Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История развития педагогики в европейских странах и США




В истории педагогической мысли много идей, сохраняющих большую научную ценность до наших дней. По этой причине очень важно изучить и учесть опыт работы различных уров­ней школы прошлого, с тем чтобы, опираясь на него, избежать „существенных просчетов в развитии современной системы образования, избрать и реализовать наиболее рациональ­ный путь его совершенствования.

Термин «педагогика» происходит от греческого «пайдагогике», что в буквальном переводе означает детовождение. Эту функцию в Древ­ней Греции исполняли рабы, приставленные к молодым людям из аристократических семей. Позже рассматриваемый термин закре­пился за всеми, кто связан с воспитанием и обучением людей, а потом стал обозначать и собственно педагогическую науку.

Педагогика XVII в. Исследователи истории педагогики и образо­вания, педагогических идей (А.Н. Джуринский, А.И. Пискунов и др.)[7] полагают, что впервые педагогика выделилась в самостоятельную отрасль знаний в начале XVII в. после опубликования английским философом Френсисом Бэконом (1561—1626) трактата «О достоинст­ве и увеличении наук». В этом труде он классифицировал науки и среди них выделил педагогику, которую определял как «руковод­ство чтением». Однако собственно наукой педагогика стала счи­таться благодаря трудам великого чешского мыслителя-гуманиста, педагога Яна Амоса Коменского (1592—1670)[8] — и прежде всего его основополагающей работе «Великая дидактика», в которой он раз­работал ключевые вопросы теории и практики работы с детьми: идею всеобщего обучения в системе взаимосвязанных ступеней (ма­теринской, элементарной школы, гимназии и академии), классно-урочную систему; ведущие принципы дидактики (сознательность, наглядность, постепенность, последовательность, прочность и посиль-ность); требования, предъявляемые к учебной литературе и к каче­ствам личности педагога.

Дидактические идеи Коменского были прогрессивными (они живы и сейчас), а потому и плодотворными в ряде стран Европы, но они не могли сразу преодолеть традиций средневековой школы, ее авторитарности, отрыва от жизни, догматизма, пассивности обу­чаемых. Вместе с тем развитие капиталистических производствен­ных отношений вызвало необходимость создания новых концепций воспитания и обучения подрастающего поколения. Коренными во­просами стали: связь обучения с жизнью, искоренение догматизма и деспотизма в воспитании, развитие активности детей.

Педагогика XVIII в. Активным деятелем в борьбе за просвещение народа, свободное развитие каждого человека вошел в историю французский философ и педагог Жан-Жак Руссо (1712—1778). Он развил концепцию Коменского, которая включала в себя идеи о связи воспитания и обучения с жизнью ребенка, об изучении при­роды детей и развитии их творческих сил, о подготовке к труду как естественному предназначению каждого человека. Хотя Руссо не разработал целостной теории воспитания и обучения, его идеи ока­зали на современников сильное влияние.

Английский педагог Джон Локк (1632—1704) в своем труде «Мысли о воспитании», уделяя внимание психологическим основам воспитания, отрицал врожденность качеств личности ребенка, упо­доблял его «чистой доске», на которой можно писать что угодно, подчеркивая тем самым большую силу воспитания.

Педагогика XIX в. Дальнейшее развитие и практическое вопло­щение педагогические идеи получили в трудах швейцарского педаго­га-демократа Иоганна Генриха Песталоцци (1746—1827)[9]. Высшую цель воспитания он видел в пробуждении дремлющих сил народа, разви­тии в нем уверенности в них. Для решения этой задачи предлага­лось три средства: культура сердца, развитие ума, заключающееся в расширении круга наблюдений и их анализе, нравственное разви­тие. Цель воспитания и обучения — в развитии всех сил и способ­ностей человека, в воспитании трудолюбия с учетом психологии обучаемого. Основой всякого познания Песталоцци считал нагляд­ность, определяя ее высшим принципом обучения.

Немецкий педагог-демократ Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790—1866)[10], являясь последователем идей Песталоцци, опуб­ликовал учебники по математике, естествознанию и другим учеб­ным предметам, разработал многие вопросы подготовки учителя к работе в школе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.