Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области управления финансами




Ведущая роль в управлении финансами принадлежит Министерству финансов и Министерству экономического развития и торговли, ко­торые являются основными исполнителями и координаторами в дан­ной сфере. Рассмотрим далее основные функции (полномочия) этих ведомств. Контрольные функции служб и агентств в области финан­сов требуют особого рассмотрения, к ним мы обратимся в Лекции 6.

Министерство финансов РФ (Минфин России) является федераль­ным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по вы­работке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской де­ятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной ча­сти трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспе­чения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Министерство финансов РФ вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ, и Правительства РФ. Министерство принимает нормативные право­вые акты, определяющие порядок:

♦ формирования отчетности об исполнении федерального бюдже­та, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов бюджетной системы РФ и консолидированного бюджета РФ;

♦ ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

♦ применения бюджетной классификации РФ;

♦ определения условий включения страховых организаций в реестр страховых организаций, договоры страхования которых могут при­ниматься в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей;

♦ контроля таможенной стоимости товаров и транспортных средств (совместно с Министерством экономического развития и торгов­ли РФ);

♦ ведения государственной долговой книги РФ и передачи Мини­стерству финансов РФ информации из государственной долго­вой книги субъекта РФ и муниципальной долговой книги;

♦ ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской от­четности;

♦ определения цен на драгоценные металлы, а также изделия из них, закупаемые в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РФ и реализуемые из него.

В круг полномочий Министерства финансов входит обширная дея­тельность по определению форм целого ряда документов. Определя­ются формы налоговых деклараций и порядок их заполнения. В обла­сти таможенного дела принимаются образцы таких документов, как форма таможенного приходного ордера, на основании которого про­изводится уплата таможенных пошлин, форма требования об уплате таможенных платежей, форма решения о взыскании в бесспорном по­рядке таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках.

Министерство финансов разрабатывает формы отчетов об итогах эмиссии федеральных государственных ценных бумаг, определяет ус­ловия эмиссии и обращения федеральных государственных ценных бумаг и принимает решения об эмиссии отдельных выпусков феде­ральных государственных ценных бумаг.

В области страхового дела Министерство финансов устанавливает требования к индикаторам финансовой устойчивости страховщиков, а также определяет формы учета и отчетности страховщиков.

Министерству финансов РФ принадлежат широкие полномочия в сфере управления государственным бюджетом России. Министер­ство составляет проект федерального бюджета, утверждает и ведет сводную бюджетную роспись федерального бюджета, представляет в Правительство РФ отчетность об исполнении федерального бюдже­та и консолидированного бюджета РФ, управляет в установленном порядке средствами Стабилизационного фонда РФ. Наряду с прак­тической деятельностью по управлению государственным бюджетом Министерство финансов осуществляет большую методическую рабо­ту, включая методическое руководство в области бюджетного плани­рования, направленного на повышение результативности бюджетных расходов, и методологическое обеспечение кассового обслуживания органами федерального казначейства бюджетов субъектов РФ и мес­тных бюджетов.

Ряд ответственных функций выполняет Министерство финансов в области организации бюджетного процесса. К ним относятся:

♦ ведение главными распорядителями средств федерального бюд­жета мониторинга бюджетного сектора;

♦ заключение от имени РФ договора о предоставлении государствен­ных гарантий РФ и договора обеспечения регрессных требований гаранта;

♦ управление в установленном порядке государственным долгом РФ;

♦ ведение государственной долговой книги РФ и осуществление учета информации о долговых обязательствах, отраженных в со­ответствующих долговых книгах субъектов РФ и муниципаль­ных образований;

♦ выполнение функций эмитента государственных ценных бу­маг;

♦ ведение государственной регистрации условий эмиссии и обра­щения государственных ценных бумаг субъектов РФ и муници­пальных ценных бумаг;

♦ обеспечение предоставления бюджетных ссуд и бюджетных кре­дитов в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовой год, и в порядке, установленном Правительством РФ;

♦ в установленном порядке ведение переговоров и подписание от имени Правительства РФ многосторонних соглашений с долж­никами и кредиторами в рамках Парижского клуба;

♦ сбор, обработка и анализ информации о состоянии государствен­ных и муниципальных финансов;

♦ организация перечисления межбюджетных трансфертов из фе­дерального бюджета бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований;

♦ согласование решений Пенсионного фонда РФ об объемах и струк­туре размещения средств страховых взносов.

Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль деятельности целого ряда находящихся в его ведении служб. Такими службами являются: Федеральная налоговая служба, Федеральная служ­ба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного над­зора, Федеральная служба по финансовому мониторингу и Федеральное казначейство. Министерство финансов осуществляет также контроль ис­полнения Федеральной таможенной службой нормативных правовых ак­тов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за:

а) соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах;

б) правильностью исчисления, полнотой и своевременностью вне­сения в соответствующий бюджет налогов и сборов в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

в) правильностью исчисления, полнотой и своевременностью вне­сения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

г) соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компе­тенции налоговых органов;

д) производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции.

Федеральная налоговая служба является уполномоченным федераль­ным органом исполнительной власти, осуществляющим государствен­ную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индиви­дуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. Служба является уполномоченным федеральным органом исполнитель­ной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

Федеральная налоговая служба ведет учет всех налогоплательщи­ков, сводный государственный реестр выданных лицензий, принима­ет решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней.

Федеральная служба страхового надзора осуществляет функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности; принимает реше­ния о выдаче или отказе в выдаче, аннулировании, ограничении, при­остановлении, возобновлении действия и отзыве лицензий субъектов страхового дела; проводит аттестацию страховых актуариев; ведет еди­ный государственный реестр субъектов страхового дела и реестр объе­динений субъектов страхового дела. Федеральная служба осуществля­ет расчет размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществля­ет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет функции по: а) противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; б) выявлению и пресечению фактов финан­сирования терроризма; в) координации деятельности иных федеральных органов исполнительной власти в этой сфере. Федеральная служба по финансовому мониторингу взаимодействует в установленном порядке и в пределах установленной сферы деятельности с Центральным банком РФ, с компетентными органами иностранных государств, с органами го­сударственной власти, с организациями, с должностными лицами и граж­данами иностранных государств как в РФ, так и за рубежом.

Федеральное казначейство (Казначейство России) является феде­ральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осу­ществляющим в соответствии с законодательством РФ правопримени­тельные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю ведения операций со сред­ствами федерального бюджета главными распорядителями, распоряди­телями и получателями средств федерального бюджета.

Федеральное казначейство осуществляет следующие функции:

1) доводит до главных распорядителей, распорядителей и получа­телей средств федерального бюджета показатели сводной бюд­жетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы фи­нансирования;

2) ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;

3) открывает в Центральном банке РФ и кредитных организациях сче­та по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответ­ствии с законодательством РФ, устанавливает режимы счетов фе­дерального бюджета;

4) открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, рас­порядителей и получателей средств федерального бюджета;

5) ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

6) ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федераль­ного бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;

7) составляет и представляет в Министерство финансов РФ оператив­ную информацию и отчетность об исполнении федерального бюд­жета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета РФ;

8) получает от главных распорядителей средств федерального бюдже­та, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления отчетности об исполнении феде­рального бюджета и консолидированного бюджета РФ. Федеральное казначейство осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы РФ в соответствии с законодательством РФ. Задачей Феде­рального казначейства является прогнозирование, кассовое планиро­вание средств федерального бюджета и управление операциями на едином счете федерального бюджета. Казначейство осуществляет кас­совое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, подтверждение денежных обязательств федерального бюджета и со­вершает разрешительную надпись на право осуществления расходов федерального бюджета в рамках выделенных лимитов бюджетных обя­зательств.

Федеральное казначейство обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы РФ от имени и по поручению соответ­ствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов или получа­телей средств указанных бюджетов, лицевые счета которых в установлен­ном порядке открыты в Федеральном казначействе.

Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового над­зора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федераль­ная служба по финансовому мониторингу и Федеральное казначейство не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности норматив­но-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Министерство экономического развития и торговли РФ (Минэко­номразвития России) является федеральным органом исполнитель­ной власти, осуществляющим функции по выработке государствен­ной политики и по нормативному правовому регулированию:

а) в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития;

б) таможенного дела;

в) торговли;

г) имущественных отношений;

д) несостоятельности (банкротства);

е) финансового оздоровления организаций;

ж) экономического развития субъектов РФ и муниципальных обра­зований;

з) инвестиционной деятельности;

и) формирования межгосударственных и федеральных целевых про­грамм;

к) мобилизационной подготовки экономики РФ.

Минэкономразвития обладает широкими полномочиями в области правотворческой деятельности, оно принимает нормативно-правовые акты, определяющие:

1) перечень и порядок определения показателей экономической эф­фективности деятельности федеральных государственных унитар­ных предприятий и открытых акционерных обществ, акции кото­рых находятся в федеральной собственности;

2) методические рекомендации по оценочной деятельности;

з) порядок подготовки решений об условиях приватизации имуще­ственных комплексов унитарных предприятий;

4) коэффициент-дефлятор, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ;

5) порядок ведения реестра банков, страховых организаций, кредит­ных организаций, объектов интеллектуальной собственности;

6) порядок таможенного оформления товаров;

7) порядок создания зон таможенного контроля;

8) другие вопросы в установленной сфере деятельности министер­ства и подведомственных федеральных служб и федеральных агентств.

Еще одним направлением деятельности Минэкономразвития в обла­сти правового регулирования экономики страны является подготовка заключений по проектам нормативных актов, регулирующих отноше­ния в предпринимательской деятельности, и по проектам федеральных целевых программ.

Минэкономразвития осуществляет обширную и разнообразную дея­тельность по мониторингу и экономическому анализу социально-эко­номических процессов. Министерство отслеживает содержание и каче­ство сводных финансовых балансов по РФ, субъектам и регионам РФ, отраслям и секторам экономики. Разработка государственных прогнозов социально-экономиче­ского развития на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды также является функцией Минэкономразвития. Эти про­гнозы разрабатываются для всех уровней и сфер экономики: для Российской Федерации, для субъектов и регионов РФ, для муници­пальных образований, для отраслей и секторов экономики. Выпол­няются прогнозные расчеты общеэкономических показателей систе­мы национальных счетов.

Минэкономразвития осуществляет координацию и контроль дея­тельности находящихся в его ведении служб и агентств. В число этих служб и агентств входят: Федеральная таможенная служба, Федеральное агентство по государственным резервам, Федеральное агентство кадастров объектов недвижимости, Федеральное агент­ство по управлению федеральным имуществом. Министерство так­же координирует деятельность Российского фонда федерального имущества.

Федеральная таможенная служба является федеральным орга­ном исполнительной власти, осуществляющим функции по контро­лю и надзору в области таможенного дела, а также функции агент­ства валютного контроля и специальные мероприятия по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными пра­вонарушениями.

Федеральная таможенная служба осуществляет следующие действия:

♦ взимание таможенных пошлин, налогов, сборов;

♦ таможенное оформление и таможенный контроль;

♦ принятие решений о классификации товаров в соответствии с То­варной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;

♦ ведение реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;

♦ ведение реестра банков и иных кредитных организаций, облада­ющих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей;

♦ ведение таможенной статистики внешней торговли и специаль­ной таможенной статистики;

♦ реализацию программы развития таможенного дела в Российской Федерации.

Федеральное агентство по государственным резервам1 является феде­ральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуще­ством в сфере управления государственным материальным резервом. Федеральное агентство организует формирование, размещение, хранение и обслуживание запасов материальных ценностей государственного ма­териального резерва и их ведомственную охрану; осуществляет управле­ние системой государственного материального резерва.

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим дей­ствия по управлению государственным имуществом и оказанию госу­дарственных услуг в сфере ведения кадастров объектов недвижимос­ти, землеустройства, инвентаризации объектов градостроительной деятельности, государственной кадастровой оценки земель и государ­ственного мониторинга земель, а также по государственному земель­ному контролю.

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной вла­сти, выполняющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, по оказанию государствен­ных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений. Федеральное агентство имеет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника в отношении следующих видов имущества:

а) имущества федеральных государственных унитарных предприя­тий;

б) имущества федеральных государственных учреждений;

в) акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного иму­щества, в том числе составляющего государственную казну РФ. Росимущество на правах собственника также осуществляет действия по передаче федерального имущества юридическим и физическим ли­цам, по приватизации (отчуждению) федерального имущества.

Росимущество выполняет ряд функций по учету и управлению фе­деральным имуществом, в том числе:

♦ учет федерального имущества;

♦ ведение реестра федерального имущества;

♦ организует оценку имущества;

♦ определяет условия договоров о проведении оценки федерально­го имущества;

♦ подготавливает проект прогнозного плана (программы) привати­зации федерального имущества;

♦ составляет отчет о результатах приватизации федерального иму­щества;

♦ ведет подготовку информации о результатах приватизации иму­щества субъектов РФ и муниципального имущества;

♦ принимает решения о реорганизации федеральных государствен­ных унитарных предприятий в форме слияния и присоединения, а также их ликвидации.

Службы и агентства, функции и полномочия которых были рас­смотрены (Федеральная таможенная служба, Федеральное агентство по государственным резервам, Федеральное агентство кадастра объек­тов недвижимости, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом), не обладают правами в области правотворческой деятель­ности. Они не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирова­ние, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ и поста­новлениями Правительства РФ.

Специализированное государственное учреждение при Правитель­стве РФ «Российский фонд федерального имущества» является феде­ральным государственным учреждением, осуществляющим в соответ­ствии с законодательством РФ следующие операции с имуществом:

1) продажу приватизируемого федерального имущества;

2) реализацию арестованного имущества; арест имущества может быть произведен:

а) во исполнение судебных решений;

б) на основе актов органов, которым предоставлено право прини­мать решения об обращении взыскания на имущество;

3) распоряжение и реализацию конфискованного, движимого бесхо­зяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собствен­ность государства по основаниям, предусмотренным законодатель­ными и иными нормативными правовыми актами РФ.

Российский фонд федерального имущества осуществляет следующие функции:

1) владеет от имени РФ федеральным имуществом, переданным ему федеральным органом исполнительной власти;

2) осуществляет от имени Правительства РФ продажу федерально­го имущества;

3) осуществляет продажу земельных участков;

4) осуществляет от имени РФ продажу за пределами территории РФ находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ;

5) обеспечивает оценку объектов федерального имущества в поряд­ке и в случаях, предусмотренных законодательством РФ об оце­ночной деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.