Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика межбюджетных отношений. Бюджетный федерализм




Межбюджетные отношения понимаются как отношения между органа­ми власти по разграничению на постоянной основе расходных полно­мочий, налогов, других платежей, поступающих в бюджетную систему страны, и межбюджетному регулированию, распределению совместных налогов по временным нормативам между бюджетами разных уровней и перераспределению средств из бюджетов одного уровня бюджетной системы в другой в разных формах.

Межбюджетные отношения определяются характером бюджетного устройства, т. е. бюджетным федерализмом. Под бюджетным федера­лизмом понимается форма бюджетного устройства в федеративном го­сударстве, определяющая бюджетные взаимоотношения федерального центра и регионов РФ. В соответствии с действующим в РФ законода­тельством доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных доходов, регулирующих доходов, дотаций, субвенции и кредитных ресурсов.

Бюджетный федерализм опирается на ряд базовых принципов, среди которых наиболее значимыми являются: наличие не менее трех основных уровней бюджетной системы; единство общегосудар­ственных интересов и интересов населения; сочетание принципов централизма и децентрализма; активное участие субъектов Федера­ции в формировании и реализации налогово-бюджетной политики государства.

Модель бюджетных отношений в условиях бюджетного федера­лизма формируется с учетом конкретных экономических и полити­ческих условий. Совершенствование межбюджетных отношений в РФ проводится по ряду направлений. Снижается налоговая нагруз­ка, что создает более благоприятные условия для развития бизнеса.

Основным источником средств при регулировании межбюджетных отношений является Фонд финансовой поддержки регионов, кото­рый должен расти соответственно росту индекса потребительских цен и распределяться таким образом, чтобы не порождать иждивенче­ство в регионах с низкой бюджетной обеспеченностью. Но последнее требование вступает в противоречие с задачами, которые надо решать в социальной сфере. Требует совершенствования порядок финанси­рования закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) и наукоградов. Дискуссионным является вопрос о бюджет­ных ссудах, предназначенных для ликвидации кассовых разрывов, но на практике используемых регионами как дополнительные источни­ки финансирования.

Несовершенство межбюджетных отношений проявляется, в част­ности, в отсутствии баланса между финансовой самостоятельностью, ответственностью регионов и укреплением вертикали власти. Неред­ко регионы с высоким налоговым потенциалом оказываются в слож­ных финансовых условиях вследствие государственного перераспре­деления финансовых ресурсов. «Бедные» регионы, получая в свою пользу финансовые средства за счет перераспределения, лишаются стимула к наращиванию своего экономического потенциала. Главная проблема заключается в том, чтобы найти механизмы обеспечения ба­ланса интересов РФ и субъектов РФ, чтобы преодолеть исторически сло­жившееся неравенство финансового потенциала регионов. При этом не­обходим высокоинформативный числовой индикатор для оценки уровня бюджетной самостоятельности региона. К числу таких показателей отно­сится отношение суммы поступлений средств в региональный бюджет из федерального бюджета к сумме поступлений из данного регионального бюджета в федеральный бюджет.1 На основе данного и ряда других пока­зателей формируется финансовая политика государства в сфере межбюд­жетных отношений.

Улучшение практики ведения финансовой политики и совершен­ствование управления финансами в регионах стимулируется Фондом реформирования региональных финансов, средства которого форми­руются за счет заимствований Мирового банка, выделяющего по $40 млн ежегодно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.