Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовые основы налогообложения юридических лиц




План

чтения лекции по курсу «Финансовое право»

(на факультете подготовки следственных работников, факультете подготовки оперативных работников, и факультете подготовки иностранных специалистов СПб Университета МВД РФ)

 

Тема 7/1-7/2 СИСТЕМА НАЛОГОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

 

Учебные вопросы: 1. Налоги, их понятие, функции и классификация.

2 Налоговые правоотношения

3. Налоги, взимаемые с юридических лиц

 

Время: 2+2 часа

Место: лекционный зал (2-й корпус)

Литература

1. Конституция РФ. Закон РФ от 12.12.1993г. с изменениями от 10.02.1996.

2. Налоговый кодекс РФ ч.1 по состоянию на 25 августа 2008 г.

3. Налоговый кодекс РФ ч.2 по состоянию на 1 октября 2009г.

4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002г.

5. Федеральный закон от 8 августа 2001г. №128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”.

6. Финансовое право. Учебник/Под ред. д.ю.н.,проф. Н.И. Химичевой. М.Юристъ,2005.

7. Финансовое право России. Учебное пособие/Под ред. д.ю.н., проф. Ялбуганова А.А., М.2005.

8. Финансовое право. Курс лекций/Под ред. д.ю.н., проф. Игнатьевой С.В., СПб. 2005.

9. Финансовое право. Учебник./ Под ред. д. ю. н., доцента Е.Ю. Грачевой, д.ю.н., проф. Г.П. Толстопятенко. М. Проспект. 2003.

10. Е.Н. Евстигнеев, Н.Г. Викторова, Е.Г. Ткачева. Основы налогообложения и налогового права. Учебное пособие. Вопросы и ответы. М. ИНФРА-М. 2004.

11. Игнатьева С.В., Вашкович Н.Ю., Киртаев А.С. Финансовое и налоговое право. Учебное пособие в схемах и таблицах. / Под общ ред. Сальникова В.П. СПб. 2002.

12. Кучеров И.И. Налоговое право России. Курс лекций. М. Юр Инфор. 2004.

 

 

Содержание учебных вопросов:

1 вопрос. НАЛОГИ, ИХ ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ И КЛАССИФИКАЦИЯ.

Экономическая ситуация, сложившаяся в России в пе­риод перехода к рынку, потребовала проведения принци­пиально новой налоговой политики.

Что же понимается под налогом? Какова его природа? Налоги — один из древнейших финансовых институтов: они возникли вместе с появлением государства и использо­вались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспече­ния возложенных на них обществом функций. Основная роль налогов — фискальная, соответственно чему они ис­пользуются как источник доходов государственной каз­ны, предназначенной для удовлетворения интересов обще­ства и государства.

Под налогом понимается взнос в бюджет соответствую­щего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиком в порядке и на условиях, определяемых за­конодательными актами. Юридические и физические лица, на которых в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги, именуются налогоплательщиками.

Право государства взимать налоги и обязанность насе­ления их платить вытекает из необходимости существова­ния государства и его учреждений в интересах всего обще­ства и отдельных лиц. При этом государство должно руко­водствоваться определенными принципами:

• всеобщности (каждый должен участвовать в поддер­жке государства соразмерно своей платежной способнос­ти, т. е. пропорционально доходу);

• определенности (налогоплательщику должны быть
известны время, место, способ и размер платежа);

• дешевизны взимания (необходимо минимизировать
издержки по взиманию налогов);

• справедливости обложения (освобождать от обложе­ния минимум для существования и облагать высокими
ставками крупные имущества и доходы);

• законодательной формы учреждения налога.
К общим признакам законодатель относит: законно ус­тановленную форму определения порядка и условий взимания налогов; обязательность уплаты, принудительный характер их изъятия; связь с бюджетом или внебюджетным фон­дом; безэквивалентность платежа.

Вместе с тем имеются существенные различия между налогами, пошлинами и сборами:

• Налог — это обязательный безвозмездный платеж (взнос), установленный законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и в опреде­ленный срок. Налоги зачисляются в бюджет соответству­ющего уровня и обезличиваются в нем;

• Сборы и пошлины взимаются государственными и мес­тными органами (учреждениями) за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права. Этим они отличаются от налогов. Но они не цена услуги (хотя их величина определяется видом услуги) и не элемент услу­ги, хотя уплачиваются в связи с ее окончанием.

· Частичная возмездность пошлин и сборов отличает их от налога.

· Пошлины и сборы взимаются только с тех, кто вступа­ет в отношения с соответствующими органами (учрежде­ниями) по поводу получения нужных ему услуг, т. е. обя­зательность уплаты пошлин или сбора наступает в резуль­тате свободного выбора плательщика в отличие от условий возникновения налоговой обязанности.

• Сборы, в отличие от налога, должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались.

• Госпошлина, в отличие от налога, — это плата за оказание плательщику какой-либо услуги, поэтому необ­ходима соразмерность между стоимостью услуги и платой за нее.

В новом Налоговом кодексе нашло отражение четкое разграничение понятий налога и сбора. Так, в соответствии - со ст. 8 Налогового кодекса, под налогом понимается обя­зательный, индивидуально безвозмездный платеж, взима­емый с организаций и физических лиц в форме отчужде­ния принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности го­сударства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимае­мый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах пла­тельщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления.

Налогу в его исконном смысле присущ особый меха­низм его взимания, элементы которого устанавливаются законом и определяют структуру последнего. В соответствии со ст. 17 НК РФ налог счи­тается установленным лишь в том случае, когда определе­ны элементы налогообложения: круг плательщиков, объект налогообложения, ставка налога, сроки и способы его уплаты, налоговая база, нало­говый период, льготы.

Конституцией РФ и Налоговым кодексом, вступившим в силу с 1 января 1999 г., закрепляются отдельные принципы на­логообложения:

• всеобщность (каждый обязан платить законно уста­новленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции);

• верховенство представительной власти в их установ­лении (ст. 57, 71, 76,105,106 Конституции);

• прямое действие во времени законов, устанавливаю­щих новые налоги (ст. 57 Конституции);

• законность установления налогов и сборов (ст. 3 НК РФ);

• не допускается устанавливать дифференцированные
ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (ст. 3 НК РФ);

• экономическая обоснованность налогов с боров (ст. 3 НК РФ);

• принцип наличия всех элементов налога в налоговом законе (ст. 17 НК РФ);

• определенность налогообложения (ст.3 НК РФ);

• приоритет ратифицированных РФ международных норм и правил налогообложения в случае расхождения их с национальным правом.

Основная функция — фискальная, касающаяся инте­ресов государственной казны. Государство, устанавливая налоги, стремится, прежде всего, обеспечить себе необхо­димую материальную базу для осуществления своих фун­кций и возложенных задач.

Пополняя бюджет, налоги являются одним из основ­ных источников финансирования всех направлений дея­тельности государства и экономическим институтом реа­лизации государственных приоритетов.

Система налогов и сборов в Российской Федерации.

Под системой налогов и сборов понимается совокупность всех обязательных платежей, взимаемых в соответствии с налоговым законодательством на территории Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

В настоящее время эта система отражает федеративное устройство государства. Все налоги и сборы распределены между тремя уровнями системы налогов и сборов. С учетом этого выделяются: федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы.

Система налогов и сборов, действующая в России в настоящее время, сформировалась к концу 1992 г. Но уже в середине 1992 г. и в последующие годы в нее были внесены суще­ственные изменения. Появились новые виды налогов, а в существующие — внесены изменения и дополнения.

Концепция построения системы налогов в нашей стране базировалась на отказе от идеи отмены налогов, на формировании целостной системы, охватывающей обло­жение доходов, имущества и потребления и способствую­щей становлению рыночного хозяйства.

Вместе с тем она базировалась в основном на зарубеж­ном опыте, так как в период ее создания отечественного опыта в налогообложении в условиях перехода от государ­ственной экономики к рыночной не было.

С принятием нового Налогового кодекса РФ система налогов претерпевала существенное реформирование, хотя основные принципы ее построения в кодексе сохранены.

Суть налоговой реформы заключалась в том, чтобы сократить общее количество налоговых льгот, что позволило расширить круг налогоплательщиков и тем самым увеличить налоговую базу. Предусматривалась так­же возможность снизить налоговые ставки по некоторым налогам и отменить большое количество налогов. На конец 1998 г. количество применяемых на территории России налогов с учетом введенных региональными и местными органами власти составило порядка 200. Принятие Нало­гового кодекса сократило это количество в 5-7 раз. В ко­дексе введено ограничение полномочий федеральных орга­нов власти, органов субъектов федерации и местных органов на введение налогов, используется исчерпывающий пере­чень федеральных, региональных и местных налогов.

Классификация налогов. Объединение налогов в систему предполагает возможность их классификации по разным ос­нованиям, что позволяет анализировать систему с разных позиций. Новый Налоговый кодекс (ст. 12) все налоги подраз­деляет на 3 вида (исходя из государственного устройства РФ):

• федеральные налоги и сборы;

• налоги и сборы субъектов РФ (их чаще всего называ­ют региональными);

• местные налоги и сборы.

Такое деление позволяет, например, определить долю налогов каждого вида в общей сумме налоговых поступле­ний и соотнести ее (через расходы) с объемом функций ор­ганов власти каждого уровня.

Особенностью федеральных налогов является то, что они устанавливаются только федеральными законами и обяза­тельны к взиманию на территории всей страны. К федераль­ным налогам и сборам Налоговый кодекс относит:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные группы и виды товаров (услуг);

3) налог на доходы от капитала;

4) налог на пользование недрами;

5) взносы в государственные внебюджетные фонды;

6) налог на прибыль организаций;

7) таможенная пошлина и таможенные сборы;

8) подоходный налог с физических лиц;

9) государственная пошлина;

10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углево­дородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.

 

Региональными признаются налоги и сборы, устанав­ливаемые Налоговым кодексом, вводимые в действие за­конами субъектов РФ и обязательные к уплате на терри­тории соответствующих субъектов РФ.

Согласно ст. 14 Налогового кодекса к региональным налогам и сборам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5)налог с продаж;

6) налог на игорный бизнес;

7) региональные лицензионные сборы.

При этом при введении налога на недвижимость прекра­щается действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливае­мые и вводимые в действие в соответствии с Налоговым ко­дексом, нормативными правовыми актами представитель­ных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

Согласно ст. 15 Налогового кодекса к местным нало­гам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) налог на рекламу;

4) налог на наследование и дарение;

5) местные лицензионные сборы.

В целом общее число федеральных, а также местных на­логов и сборов существенно сокращено, а перечень налогов и сборов субъектов РФ расширен, поскольку в него включе­ны, в частности, налог на недвижимость, дорожный налог, налог с владельцев транспортных средств, имевшие ранее федеральный характер.

Система налогов дополнена также некоторыми новы­ми видами платежей, таких как налог на капитал, эколо­гический налог, налог на пользование недрами и др. Также конкретизированы налоги на природные ресурсы. Страхо­вые взносы, поступающие в федеральные внебюджетные фонды социального назначения, включены в группу феде­ральных налогов.

Налоги могут быть классифицированы не только по уровню компетенции органов власти, но и по другим осно­ваниям.

В зависимости от плательщиков налоги можно класси­фицировать следующим образом:

а) с физических лиц (налог на доходы, на имущество физи­ческих лиц, налог на наследование и дарение и др.);

б) с юридических лиц и их филиалов и подразделений,
имеющих отдельный баланс и расчетный счет (налог на
прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), транспортный налог и др.);

в) смешанного состава, т. е. взимаемые с юридических
и физических лиц (таможенная пошлина, государственная пошлина, земельный налог и др.).

В зависимости от связи с объектом налогообложения, налоги подразделяются на прямые (основная группа на­логов в Российской Федерации) и косвенные. К числу последних относятся ак­цизы, взимаемые с ограниченного круга товаров (ликероводочные, табачные изделия, легковые автомобили, шины, ювелирные изделия и др.), налог на добавленную стоимость (взимается с основной мас­сы товаров, услуг, работ), таможенные пошлины и др. Кос­венные налоги включаются в цену товара и фактически уплачиваются конечным потребителем этих товаров, хотя юридическим плательщиком является их продавец.

2 вопрос. НАЛОГОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

Общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с организаций и физических лиц, урегулированные нормами налогового права, называются налоговыми правоотношениями.

Как все финансовые правоотношения, налоговые правоотношения, являясь их частью, носят властно-имуще­ственный характер. Но им присущи и свои особенности:

1) они возникают в процессе налоговой деятельности
государства, т. е. деятельности по установлению и взима­нию налогов;

2) они включают две группы правоотношений — так на­зываемые общие (общерегулятивные) и конкретные.

Основную массу налоговых правоотношений составля­ют конкретные нормы, через которые реализуются общие правоотношения и юридическим содержанием которых являются права и обязанности конкретных персонифици­рованных субъектов. Налоговое правоотношение, как и любое другое правоотношение, состоит из следующих эле­ментов: субъектов, объектов и содержания. Рассмотрим подробнее элементы налогового правоотношения.

Субъектный состав. Стороны налоговых правоотношений, наделенные юри­дическими правами и обязанностями, считаются субъек­тами этих правоотношений.

В налоговых правоотношениях участвуют различные субъекты: налогоплательщики (юридические и физичес­кие лица), налоговые органы, налоговые агенты, сборщики налогов, кредитные организации.

Налогоплательщик — это плательщик налога. Основной его при­знак — наличие самостоятельного дохода. Обязанность уп­латить налог за счет собственных средств не означает, что налогоплательщик должен уплатить налог непосредствен­но (т. е. со своего счета). От имени налогоплательщика на­лог может быть уплачен и иным лицом (представителем).

Кодекс ввел в круг возможных участников налоговых правоотношений представителя налогоплательщика (гл. 4).

Полномочия представителя должны быть документаль­но подтверждены в соответствии с Налоговым кодексом и иными федеральными законами. Уполномоченным пред­ставителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплатель­щиком представлять его интересы в отношениях с налого­выми органами и иными участниками налоговых право­отношений. Уполномоченными представителями налого­плательщика не могут быть должностные лица налоговых и таможенных органов, су­дьи, следователи и прокуроры. Уполномоченные представители действуют на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ.

Финансовые органы обязаны вести учет налогоплатель­щиков. Налогоплательщик подлежит в обязательном поряд­ке постановке на учет в налоговых органах РФ. При этом банки и кредитные учреждения открывают расчетные и иные счета налогоплательщикам только при предъявлении ими документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе, и в пятидневный срок сообщают в этот орган об открытии указанных счетов.

Налоговый кодекс РФ также уточнил состав участников налоговых правоотношений. Так, помимо налогоплательщиков названы налоговые агенты и сборщики налогов (ст.24, 25).

Налоговые агенты – это лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов и сборов. Такую обязанность Налоговый Кодекс возлагает, например, на работодателей, осуществляющих выплаты физическим лицам (ст. 226). На налоговых агентах лежит ответственность за правильное и своевременное исчисление, удержание и перечисление налогов в бюджет.

Сборщики налогов, в качестве которых могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, другие уполномоченные органы и должностные лица, осуществляют прием от налогоплательщиков средств в уплату налогов и перечисление их в бюджет (например, органы связи).

Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает данное правоотношение — обяза­тельный безвозмездный платеж (взнос), размер которого определяется в соответствии с установленными налоговым законодательством правилами.

Следует различать понятия объект налогового право­отношения и объект налогообложения. Эти по­нятия не идентичны.

Объектом налоговых правоотношений является недви­жимое и движимое имущество (материальные и нематери­альные объекты). К объектам относятся доходы от хозяй­ственной деятельности, выполнение работ и услуг, доходы от операций с ценными бумагами, от пользования природ­ными ресурсами и др.

Объектом налогообложения, в теории финансового пра­ва, являются те юридические факты, которые обуславли­вают обязанности уплаты налога: владение имуществом, получение дохода, совершение оборота по реализации то­вара и т. п.

Налоговый кодекс Российской Федерации определяет понятие “объект налогообложения” так: “Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога, (п.1 ст. 38 части первой НК РФ).

Однако это определение недостаточно четкое. Например, нельзя согласиться с тем, что обязанность по уплате налога возникает в связи с наличием стоимости реализованных товаров. Такая обязанность возникает в случае реализации товаров, а их стоимость является основой для исчисления налоговой базы.

Обязанности участников правовых отношений возникают в силу определенных законодательством юридических фактов (событий, действий, состояний). Сама по себе стоимость товаров (работ, услуг) не может вызвать возникновение обязанности.

Причина допущенной неточности в Налоговом кодексе заключается в том, что законодатель не выделил в качестве отдельного, самостоятельного элемента налогового обязательства предмет налогообложения, а признаки предмета налогообложения придал объекту.

Термин “предмет налогового обложения” обозначает признаки фактического (не юридического) характера, которые обосновывают взимание соответствующего налога.

Например, объектом налога на землю является право собственности на земельный участок, а не земельный участок непосредственно (он – предмет налогообложения). Сам по себе земельный участок – предмет материального мира – не порождает никаких налоговых последствий. Эти последствия порождают определенное состояние субъекта по отношению к предмету налогообложения в данном случае – собственность.

Содержание налогового правоотношения, как и любого другого правоотношения, раскрывается через права и обя­занности субъектов правоотношения.

Рассмотрим права налогоплательщика, предусмотрен­ные в налоговом законодательстве, перечень которых уточ­нен и расширен в Налоговом кодексе (ст. 21). Налогопла­тельщик имеет право:

• пользоваться льготами по уплате налогов на основани­ях и в порядке, установленных законодательными актами;

• представлять налоговым органам документы, под­тверждающие право на льготы по налогам;

• знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;

• представлять налоговым органам пояснения по исчис­лению и уплате налогов и по актам проведенных проверок;

• в установленном законом порядке обжаловать реше­ния налоговых органов и действия их должностных лиц;

• другие права.

Кодекс (ст. 23) в перечне обязанностей налогоплательщиков выделил две группы: 1) общие для организации и физичес­ких лиц; 2) дополнительные к ним обязанности — органи­заций и индивидуальных предпринимателей.

 

К основным обязанностям налогоплательщиков первой группы относятся:

• обязанность своевременно и в полном объеме уплачи­вать налоги;

• вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их со­хранность не менее 5 лет;

• представлять налоговым органам необходимые для
исчисления и уплаты налогов документы и сведения;

• выполнять требования налогового органа об устране­нии выявленных нарушений законодательства о налогах;

• другие обязанности.

Налогоплательщики второй группы помимо этих обя­занностей должны:

• письменно сообщать по месту учета, сведения об от­крытии или закрытии счета — в 10-ти дневный срок;

• сообщать о прекращении своей деятельности;

• извещать об изменении своего местонахождения и др.
Налоговый кодекс (ст. 44) установил также основание прекращения обязанности налогоплательщика по уплате налогов.

Неисполнение обязательств налогоплательщиком при­чиняет ущерб государству, поэтому в налоговых правоот­ношениях существует особый порядок применения санк­ций к правонарушителям.

За неисполнение налогоплательщиком своих обяза­тельств по уплате налогов законодательством предусмот­рена юридическая ответственность — административная, финансовая и уголовная.

Рассмотрим права и обязанности налоговых органов. Основопо­лагающим документом их деятельности являлся Закон РФ “О Государственной налоговой службе РСФСР” от 21.03.91 г, ныне — закон РФ “О налоговых органах Рос­сийской Федерации” от 08.07.99 г. Указом Президента РФ от 23.12.98г. № 1635 Государственная налоговая служба преобразована в Министерство по налогам и сборам РФ. Среди прав налоговых органов и их должностных лиц сле­дует назвать следующие права:

а) осуществлять контроль за постановкой налогоплательщиков на учет и правильностью исчисления ими налогов;

б) производить проверку денежных документов, бух­галтерских книг, отчетов, смет, деклараций и иных доку­ментов, связанных с исчислением и уплатой налогов;

в) требовать документы и получать необходимые объяс­нения, справки, сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки, за исключением сведений, составляющих ком­мерческую тайну;

г) изымать в порядке, предусмотренном действующим законодательством,1 документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения, если имеются достаточные основания предполагать, что они будут уничтожены; скрыты, исправлены или заменены;

д) обследовать используемые для извлечения доходов производственные, складские, торговые и иные помещения;

е) требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых предприятий устранения выявленных нарушений законодательства о налогах;

ж) накладывать в случаях, предусмотренных законода­тельством, финансовые и административные санкции (штра­фы, пени, приостановку операций по счетам налогоплатель­щиков, налагать арест на их имущество и др.);

з) взыскивать недоимку (налоговую задолженность), пени и штрафы с физических лиц и юридических лиц, обращая взыскание недоимки на полученные ими доходы, а в случае их отсутствия — на имущество этих лиц;

и) предоставлять отсрочку и рассрочку уплаты штрафов за нарушение налогового законодательства РФ в случаях, когда их применение может привести к прекращению про­изводственной деятельности налогоплательщика;

к) предъявлять в суды иски: о ликвидации предприя­тия; о признании сделок недействительными и о взыска­нии в доход государства всего полученного по таким сдел­кам дохода; о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий дохода; о признании регистрации предприятия недействительной и о взыскании задолженности по налогам.

Закон от 08.07.99 г. отнес к задачам налоговых орга­нов также валютный контроль 1.

Вступая в налоговые правоотношения с налогоплатель­щиками и другими лицами, налоговые органы обязаны со­хранять коммерческую тайну, тайну сведений о вкладах физических лиц и выполнять другие обязанности, предус­мотренные Законом РФ “О налоговых органах РФ” от 08.07.99 г., а также Налоговым кодексом РФ (ст. 31).

Ущерб (включая упущенную выгоду), причиненный на­логоплательщикам вследствие ненадлежащего осуществле­ния налоговыми органами и их сотрудниками возложенных на них обязанностей, подлежит возмещению в установлен­ном порядке. Кроме того, налоговые органы и их сотрудни­ки могут привлекаться к другим видам ответственности, пре­дусмотренным законодательными актами РФ.

Налоговые органы ежемесячно представляют финансо­вым органам сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет.

Меры ответственности налогоплательщиков за нару­шения налогового законодательства определяются в пер­вую очередь Налоговым кодексом РФ (ст. 45-51, 75-77, гл. 15 и 16), а также Уголовным кодексом (ст. 198, 199) Налоговый кодекс определяет виды налоговых правона­рушений (ст. 116—129), устанавливают порядок предъяв­ления и наложения налоговыми органами санкций, а также процедуры действия этих органов (ст. 106-115).

 

3 вопрос. НАЛОГИ, ВЗИМАЕМЫЕ С ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ.

Система налогов в Российской Федерации построена таким образом, что к какому бы уровню этой системы (федеральному, региональному или местному) налог не относился его в большинстве случаев уплачивают как юридические, так и физические лица. Исключение составляют “Налог на прибыль организаций”, “Налог с доходов физических лиц” и некоторые другие. Мы ограничимся рассмотрением только некоторых налогов, которые платят юридические лица и за счет которых поступают основные доходы в бюджетную систему Российской Федерации. Остановимся на отдельных и новых элементах этих налогов, которые подвергаются наиболее частым изменениям в ходе налоговой реформы.

Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость (НДС) впервые был установлен а Российской Федерации законом от 6 декабря 1991 года. (ВВС РФ 1991, № 52, ст. 1871). В настоящее время действует на основании НК РФ (часть вторая) гл. 21, ст.ст. 143-178.

НДС относится к группе косвенных налогов, так как он влияет на цену и бремя его уплаты ложится на конечного потребителя. Смысл налога заключается в том, что он взимается с той части стоимости, которая добавляется (прирастает) на каждой стадии производства и реализации товаров, работ, услуг на территории Российской Федерации и определяется как разница между стоимости реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Среди налогов и доходов, которые поступают в 2003 году в федеральный бюджет составляющих сумму 1892363700 руб,- доходы от налога на добавленную стоимость составляют – 946218500 руб, т.е. почти половину1 НДС часто используется как регулирующий доход, т.е. от него производятся отчисления в доходы нижестоящих бюджетов, для их сбалансирования.

Единый социальный налог.

Единый социальный налог установлен гл.24 ст. ст. 234-245 НК РФ, предназначен для мобилизации средств по реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.

Объектом являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. (ст.236 НК).

Не относятся к объекту обложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей пользования имущества (имущественных прав).

Не признаются объектом налогообложения выплаты и вознаграждения (вне зависимо от формы, в которой они производятся), если у налогоплательщиков – организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Налог на прибыль

Налог на прибыль с организаций взимается в соответствии с гл 25 ч.2 НК Российской Федерации ст. 246 – 333. Относится к группе прямых налогов, так как его сумма зависит непосредственно от результатов хозяйственной деятельности организации.

Транспортный налог.

Транспортный налог регулируется гл. 28 ст.ст. 356-363. НК РФ и законами субъектов Российской Федерации. Вводя налог, законодательные органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога в пределах установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

 

Даю задание на самоподготовку.

 

Доцент кафедры административного права

П-к милиции ____________________ А.А. Морозов

 

 

«__» 2009 г.


1 Инструкция Минфина РФ от 26.07.1991 г. № 161176//Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств 1992. №1.

1 Российская газета 1999. 14 июля

1 Собрание законодательства РФ. 2002, № 52, ст. 5132.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.113 сек.