Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. Финансы и финансовая система РФ




Категория «финансы» может рассматриваться с 2 позиций: 1) в матери­альном смысле — как совокупность фондов денежных средств и 2) как совокупность общественных отношений. В первом случае финансы вы­ступают в качестве инструмента распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, а также в качестве орудия контроля дви­жения денежных средств. При втором подходе финансы рассматрива­ются как особая форма общественных отношений, складывающихся в сфере движения централизованных и децентрализованных денежных средств. В условиях рыночной экономики государственные финансы являются инструментом государственной политики и государственно­го регулирования экономических систем.

Важнейшие свойства финансов определяются как их признаки. Ос­новные признаки финансов выражаются в следующем:

1) финансы выступают в качестве денежных отношений, возникаю­щих по поводу образования, распределения, использования, пе­рераспределения и накопления денежных средств;

2) распределительный характер денежных отношений связан с дви­жением реальных денег;

3) движение денежных средств имеет, как правило, односторонний (однонаправленный) характер;

4) финансы, как денежные отношения, имеют форму централизо­ванных и децентрализованных денежных средств;

5) финансы выступают в качестве необходимого механизма (через налоги и государственное финансирование) воспроизводствен­ного процесса в экономике;

6) финансы являются одним из инструментов государственного упра­вления, обеспечивающего выполнение государством его функций и задач.

Перечисленные признаки финансов являются необходимым усло­вием реализации функций финансов. Основными функциями финансов являются:

1) распределение и перераспределение национального дохода на фе­деральном, региональном и местном уровнях в форме межтерри­ториального, межотраслевого, внутриотраслевого и внутрихозяй­ственного движения финансов;

2) контрольная функция финансов, обеспечивающая проверку со­блюдения законодательства в области финансов и выполнение финансовых обязательств;

3) регулирующая функция финансов, состоящая в организации фи­нансовых отношений и в воздействии государства на развитие экономики посредством финансовых рычагов.

Функционирование финансов основывается на следующих базовых принципах:

1) принцип федерализма, предполагающий гармоничное сочетание интересов в сфере финансовых отношений на федеральном и тер­риториальном уровнях;

2) принцип единства финансов, означающий единство нормативно-правовой базы, а также функционирование единой денежной си­стемы, единой кредитной системы, единой налоговой системы; единым должен быть финансовый учет;

3) принцип равноправия субъектов РФ в сфере финансовых отно­шений;

4) принцип сбалансированности, означающий соответствие до­ходов и расходов, своевременное исполнение денежных обяза­тельств;

5) принцип целевой направленности, реализующийся в коммерче­ских структурах как обеспечение прибыльности, рентабельности, а в государственных финансах — как мобилизация доходов в фор­ме налогов, сборов и неналоговых поступлений и распределение финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными парамет­рами;

6) принцип диверсификации источников финансирования и вложе­ний ресурсов, обеспечивающий маневренность и снижение фи­нансовых рисков;

7) принцип стратегической ориентированности финансов, предпо­лагающий разработку долгосрочных программ развития финан­сов;

8) принцип открытости и прозрачности, связанный с обеспечением гласности — доступности финансовой информации;

9) принцип разграничения полномочий и предметов ведения в об­ласти финансовой деятельности между законодательной, испол­нительной и судебной властями;

10) принцип научного подхода к организации финансов, означающий, что финансовая система должна опираться на научно обоснован­ную методологию;

11) принцип экономичности и рациональности, требующий эффек­тивности финансовой деятельности во всех сферах и на всех уров­нях;

12) принцип управляемости финансовыми потоками, предполагаю­щий недопустимость теневых финансовых потоков, надлежащее исполнение финансовых обязательств.

Перечисленные принципы финансов должны лежать в основе фор­мирования финансовых ресурсов и управления ими. Под финансовыми ресурсами понимается совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении субъектов финансовых отношений. Субъектами, которые ими располагают, являются государство, органы местного самоуправле­ния, предприятия, домохозяйства.

Различают следующие виды финансовых ресурсов:

1) собственные средства;

2) мобилизационные средства;

3) средства, поступающие в порядке перераспределения. Отдельные виды субъектов, располагающие финансовыми ресур­сами, имеют свой особый состав финансовых ресурсов.

Собственными средствами являются: на уровне государства и органов местного самоуправления — доходы государственных и муниципальных предприятий и доходы от внешнеэкономической деятельности; на уровне хозяйствующих субъектов — прибыль; на уровне населения — заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты социального харак­тера, доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибы­лях, от операций с личным имуществом, пенсии, пособия, стипендии.

Мобилизационными средствами являются: на уровне государства — государственный кредит, эмиссия денежных средств, доходы от эмис­сии ценных бумаг; на муниципальном уровне — муниципальный кредит и др.; на уровне хозяйствующих субъектов — банковский кредит и др.

Средства, поступающие в порядке перераспределения, представлены: на уровне государства и муниципальных образований — обязательными платежами; на уровне хозяйствующих субъектов и домохозяйств — процентами, дивидендами по ценным бумагам; на уровне населения — по­ступлениями средств от кредитно-финансовых операций.

Как самостоятельное понятие существует категория «финансовые ресурсы страны», к ним относят часть ВВП, представленную: валовой прибылью экономики; отчислениями в государственные внебюджет­ные социальные фонды; налогами на производство и импорт; налога­ми с физических лиц; сбережениями домашних хозяйств и кредитами, полученными из зарубежных стран.

Роль финансов в экономике России определяется тем, что финансы являются одним из основных механизмов развития рыночных инсти­тутов, укрепления федеративных основ устройства государства, опти­мизации экономической эффективности и социальной справедливос­ти, перераспределения ресурсов в социальную сферу и сферу домашних хозяйств, стимулирования инвестиционной активности предприятий, совершенствования банковской системы, глобализации экономических отношений и формирования международных рынков капиталов, повы­шения качества жизни граждан.

В целом состояние экономики страны определяется прежде всего со­стоянием финансовой системы. В современной России наиболее ост­рыми проблемами в области финансов являются:

1) обеспечение реального сектора экономики необходимыми финан­совыми и кредитными ресурсами;

2) достижение сбалансированности бюджетов всех уровней и госу­дарственных внебюджетных фондов;

3) совершенствование налоговой системы;

4) повышение эффективности использования государственной, му­ниципальной и частной собственности;

5) совершенствование бюджетного федерализма;

6) обеспечение единства денежно-кредитной и финансовой политики;

7) укрепление финансового контроля;

8) развитие системы страхования;

9) активное вовлечение сбережений населения в денежный оборот;

10) интеграция в мировую финансовую систему на равноправной осно­ве и др.

Государство в процессе своего функционирования осуществляет по­литическую деятельность в различных сферах общественной жизни, в том числе и в сфере финансов.

Под финансовой политикой государства понимается совокупность мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и эффективное использование для выполнения го­сударством своих функций. Финансовая политика включает комплекс целенаправленных действий властных структур по использованию фи­нансов. Содержанием финансовой политики являются: диагностика те­кущего состояния и происходящих изменений в финансовой системе; обоснование и формирование стратегии, целей и задач развития фи­нансов; тактика, способы и инструменты достижения установленных целей государственных финансов. Финансовая политика реализуется через бюджетную, налоговую, денежную, кредитную, инвестиционную, таможенную, научно-техническую, инвестиционную политики и полити­ки в области международных финансов.

Финансовая стратегия — долговременный курс финансовой полити­ки, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных проблем в финансовой сфере. Финансо­вая тактика — это методы решения финансовых задач по важнейшим направлениям финансовой стратегии.

Финансовая политика должна способствовать решению основных проблем, стоящих перед государством в области мобилизации и эф­фективного использования финансовых ресурсов, она направлена на регулирование экономических и социальных процессов посредством финансовых рычагов. Финансовая политика ориентирована на стиму­лирование передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики, урегулирование отно­шений с мировой финансовой системой.

Основными задачами финансовой политики в РФ являются:

1) обеспечение условий для формирования максимально возмож­ных финансовых ресурсов;

2) обеспечение рационального распределения и использования финан­совых ресурсов на федеральном, региональном и местном уровнях;

3) рациональное распределение финансовых ресурсов с учетом сте­пени приоритетности различных социально-экономических сфер;

4) создание и совершенствование финансового механизма в соответ­ствии с базовыми целями и задачами финансовой стратегии — до­стижением финансовой устойчивости и финансовой независимо­сти государства;

5) создание эффективной системы государственного управления фи­нансами.

Финансовая политика разрабатывается совместными усилиями ряда государственных структур. Приоритет в ее разработке принадлежит Пре­зиденту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Федеральное собрание рассматривает и утверждает ос­новные положения в области финансовой политики. Органы исполни­тельной власти ответственны за реализацию финансовой политики госу­дарства.

Финансовая политика представляет собой комплексное понятие, включающее три структурных элемента: разработку концепции фи­нансовой политики, создание финансового механизма и управление финансовой деятельностью.

Под концепцией понимаются основные цели и задачи государства в сфере управления финансами. Финансовым механизмом является сис­тема инструментов и рычагов воздействия финансов на экономические и социальные процессы. Наиболее значимыми являются такие механиз­мы, как финансовое обеспечение, финансовое регулирование, финансо­вое планирование и прогнозирование и др. Управление финансовой де­ятельностью заключается в регулировании финансовых отношений, в определении источников и направлений использования финансовых ресурсов государства.

В структуре финансовой политики особая роль принадлежит механиз­мам ее реализации. Под финансовым механизмом понимают систему установленных государством способов, методов, инструментов и рыча­гов воздействия на экономические и социальные процессы, реализуемую при распределении и перераспределении финансовых ресурсов. Государ­ство определяет способы организации финансовых отношений, которые закреплены в законах и других актах нормативного характера.

К числу конкретных механизмов финансовой политики относятся методы распределения ВВП, формы денежных накоплений, виды пла­тежей, принципы и направления использования государственных фи­нансовых ресурсов. Различают два метода финансового воздействия на развитие общества:

а) финансовое обеспечение, которое может осуществляться в не­скольких формах: самофинансирование, кредитование и безвоз­вратное финансирование;

б) финансовое регулирование, заключающееся в регламентирова­нии распределительных отношений в обществе в целом, в отрас­лях народного хозяйства, на предприятиях различных форм соб­ственности, например: налоговый метод, платежи, отчисления.

Приоритетные направления финансового механизма определяются финансовой политикой государства. Конкретными элементами финан­сового механизма являются:

1) формы управления финансами и финансовой системой;

2) система финансовых норм, правовое регламентирование финан­совых отношений;

3) методы финансового планирования и прогнозирования;

4) порядок формирования и использования централизованных и де­централизованных фондов денежных средств;

5) организация бюджетной системы;

6) организация рынка ценных бумаг;

7) финансовый контроль;

8) организация финансов предприятий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.