, а также депутата и его защитника. Закрытое судебное заседание проводится в срок, не превышающий 10 суток со дня поступления представления прокурора в суд. По результатам рассмотрения представления судебная коллегия принимает заключение о наличии либо об отсутствии в деянии депутата признаков преступления (п. 9 ч. 1, ч. 2 и 3 ст. 448 УПК). Получив положительное заключение, прокурор субъекта РФ выносит постановление соответственно о возбуждении уголовного дела в отношении депутата или о привлечении его к уголовной ответственности в качестве обвиняемого. Данное уголовное дело расследуется прокурором субъекта РФ либо по его поручению подчиненным ему прокурором или следователем (ст. 31 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). Изменение в ходе расследования уголовного дела квалификации состава преступления, которое может повлечь ухудшение положения депутата, допускается только в порядке, который установлен п. 9 ч. 1, ч. 2, 3 ст. 448УПК РФ для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении депутата либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу(ч. 6 ст. 448УПК РФ). После возбуждения уголовного дела в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ либо после привлечения его в качестве обвиняемого по правилам, предусмотренным п. 9 ч. 1, ч. 2 и 3 ст. 448 УПК РФ, следственные и иные процессуальные действия в отношении депутата производятся в общем порядке (ч. 1 ст. 450 УПК РФ). Если в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ уголовное дело не было возбуждено или данный депутат не был привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу, то следственные и иные процессуальные действия в отношении данного лица, осуществляемые на основании судебного решения, производятся с согласия судебной коллегии в составе трех судей суда субъекта РФ (ч.5 ст.450 УПК РФ).
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 897; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |