Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическая мысль в России




К середине XIX в. в России педагогика пред­ставляла собой область знаний, включающую значительное количество концепций воспита­ния и обучения, разносторонний практический опыт. Созрела необ­ходимость создания фундаментальной теории, способной учесть все прогрессивное и решительно отмежеваться от временного, прехо­дящего, устаревшего. Наиболее глубокие педагогические идеи раз­рабатывались А.Н. Радищевым, В.Г. Белинским, Н.Г. Чернышевским, НА Добролюбовым, К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым и др.

Исключительно -плодотворной была деятельность великого рус­ского педагога Константина Дмитриевича Ушинского (1824—1870)[11].

Его концепция содержала ряд идей, которые в дальнейшем во мно­гом определяли развитие педагогической мысли. Основные из них:

• школа и педагогика, имея свои корни в жизни народа, долж­ны развиваться своим самобытным путем в каждой стране, перера­батывая и используя все научное богатство других народов;

• важнейшая категория педагогики — воспитание, главный смысл.его — дать человеку деятельность, которая наполняла бы его душу и была целью жизни. Стремление ребенка к деятельности — основной закон детской природы, утверждающий, что ребенок мо­жет полноценно войти в жизнь только одновременно с собствен­ным интеллектуальным и физическим развитием, разносторонней подготовленностью;

• сущность обучения состоит не только в том, чтобы вооружить детей ценными и полезными в жизни знаниями, хотя это тоже важно, а на основе этих знаний развить их ум, сознание;

• труд — главное средство развития личности человека, следо­вательно, преподавание в школе должно сочетаться с самостоятель­ными действиями обучаемых.

Достоинством педагогической системы К.Д. Ушинского является глубокое проникновение в реальный процесс обучения и воспитания, развития мыслительных способностей учащихся. В его монографии «Человек как предмет воспитания. Педагогическая антропология» изложено содержательно-эвристическое понимание педагогики.

Большой вклад в отечественную педагогику внесли также В.И. Водовозов (1825-1886), В.Я. Стоюнин (1826-1888), Н.И. Пиро­гов (1810-1881), Л.Н. Толстой (1828-1910), П.Ф. Каптерев (1849-1922) и др. Среди более поздней плеяды педагогов выделялись СТ. Шацкий (1878-1934), П.П. Блонский (1884-1941), А.С. Ма­каренко (1888—1939), разработавшие проблемы воспитания детских и юношеских коллективов.

Таким образом, отечественная и зарубежная педагогика XIX — начала XX в. представлена рядом концепций, предлагающих раз­личные решения основных проблем воспитания и обучения подра­стающего поколения. Характерными чертами педагогической мыс­ли были положения о том, что развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Этот результат может быть достигнут только в процессе его активной деятельности, напря­жением собственных интеллектуальных и физических сил. Педагог может и должен возбудить у учащегося эти силы. Каждому, как ут­верждал Ф. Дистервег, присуща возбудимость, восприимчивость к по­буждениям, импульсам, впечатлениям — это закон активности обу­чения и воспитания. Воспитание и обучение должны быть адапти­рованы к наличным силам ученика, быть посильными для его возраста. Как писал П.Ф. Каптерев, педагогика не может развиваться, не опираясь на данные антропологии и психологии, не формируя личность свободного гражданина и общественного деятеля.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.