КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовые основы налогообложения юридических лиц
План чтения лекции по курсу «Финансовое право» (на факультете подготовки следственных работников, факультете подготовки оперативных работников, и факультете подготовки иностранных специалистов СПб Университета МВД РФ)
Тема 7/1-7/2 СИСТЕМА НАЛОГОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Учебные вопросы: 1. Налоги, их понятие, функции и классификация. 2 Налоговые правоотношения 3. Налоги, взимаемые с юридических лиц
Время: 2+2 часа Место: лекционный зал (2-й корпус) Литература 1. Конституция РФ. Закон РФ от 12.12.1993г. с изменениями от 10.02.1996. 2. Налоговый кодекс РФ ч.1 по состоянию на 25 августа 2008 г. 3. Налоговый кодекс РФ ч.2 по состоянию на 1 октября 2009г. 4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002г. 5. Федеральный закон от 8 августа 2001г. №128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”. 6. Финансовое право. Учебник/Под ред. д.ю.н.,проф. Н.И. Химичевой. М.Юристъ,2005. 7. Финансовое право России. Учебное пособие/Под ред. д.ю.н., проф. Ялбуганова А.А., М.2005. 8. Финансовое право. Курс лекций/Под ред. д.ю.н., проф. Игнатьевой С.В., СПб. 2005. 9. Финансовое право. Учебник./ Под ред. д. ю. н., доцента Е.Ю. Грачевой, д.ю.н., проф. Г.П. Толстопятенко. М. Проспект. 2003. 10. Е.Н. Евстигнеев, Н.Г. Викторова, Е.Г. Ткачева. Основы налогообложения и налогового права. Учебное пособие. Вопросы и ответы. М. ИНФРА-М. 2004. 11. Игнатьева С.В., Вашкович Н.Ю., Киртаев А.С. Финансовое и налоговое право. Учебное пособие в схемах и таблицах. / Под общ ред. Сальникова В.П. СПб. 2002. 12. Кучеров И.И. Налоговое право России. Курс лекций. М. Юр Инфор. 2004.
Содержание учебных вопросов: 1 вопрос. НАЛОГИ, ИХ ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И КЛАССИФИКАЦИЯ. Экономическая ситуация, сложившаяся в России в период перехода к рынку, потребовала проведения принципиально новой налоговой политики.
Что же понимается под налогом? Какова его природа? Налоги — один из древнейших финансовых институтов: они возникли вместе с появлением государства и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения возложенных на них обществом функций. Основная роль налогов — фискальная, соответственно чему они используются как источник доходов государственной казны, предназначенной для удовлетворения интересов общества и государства. Под налогом понимается взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиком в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Юридические и физические лица, на которых в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги, именуются налогоплательщиками. Право государства взимать налоги и обязанность населения их платить вытекает из необходимости существования государства и его учреждений в интересах всего общества и отдельных лиц. При этом государство должно руководствоваться определенными принципами: • всеобщности (каждый должен участвовать в поддержке государства соразмерно своей платежной способности, т. е. пропорционально доходу); • определенности (налогоплательщику должны быть • дешевизны взимания (необходимо минимизировать • справедливости обложения (освобождать от обложения минимум для существования и облагать высокими • законодательной формы учреждения налога.
Вместе с тем имеются существенные различия между налогами, пошлинами и сборами: • Налог — это обязательный безвозмездный платеж (взнос), установленный законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в нем; • Сборы и пошлины взимаются государственными и местными органами (учреждениями) за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права. Этим они отличаются от налогов. Но они не цена услуги (хотя их величина определяется видом услуги) и не элемент услуги, хотя уплачиваются в связи с ее окончанием. · Частичная возмездность пошлин и сборов отличает их от налога. · Пошлины и сборы взимаются только с тех, кто вступает в отношения с соответствующими органами (учреждениями) по поводу получения нужных ему услуг, т. е. обязательность уплаты пошлин или сбора наступает в результате свободного выбора плательщика в отличие от условий возникновения налоговой обязанности. • Сборы, в отличие от налога, должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались. • Госпошлина, в отличие от налога, — это плата за оказание плательщику какой-либо услуги, поэтому необходима соразмерность между стоимостью услуги и платой за нее. В новом Налоговом кодексе нашло отражение четкое разграничение понятий налога и сбора. Так, в соответствии - со ст. 8 Налогового кодекса, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления. Налогу в его исконном смысле присущ особый механизм его взимания, элементы которого устанавливаются законом и определяют структуру последнего. В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены элементы налогообложения: круг плательщиков, объект налогообложения, ставка налога, сроки и способы его уплаты, налоговая база, налоговый период, льготы.
Конституцией РФ и Налоговым кодексом, вступившим в силу с 1 января 1999 г., закрепляются отдельные принципы налогообложения: • всеобщность (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции); • верховенство представительной власти в их установлении (ст. 57, 71, 76,105,106 Конституции); • прямое действие во времени законов, устанавливающих новые налоги (ст. 57 Конституции); • законность установления налогов и сборов (ст. 3 НК РФ); • не допускается устанавливать дифференцированные • экономическая обоснованность налогов с боров (ст. 3 НК РФ); • принцип наличия всех элементов налога в налоговом законе (ст. 17 НК РФ); • определенность налогообложения (ст.3 НК РФ); • приоритет ратифицированных РФ международных норм и правил налогообложения в случае расхождения их с национальным правом. Основная функция — фискальная, касающаяся интересов государственной казны. Государство, устанавливая налоги, стремится, прежде всего, обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления своих функций и возложенных задач. Пополняя бюджет, налоги являются одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим институтом реализации государственных приоритетов. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Под системой налогов и сборов понимается совокупность всех обязательных платежей, взимаемых в соответствии с налоговым законодательством на территории Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.
В настоящее время эта система отражает федеративное устройство государства. Все налоги и сборы распределены между тремя уровнями системы налогов и сборов. С учетом этого выделяются: федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы. Система налогов и сборов, действующая в России в настоящее время, сформировалась к концу 1992 г. Но уже в середине 1992 г. и в последующие годы в нее были внесены существенные изменения. Появились новые виды налогов, а в существующие — внесены изменения и дополнения. Концепция построения системы налогов в нашей стране базировалась на отказе от идеи отмены налогов, на формировании целостной системы, охватывающей обложение доходов, имущества и потребления и способствующей становлению рыночного хозяйства. Вместе с тем она базировалась в основном на зарубежном опыте, так как в период ее создания отечественного опыта в налогообложении в условиях перехода от государственной экономики к рыночной не было. С принятием нового Налогового кодекса РФ система налогов претерпевала существенное реформирование, хотя основные принципы ее построения в кодексе сохранены. Суть налоговой реформы заключалась в том, чтобы сократить общее количество налоговых льгот, что позволило расширить круг налогоплательщиков и тем самым увеличить налоговую базу. Предусматривалась также возможность снизить налоговые ставки по некоторым налогам и отменить большое количество налогов. На конец 1998 г. количество применяемых на территории России налогов с учетом введенных региональными и местными органами власти составило порядка 200. Принятие Налогового кодекса сократило это количество в 5-7 раз. В кодексе введено ограничение полномочий федеральных органов власти, органов субъектов федерации и местных органов на введение налогов, используется исчерпывающий перечень федеральных, региональных и местных налогов. Классификация налогов. Объединение налогов в систему предполагает возможность их классификации по разным основаниям, что позволяет анализировать систему с разных позиций. Новый Налоговый кодекс (ст. 12) все налоги подразделяет на 3 вида (исходя из государственного устройства РФ): • федеральные налоги и сборы; • налоги и сборы субъектов РФ (их чаще всего называют региональными); • местные налоги и сборы. Такое деление позволяет, например, определить долю налогов каждого вида в общей сумме налоговых поступлений и соотнести ее (через расходы) с объемом функций органов власти каждого уровня. Особенностью федеральных налогов является то, что они устанавливаются только федеральными законами и обязательны к взиманию на территории всей страны. К федеральным налогам и сборам Налоговый кодекс относит: 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы на отдельные группы и виды товаров (услуг); 3) налог на доходы от капитала; 4) налог на пользование недрами; 5) взносы в государственные внебюджетные фонды; 6) налог на прибыль организаций; 7) таможенная пошлина и таможенные сборы; 8) подоходный налог с физических лиц; 9) государственная пошлина; 10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; 11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; 12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; 13) лесной налог; 14) водный налог; 15) экологический налог; 16) федеральные лицензионные сборы.
Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом, вводимые в действие законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. Согласно ст. 14 Налогового кодекса к региональным налогам и сборам относятся: 1) налог на имущество организаций; 2) налог на недвижимость; 3) дорожный налог; 4) транспортный налог; 5)налог с продаж; 6) налог на игорный бизнес; 7) региональные лицензионные сборы. При этом при введении налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога. Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Согласно ст. 15 Налогового кодекса к местным налогам и сборам относятся: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц; 3) налог на рекламу; 4) налог на наследование и дарение; 5) местные лицензионные сборы. В целом общее число федеральных, а также местных налогов и сборов существенно сокращено, а перечень налогов и сборов субъектов РФ расширен, поскольку в него включены, в частности, налог на недвижимость, дорожный налог, налог с владельцев транспортных средств, имевшие ранее федеральный характер. Система налогов дополнена также некоторыми новыми видами платежей, таких как налог на капитал, экологический налог, налог на пользование недрами и др. Также конкретизированы налоги на природные ресурсы. Страховые взносы, поступающие в федеральные внебюджетные фонды социального назначения, включены в группу федеральных налогов. Налоги могут быть классифицированы не только по уровню компетенции органов власти, но и по другим основаниям. В зависимости от плательщиков налоги можно классифицировать следующим образом: а) с физических лиц (налог на доходы, на имущество физических лиц, налог на наследование и дарение и др.); б) с юридических лиц и их филиалов и подразделений, в) смешанного состава, т. е. взимаемые с юридических В зависимости от связи с объектом налогообложения, налоги подразделяются на прямые (основная группа налогов в Российской Федерации) и косвенные. К числу последних относятся акцизы, взимаемые с ограниченного круга товаров (ликероводочные, табачные изделия, легковые автомобили, шины, ювелирные изделия и др.), налог на добавленную стоимость (взимается с основной массы товаров, услуг, работ), таможенные пошлины и др. Косвенные налоги включаются в цену товара и фактически уплачиваются конечным потребителем этих товаров, хотя юридическим плательщиком является их продавец. 2 вопрос. НАЛОГОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ Общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с организаций и физических лиц, урегулированные нормами налогового права, называются налоговыми правоотношениями. Как все финансовые правоотношения, налоговые правоотношения, являясь их частью, носят властно-имущественный характер. Но им присущи и свои особенности: 1) они возникают в процессе налоговой деятельности 2) они включают две группы правоотношений — так называемые общие (общерегулятивные) и конкретные. Основную массу налоговых правоотношений составляют конкретные нормы, через которые реализуются общие правоотношения и юридическим содержанием которых являются права и обязанности конкретных персонифицированных субъектов. Налоговое правоотношение, как и любое другое правоотношение, состоит из следующих элементов: субъектов, объектов и содержания. Рассмотрим подробнее элементы налогового правоотношения. Субъектный состав. Стороны налоговых правоотношений, наделенные юридическими правами и обязанностями, считаются субъектами этих правоотношений. В налоговых правоотношениях участвуют различные субъекты: налогоплательщики (юридические и физические лица), налоговые органы, налоговые агенты, сборщики налогов, кредитные организации. Налогоплательщик — это плательщик налога. Основной его признак — наличие самостоятельного дохода. Обязанность уплатить налог за счет собственных средств не означает, что налогоплательщик должен уплатить налог непосредственно (т. е. со своего счета). От имени налогоплательщика налог может быть уплачен и иным лицом (представителем). Кодекс ввел в круг возможных участников налоговых правоотношений представителя налогоплательщика (гл. 4). Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Налоговым кодексом и иными федеральными законами. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами и иными участниками налоговых правоотношений. Уполномоченными представителями налогоплательщика не могут быть должностные лица налоговых и таможенных органов, судьи, следователи и прокуроры. Уполномоченные представители действуют на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ. Финансовые органы обязаны вести учет налогоплательщиков. Налогоплательщик подлежит в обязательном порядке постановке на учет в налоговых органах РФ. При этом банки и кредитные учреждения открывают расчетные и иные счета налогоплательщикам только при предъявлении ими документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе, и в пятидневный срок сообщают в этот орган об открытии указанных счетов. Налоговый кодекс РФ также уточнил состав участников налоговых правоотношений. Так, помимо налогоплательщиков названы налоговые агенты и сборщики налогов (ст.24, 25). Налоговые агенты – это лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов и сборов. Такую обязанность Налоговый Кодекс возлагает, например, на работодателей, осуществляющих выплаты физическим лицам (ст. 226). На налоговых агентах лежит ответственность за правильное и своевременное исчисление, удержание и перечисление налогов в бюджет. Сборщики налогов, в качестве которых могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, другие уполномоченные органы и должностные лица, осуществляют прием от налогоплательщиков средств в уплату налогов и перечисление их в бюджет (например, органы связи). Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает данное правоотношение — обязательный безвозмездный платеж (взнос), размер которого определяется в соответствии с установленными налоговым законодательством правилами. Следует различать понятия объект налогового правоотношения и объект налогообложения. Эти понятия не идентичны. Объектом налоговых правоотношений является недвижимое и движимое имущество (материальные и нематериальные объекты). К объектам относятся доходы от хозяйственной деятельности, выполнение работ и услуг, доходы от операций с ценными бумагами, от пользования природными ресурсами и др. Объектом налогообложения, в теории финансового права, являются те юридические факты, которые обуславливают обязанности уплаты налога: владение имуществом, получение дохода, совершение оборота по реализации товара и т. п. Налоговый кодекс Российской Федерации определяет понятие “объект налогообложения” так: “Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога, (п.1 ст. 38 части первой НК РФ). Однако это определение недостаточно четкое. Например, нельзя согласиться с тем, что обязанность по уплате налога возникает в связи с наличием стоимости реализованных товаров. Такая обязанность возникает в случае реализации товаров, а их стоимость является основой для исчисления налоговой базы. Обязанности участников правовых отношений возникают в силу определенных законодательством юридических фактов (событий, действий, состояний). Сама по себе стоимость товаров (работ, услуг) не может вызвать возникновение обязанности. Причина допущенной неточности в Налоговом кодексе заключается в том, что законодатель не выделил в качестве отдельного, самостоятельного элемента налогового обязательства предмет налогообложения, а признаки предмета налогообложения придал объекту. Термин “предмет налогового обложения” обозначает признаки фактического (не юридического) характера, которые обосновывают взимание соответствующего налога. Например, объектом налога на землю является право собственности на земельный участок, а не земельный участок непосредственно (он – предмет налогообложения). Сам по себе земельный участок – предмет материального мира – не порождает никаких налоговых последствий. Эти последствия порождают определенное состояние субъекта по отношению к предмету налогообложения в данном случае – собственность. Содержание налогового правоотношения, как и любого другого правоотношения, раскрывается через права и обязанности субъектов правоотношения. Рассмотрим права налогоплательщика, предусмотренные в налоговом законодательстве, перечень которых уточнен и расширен в Налоговом кодексе (ст. 21). Налогоплательщик имеет право: • пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленных законодательными актами; • представлять налоговым органам документы, подтверждающие право на льготы по налогам; • знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами; • представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проведенных проверок; • в установленном законом порядке обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц; • другие права. Кодекс (ст. 23) в перечне обязанностей налогоплательщиков выделил две группы: 1) общие для организации и физических лиц; 2) дополнительные к ним обязанности — организаций и индивидуальных предпринимателей.
К основным обязанностям налогоплательщиков первой группы относятся: • обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать налоги; • вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее 5 лет; • представлять налоговым органам необходимые для • выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах; • другие обязанности. Налогоплательщики второй группы помимо этих обязанностей должны: • письменно сообщать по месту учета, сведения об открытии или закрытии счета — в 10-ти дневный срок; • сообщать о прекращении своей деятельности; • извещать об изменении своего местонахождения и др. Неисполнение обязательств налогоплательщиком причиняет ущерб государству, поэтому в налоговых правоотношениях существует особый порядок применения санкций к правонарушителям. За неисполнение налогоплательщиком своих обязательств по уплате налогов законодательством предусмотрена юридическая ответственность — административная, финансовая и уголовная. Рассмотрим права и обязанности налоговых органов. Основополагающим документом их деятельности являлся Закон РФ “О Государственной налоговой службе РСФСР” от 21.03.91 г, ныне — закон РФ “О налоговых органах Российской Федерации” от 08.07.99 г. Указом Президента РФ от 23.12.98г. № 1635 Государственная налоговая служба преобразована в Министерство по налогам и сборам РФ. Среди прав налоговых органов и их должностных лиц следует назвать следующие права: а) осуществлять контроль за постановкой налогоплательщиков на учет и правильностью исчисления ими налогов; б) производить проверку денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов; в) требовать документы и получать необходимые объяснения, справки, сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну; г) изымать в порядке, предусмотренном действующим законодательством,1 документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения, если имеются достаточные основания предполагать, что они будут уничтожены; скрыты, исправлены или заменены; д) обследовать используемые для извлечения доходов производственные, складские, торговые и иные помещения; е) требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых предприятий устранения выявленных нарушений законодательства о налогах; ж) накладывать в случаях, предусмотренных законодательством, финансовые и административные санкции (штрафы, пени, приостановку операций по счетам налогоплательщиков, налагать арест на их имущество и др.); з) взыскивать недоимку (налоговую задолженность), пени и штрафы с физических лиц и юридических лиц, обращая взыскание недоимки на полученные ими доходы, а в случае их отсутствия — на имущество этих лиц; и) предоставлять отсрочку и рассрочку уплаты штрафов за нарушение налогового законодательства РФ в случаях, когда их применение может привести к прекращению производственной деятельности налогоплательщика; к) предъявлять в суды иски: о ликвидации предприятия; о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам дохода; о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий дохода; о признании регистрации предприятия недействительной и о взыскании задолженности по налогам. Закон от 08.07.99 г. отнес к задачам налоговых органов также валютный контроль 1. Вступая в налоговые правоотношения с налогоплательщиками и другими лицами, налоговые органы обязаны сохранять коммерческую тайну, тайну сведений о вкладах физических лиц и выполнять другие обязанности, предусмотренные Законом РФ “О налоговых органах РФ” от 08.07.99 г., а также Налоговым кодексом РФ (ст. 31). Ущерб (включая упущенную выгоду), причиненный налогоплательщикам вследствие ненадлежащего осуществления налоговыми органами и их сотрудниками возложенных на них обязанностей, подлежит возмещению в установленном порядке. Кроме того, налоговые органы и их сотрудники могут привлекаться к другим видам ответственности, предусмотренным законодательными актами РФ. Налоговые органы ежемесячно представляют финансовым органам сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет. Меры ответственности налогоплательщиков за нарушения налогового законодательства определяются в первую очередь Налоговым кодексом РФ (ст. 45-51, 75-77, гл. 15 и 16), а также Уголовным кодексом (ст. 198, 199) Налоговый кодекс определяет виды налоговых правонарушений (ст. 116—129), устанавливают порядок предъявления и наложения налоговыми органами санкций, а также процедуры действия этих органов (ст. 106-115).
3 вопрос. НАЛОГИ, ВЗИМАЕМЫЕ С ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ. Система налогов в Российской Федерации построена таким образом, что к какому бы уровню этой системы (федеральному, региональному или местному) налог не относился его в большинстве случаев уплачивают как юридические, так и физические лица. Исключение составляют “Налог на прибыль организаций”, “Налог с доходов физических лиц” и некоторые другие. Мы ограничимся рассмотрением только некоторых налогов, которые платят юридические лица и за счет которых поступают основные доходы в бюджетную систему Российской Федерации. Остановимся на отдельных и новых элементах этих налогов, которые подвергаются наиболее частым изменениям в ходе налоговой реформы. Налог на добавленную стоимость Налог на добавленную стоимость (НДС) впервые был установлен а Российской Федерации законом от 6 декабря 1991 года. (ВВС РФ 1991, № 52, ст. 1871). В настоящее время действует на основании НК РФ (часть вторая) гл. 21, ст.ст. 143-178. НДС относится к группе косвенных налогов, так как он влияет на цену и бремя его уплаты ложится на конечного потребителя. Смысл налога заключается в том, что он взимается с той части стоимости, которая добавляется (прирастает) на каждой стадии производства и реализации товаров, работ, услуг на территории Российской Федерации и определяется как разница между стоимости реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Среди налогов и доходов, которые поступают в 2003 году в федеральный бюджет составляющих сумму 1892363700 руб,- доходы от налога на добавленную стоимость составляют – 946218500 руб, т.е. почти половину1 НДС часто используется как регулирующий доход, т.е. от него производятся отчисления в доходы нижестоящих бюджетов, для их сбалансирования. Единый социальный налог. Единый социальный налог установлен гл.24 ст. ст. 234-245 НК РФ, предназначен для мобилизации средств по реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. Объектом являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. (ст.236 НК). Не относятся к объекту обложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей пользования имущества (имущественных прав). Не признаются объектом налогообложения выплаты и вознаграждения (вне зависимо от формы, в которой они производятся), если у налогоплательщиков – организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде. Налог на прибыль Налог на прибыль с организаций взимается в соответствии с гл 25 ч.2 НК Российской Федерации ст. 246 – 333. Относится к группе прямых налогов, так как его сумма зависит непосредственно от результатов хозяйственной деятельности организации. Транспортный налог. Транспортный налог регулируется гл. 28 ст.ст. 356-363. НК РФ и законами субъектов Российской Федерации. Вводя налог, законодательные органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога в пределах установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Даю задание на самоподготовку.
Доцент кафедры административного права П-к милиции ____________________ А.А. Морозов
«__» 2009 г. 1 Инструкция Минфина РФ от 26.07.1991 г. № 161176//Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств 1992. №1. 1 Российская газета 1999. 14 июля 1 Собрание законодательства РФ. 2002, № 52, ст. 5132.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |