Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стандартные налоговые вычеты




План

План

чтения лекции по курсу «Финансовое право»

(на факультете подготовки следственных работников, факультете подготовки оперативных работников, и факультете подготовки иностранных специалистов СПб Университета МВД РФ)

 

Тема 6/1-6/2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Учебные вопросы: 1. Понятие государственного и муниципального кредита

2. Виды долговых обязательств

3. Правовые основы сберегательного дела

4. Правовые основы банковской деятельности.

Время: 2 +2 часа

Место: лекционный зал (2-й корпус)

 

Литература:

1. Конституция РФ. М. 1993.

2. Бюджетный кодекс РФ от 31.08.1998.

3. Федеральный закон “О Центральном банке Российской Федерации

(Банке России)” от 10.07.2002. № 86-ФЗ.

4. Федеральный закон “О банках и банковской деятельности” от 2.12.1990.

№ 395-1 (в ред. от 2002).

5. Федеральный закон “О государственной регистрации юридических лиц

в РФ” от 8.08.2001. № 129 – ФЗ.

6. Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве) кредитных

организаций” от 25.02.1999. № 40-ФЗ.

7. Закон РФ “О залоге” от 29.05.1992. № 2872-1.

8. Карасева М.В. Финансовое право. М., 2002.

9. Селюков А.Д. Государственный и муниципальный кредит. Правовое

обеспе­чение. М., 2000.

10. Финансовое право. Учебник/ под ред.О.Н. Горбуновой. 2002.

11. Грачёва Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право М., 2003.

12. Г.А. Тосунян, А.Ю. Викулин, А.М. Экмалян. Банковское право

Российской Федерации. Общая часть. Особенная часть в 2-х т. Под общей

ред. Б.Н. Топорнина. М., 2002.

13. Алексеева Д.Г., Хоменко Е.Г. Банковское право: Вопросы и ответы.М.,2002.

Содержание учебных вопросов:

1 вопрос. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО КРЕДИТА.

Государственный (муниципальный) кредит может быть охарактеризован как экономическая и правовая категории.

Государственный (муниципальный) кредит как экономичес­кая категория это система денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на доброволь­ной основе временно свободных денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов. Как правовая категория — государственный (муниципальный) кредит это самосто­ятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общест­венные отношения, складывающиеся в процессе привлечения го­сударством и муниципальными образованиями временно свобод­ных денежных средств юридических и физических лиц на усло­виях добровольности, возвратности, срочности и возмездности для покрытия бюджетного дефицита и регулирования денеж­ного обращения.

Государство и муниципальные образования используют кредит для обеспечения процесса финансирова­ния своих задач. Полученные таким образом средства по­ступают в распоряжение органов государственной и муниципаль­ной власти, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются на покрытие бюджетного дефицита. В после­дующем источником погашения государственных и муниципаль­ных займов и выплат процентов по ним выступают средства бюд­жета.

К специфическим чертам государственного кредита можно отнести: 1) добровольный характер; 2) возвратный и платный характер; 3)при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, нахо­дящееся в его собственности; 4) специфический целевой ха­рактер: погашение бюджетного дефицита; 5) государственный кре­дит носит срочный характер. В БК РФ предусмотрено, что государст­венные и муниципальные долговые обязательства не могут пре­вышать соответственно 30 и 10 лет.

Правовой основой государственного кредита, в первую оче­редь, является Конституция РФ, где в ч. 3 ст. 104 говорится, что “законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении фи­нансовых обязательств государства, другие законопроекты, пре­дусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации”. Часть 4 ст. 75 Конститу­ции РФ предусматривает, что государственные займы выпускаются в поряд­ке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе. Помимо конституционных норм правовую основу государственного кредита с 1 января 2000 г. образуют со­ответствующие нормы БК РФ (гл. 14 и 15), ГК РФ (§ 1 гл. 42), ежегодно принимаемые законы о федеральном бюджете на соот­ветствующий год, федеральные законы “О рынке ценных бумаг”1, “Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг”2, “О порядке перевода государ­ственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Феде­рации”3, а также иные законы и подзаконные нормативные акты. Источником права являются также некоторые нормы междуна­родного права, содержащиеся в международных, договорах и со­глашениях о предоставляемых или получаемых Российской Фе­дерацией кредитах, гарантиях и поручительствах.

Вопросы государственного кредита конкретных субъектов РФ, а также муниципального кредита регулируются, помимо БК РФ, также конституциями и уставами субъектов Федерации, а также уставами конкретных муниципальных образований.

Таким образом, анализ правовых основ государственного и муниципального кредита позволяет сделать вывод о его комплексном, межотрасле­вом характере. Государственный (муниципальный) кредит регулируется нормами финансового, гражданского и международного права.

Функционирование государственного кредита ведет к образо­ванию государственного долга, под которым понимаются долго­вые обязательства России перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными органи­зациями и иными субъектами международного права. Государст­венный долг полностью обеспечивается всем нахо­дящимся в федеральной собственности имуществом, составляю­щим государственную казну (ст. 97 БК РФ).

Государственный долг подразделяется на капитальный и те­кущий. Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты, которые должны быть уплачены по этим обязательствам. Текущий государственный долг составляют расходы по вы­плате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам госу­дарства и по погашению обязательств, срок оплаты которых на­ступил.

В зависимости от субъектов-кредиторов государственный долг делится на внутренний и внешний.

Кредиторами по внутренним займам преимущественно высту­пают физические и юридические лица, являющиеся резидентами данного государства. Внутренние займы выпускаются в нацио­нальной валюте. Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используют­ся различные налоговые льготы. Бюджетный кодекс РФ в ст. 89 определяет госу­дарственные внутренние заимствования как займы, привлекае­мые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в валюте РФ, по кото­рым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или га­ранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в ва­люте РФ.

Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рын­ках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны разме­щения. Внешние заимствования РФ законодатель определяет как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, ино­странных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов други­ми заемщиками, выраженные в иностранной валюте. Привлечение заемных средств может осуществляться путём а) размещения долговых ценных бумаг и б) получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов.

В зависимости от того, у какого субъекта возникают долговые обязательства в результате заемной деятельности, различают обще­государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъекта Российской Федерации и муниципальный долг.

В ст. 98 Бюджетного кодекса РФ указывается, что государственный (муниципальный) кредит, а также долговые обязательства, образующие государственный долг Российской Федерации, могут выступать в форме:

— кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика, с кредитными организациями, ино­странными государствами и международными финансовыми ор­ганизациями;

— государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

— договоров и соглашений о получении Российской Федера­цией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

— договоров о предоставлении Российской Федерацией госу­дарственных гарантий;

— соглашений и договоров, в том числе международных, за­ключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации дол­говых обязательств РФ прошлых лет (ст. 98 БК РФ).

Долговые обязательства могут носить краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (от 5 до 30 лет) характер. Любые долговые обяза­тельства РФ погашаются в сроки, которые определяются кон­кретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.

Формы долговых обязательств РФ представлены на схеме 1.

 

 

Схема 1

 

ФОРМЫ ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РФ

 

  ФОРМЫ ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  

 

 

       
   
 
 
   
 
   
 
   
 
   
 

 

  ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  

долгосрочные (от пяти до 30 лет)
среднесрочные (от одного года до пяти лет)
краткосрочные (до одного года)

 

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам ее субъектов и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Фе­дерацией. Субъекты РФ и муниципальные образования также не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам РФ.

Управление государственным долгом – одно из направлений финансовой политики государства, оно зависит от стратегических целей развития общества. Политику в отношении государственного долга определяет Федеральное собрание на основании предложений Правительства и Банка России. Контроль за состоянием государственного долга и использованием кредитных ресурсов возлагается на Счетную палату РФ.

Конкретная деятельность по управлению государственным внутренним долгом, связанная с выпуском и размещением долговых обязательств, обслуживанием и погашением государственного долга, прогнозированием и регулированием рынка ценных бумаг осуществляется Правительством в соответствии с законодательными актами.

Бюджетный кодекс РФ запрещает изменять условия выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроки выплаты и размеры процентных платежей, сроки обраще­ния (см. ст. 98 БК РФ).

К основным методам управления государственным долгом относятся: рефинансирование, реструктуризация и пролонга­ция.

До введения в действие БК РФ использовались такие методы управления государственным долгом, как: конверсия, консолидация, унификация, отсрочка, аннулирование долга. Под конверсией, понимается изменение размера доходности займа, т.е. сни­жение или повышение процентной ставки дохода, изменение размера доходности займа, т.е. сни­жение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам. Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Уве­личение срока действия уже выпущенных займов называется консолидацией госу­дарственного долга. Совместно с консолидацией может проводиться и унификация займов, т.е. объединение нескольких займов в один. Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводит­ся в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов неэффективно для государства. Под аннулированием государственного долга понимается отказ государст­ва от долговых обязательств.

В условиях постоянного роста государственной задолженности государство может прибег­нуть к рефинансированию, т.е. к погашению старой государствен­ной задолженности путем выпуска новых займов. Рефинансиро­вание неоднократно использовалось в нашей стране, в частности, при погашении задолженности по государственному трехпроцент­ному внутреннему выигрышному займу 1966 г., а также при вы­пуске казначейских обязательств государства в середине 50-х гг. Рефинансирование используется при выплате процентов и пога­шении по внешней части государственного долга.

В настоящее время законодательством предусмотрена также ре­структуризация долга, под которой понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами. В БК РФ указывается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Обслуживание государственного долга производится Цент­ральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установле­но Правительством РФ посредством осуществления операций по раз­мещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме (п. 2 ст. 119 БК РФ).

Правительство РФ должно ежегодно публиковать данные о со­стоянии государственного внутреннего долга.

Верхний предел государственного внутреннего долга устанав­ливается высшим представительным органом при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год.

2 вопрос. ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА.

 

Правовыми формами государственного кредита являются:

- государственные займы;

- иные долговые обязательства;

- сберегательное дело.

Одной из наиболее распространенных форм государственного кредита РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований являются государственные (муниципальные) займы.

Проведение государственных займов осуществляется в форме выпуска различных ценных бумаг, среди которых наиболее рас­пространены облигации внутреннего государственного займа, удостоверяющие долговое обязательство государства и дающие право их владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и проценты по облигациям.

По договору государственного займа заемщиком выступает Российская Федерация, субъект Российской Федерации, а заимодавцем – гражданин или юридическое лицо. Государственные займы являются добровольными.

Договор заключается путем приобретения займодавцем выпущенных государственных облигаций и иных государственных ценных бумаг, удостоверяющих право займодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов, либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение. Изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается.

Правила о договоре государственного займа соответственно применяются к займам, выпускаемым муниципальным образованием.

Правовую основу выпуска и размещения долговых ценных бумаг образуют: нормы ГК РФ, БК РФ, федеральные законы “О рынке ценных бумаг” от 22 апреля 1996 г. в ред. от 07.08.2001г.1 и “Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных цен­ных бумаг” от 29 июля 1998 г.2

Государственные займы можно классифицировать по различным основаниям.

По срокам действия займы делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от одного года до 5 лет), долгосрочные (от 5 до 30 лет.) Государство использует займы всех видов сроков по­гашения. Так, в соответствии с постановлением Совета Мини­стров РФ от 8 августа 1993 г.3 первоначально на три, затем на шесть месяцев и на один год выпускались государственные крат­косрочные бескупонные облигации (ГКО).Сроком до одного года были выпущены золотые сертификаты 1993 г. На 10 лет был выпущен государственный внутренний вы­игрышный заем 1992 г. — с 1 октября 1992 г. по 1 октября 2002 г.

По субъекту эмиссии государственные займы подразделяются на выпускаемые Правительством РФ, правительствами субъектов РФ и органами местного самоуправления.

В зависимости от того, в какой валюте возникли долговые обязательства, они делятся на внешние или внутренние (ст. 89 БК РФ). Под государственными внешними заимствованиями РФ по­нимаются займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых орга­низаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте. Госу­дарственные внутренние заимствования РФ включает займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в валюте РФ, по которым возникают долговые обязательства РФ как заем­щика или гаранта погашения займов другими заемщиками, вы­раженные в российской валюте. Муниципальные заимствования в соответствии со ст. 91 БК РФ могут быть только в российской валюте.

В зависимости от субъектов — держателей ценных бумаг раз­личают государственные займы, которые могут реализовываться среди населения, среди юридических лиц, размещаться среди фи­зических и юридических лиц.

По форме выплаты, доходов бывают процентные, выигрыш­ные, смешанные, целевые займы. Владельцы процентно-выигрышных займов ежегодно получают твердый доход путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг, без ежегод­ных выплат. Владельцы выигрышных облигаций получают доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций, где доход выплачива­ется только по тем облигациям, которые попали в тиражи выиг­рышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные, но в настоя­щее время они не выпускаются.

В зависимости от методов размещения государственные займы делятся на добровольные, размещаемые по подписке, и принудительные.

По форме займы могут быть облигационными и безоблигаци­онными. Облигационные займы связаны с эмиссией ценных бумаг. Безоблигационные займы оформляются подписанием со­глашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств. Обязанность изготовления, хранения и рассылки облигаций государственных займов возложена на Министерство финансов РФ.

Реализация ценных бумаг осуществляется через банковскую систему. Центральный банк РФ производит первичную реализа­цию государственных ценных бумаг, а коммерческие банки — вторичную реали­зацию. Первичное размещение и реализация ценных бумаг, регулируются Федеральным зако­ном “О рынке ценных бумаг”

Экономический кризис 1997 г. привел к резкому ухудшению положения на рынке государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО), облигаций федеральных займов (ОФЗ). В июле 1998 г. было принято решение о прекращении новых выпусков ГКО, а их владельцам было предложено обменять их в добровольном порядке на валютные обязательства Правительства РФ со сроком 7 и 20 лет. В августе 1998 г. Правительство РФ не смогло рассчитаться по своим долговым обязательствам. Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1998 г. был утвержден Порядок погашения ГКО о ОФЗ с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г.1 Распоряжением Правительства РФ “О новации по государственным ценным бумагам” от 12 декабря 1998 г. определены условия осуществления новации по ГКО и ОФЗ со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенными в обращение до Заявления Правительства РФ и ЦБ РФ от 17 августа 1998 г. В соответствии с этими условиями осуществляется выпуск других видов государственных ценных бумаг.

 

3 вопрос. Правовые основы сберегательного дела в Российской Федерации.

 

Среди источников финансирования своих функций, государство наряду с прочими активно использовало сбережения граждан и средства на счетах юридических лиц. Естественно этот процесс требовал соответствующей правовой регламентации в виде конкретизации вопросов прав вкладчиков, защиты из интересов и гарантий этой защиты со стороны государства. К сожалению события, имевшие место в экономике нашей страны в конце ХХ века, когда вклады населения подверглись обесцениванию, отрицательно отразились на этой сфере финансовых правоотношений. Преодоление пагубных последствий финансовых потрясений необходимо в силу того, что привлечение вкладов играет важную роль для стабильности денежного обращения, обеспечивает сокращение находящихся в обороте наличных денег и, в конечном счете, положительно влияет на денежную систему и экономику в целом.

Правовой базой сберегательного дела в Российской Федерации являются федеральные законы “О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)” от 10 июля 2002 г. и “О банках и банковской деятельности” в редакции от 21 марта 2002 г.

Вкладом считаются денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения доходов. Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов. В случае, если вкладчик требует вернуть вклад, то никаких ограничений Российское законодательство для этого не предусматривает.

Вкладчиками могут быть граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства. Они свободны в выборе банка для размещения во вклады своих денежных средств и могут иметь вклады как в одном, так и несколько банках, получать по ним доход и совершать безналичные расчеты в соответствии с договором.

Для защиты интересов вкладчиков и компенсации потерь законом предусмотрено создание Федерального фонда обязательного страхования вкладов, участниками которого являются ЦБ РФ и банки привлекающие средства граждан. Но в то же время, банки вправе создавать фонды добровольного страхования вкладов, как некоммерческие организации.

Возврат вкладов и их сохранность в банках созданных государством, и в банках в уставном капитале которых государству принадлежит более 50 % голосующих акций, гарантируются государством в порядке предусмотренном Гражданским Кодексом РФ.

На государственном уровне разработана система мер для повышения надежности хранения денежных средств населения и хозяйствующих субъектов в кредитных учреждениях, а именно:

- страхование вкладов,

- депонирование обязательных резервов в Банке России,

- формирование обязательных страховых фондов.

Особая роль в организации сберегательного дела принадлежит Сберегательному Банку РФ.

Сберегательный банк предлагает разнообразные виды вкладов, среди которых наиболее распространены следующие.

Вклад до востребования – наиболее распространенный вид вклада. Он может быть получен любым лицом, предъявившим сберегательную книжку с пометкой “на предъявителя”, в любое время, а также в полном объеме вклада или частично.

Срочные вклады принимаются на срок не менее одного года, выплата средств с вклада по частям не производится. Поскольку в данном случае Сберегательный банк может пользоваться вложенными денежными средствами в течение достаточно большого, заранее оговоренного срока, проценты по этому виду вклада выше, чем по вкладу до востребования. Открыть счет можно внеся наличные деньги или безналичным путем. Дополнительные взносы не принимаются. При закрытии счета ранее одного года со дня внесения вклада доход по нему выплачивается в размере, установленном по вкладам до востребования. При перечислении суммы на новый вклад срок хранения не прерывается.

Выигрышные вклады разыгрываются между всеми вкладчиками данного вида вклада, и проценты по ним не начисляются. Обычно выигрыши по этим вкладам проводятся в пределах города и ли региона.

Целевые вклады на детей принимаются на имя ребенка в возрасте до 16 лет и на 10-летний срок. Первоначальный взнос для открытия целевого вклада делается наличными деньгами, дальнейшие поступления на вклад могут производится как наличными деньгами, так и безналичным образом. Целевой вклад должен храниться не менее 10 лет, и банк выплачивает всю сумму вклада с начисленными процентами. По этому виду вклада выплачиваются самые высокие проценты.

Депозиты-вклады вносятся на определенный срок и в установленном размере. В зависимости от суммы депозита и срока его действия начисляются проценты.

Срочный вклад с ежемесячной выплатой доходов является новшеством в практике сберегательного дела. Вклад вносится в сумме не менее определенного размера, и проценты на него начисляются ежемесячно. Производится капитализация доходов, когда начисленные проценты причисляются к сумме вклада, и на следующий месяц проценты начисляются уже от этой общей суммы, и т.д.

Сберегательный и депозитный сертификаты. Держателями сберегательного сертификата являются только физические лица, а депозитного – только юридические лица. Сертификат – ценная бумага, обязательство банка по выплате размещенных у него депозитов и доходов по ним вкладчику. Сертификат является срочным и именным, право требования по нему может передаваться одним лицом другому, что делает его достаточно привлекательным для юридических лиц.

Номерной вклад открывается лично вкладчиком наличными деньгами и рассчитан на клиентов, заинтересованных в анонимности своего счета. По вкладу совершаются приходные и расходные операции.

Валютная рента. Минимальная рента. Минимальная сумма вклада – 100 тыс. долл. США. Начисленные проценты ежемесячно причисляются к остатку вклада. Срок хранения не ограничен. Гарантированы конфиденциальность и индивидуальное обслуживание.

Банкнотный вклад в валюте – минимальная сумма вклада 300 долл. США. Срок хранения – 2, 4, 8 и 12 месяцев. Полная сумма вклада вместе с процентами выплачивается по истечении оговоренного срока.

Сберегательный банк также открывает валютные счета гражданам для осуществления таких операций, как обменные операции, переводы валюты за границу, выдача наличной иностранной валюты со счетов (вкладов).

Существуют и другие виды вкладов и различных услуг, предоставляемых Сберегательным банком РФ, а также иными кредитными организациями.

Размеры доходов по вкладам регулярно пересматриваются Сберегательным банком.

В соответствии с законом “О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации” от 10 мая 1995 г. Государство приняло на себя обязательства по восстановлению и обеспечению сохранности денежных сбережений граждан РФ. К ним относятся вклады граждан РФ в Сберегательный банк в период до 20.06.91 г., договорные (накопительные) вклады личного страхования в период до 01.01.92 г. а также государственные ценные бумаги (СССР и РСФСР), размещение которых производилось на территории РСФСР в период до 01.01.92 г. Все названные сбережения определяются в законе от 10.05.95 г. как “гарантированные сбережения граждан” и признаются государственным внутренним долгом РФ, гарантированным государственной собственностью в соответствии с Конституцией РФ и всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Важным аспектом сберегательного дела в любой стране является правовое регулирование банковской тайны. Вопросы банковской тайны и наложения ареста и обращения взыскания на денежные средства и иные ценности, находящиеся в кредитной организации, урегулированы ст. 26 и 27 Закона о банках и банковской деятельности. Так, в соответствии со ст. 26 Закона кредитная организация, Банк России гарантирует тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

 

4 вопрос. Правовые основы банковской деятельности в Российской Федерации.

 

Переход к рынку обусловил реформирование всей банковской системы России. Ее создание относится к началу 1991 г. после при­нятия 2 декабря 1990 г. двух законов РФ: “О Центральном Банке РСФСР (Банке России)” и “О банках и банковской деятельности в РСФСР”. К сожалению, существовавшие пробелы в банковском за­конодательстве, противоречия, коллизии норм привели к серьез­ным злоупотреблениям в кредитно-банковской сфере, к росту эконо­мических преступлений, возникновению финансовых пирамид, на­несших огромный ущерб обществу. Возникла необходимость в усовершенствовании банковского законо­дательства, которое в наибольшей мере отражало бы специфику формирования рынка в нашей стране и эффективнее регулирова­ло банковскую сферу.

В современной России правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией РФ (ст. 71 75 76 83 103), Федеральным законом “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ 1, Федеральным законом “О банках и банковской деятельности” в редакции от 3 февраля 1996 г.2, другими федеральными законами, нормативными ак­тами Банка России. В регулировании банковской деятельности значительное место принадлежит также деловым обыкновениям и обычаям банковского оборота.

В соответствии с Федеральным законом “О банках и банков­ской деятельности” в ред. от 3 февраля 1996 г. банковская система Российской Федерации включает в себя: Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительст­ва иностранных банков.

В вышеуказанном законе раскрываются понятия: “кредитная организация”, “банк”, “небанковская кредитная организация”, “иностранный банк”.

Кредитная организация – это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции.

Закон о банках и банковской деятельности устанавливает следующие виды банковских операций:

· привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

· размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

· открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

· осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

· инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

· куплю-продажу иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

· привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

· выдачу банковских гарантий;

· осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без закрытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Особое значение для нужд банковского кредитования имеют первые две из перечисленных банковских операций.

Кроме того, кредитная организация имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральными законами.

Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

В соответствии со ст. 1 Закона “О банках и банковской деятельности в РФ” кредитная организация образуется в форме хозяйственного общества (общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества, общества с дополнительной ответственностью).

Кредитные организации в свою очередь подразделяются на банки и небанковские кредитные организации. Различия между ними определяются объемом и характером выполняемых ими банковских операций.

Банки – это такие кредитные организации, которые имеют исключительное право в совокупности осуществлять следующие банковские операции:

- привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

- размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности (кредитование);

- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковские кредитные организации – это такие кредитные организации, которые имеют право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные в законодательстве. Сочетание указанных операций устанавливает Банк России.

Иностранным является банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

Банковская система РФ является двухуровневой. На первом уровне российской банковской системы находится ЦБ РФ, которому принадлежит ведущая роль в ней как органу государственной власти и управления, ее возглавляющему. Второй уровень составляют иные кредитные организации, включая коммерческие банки, небанковские кредитные организации и филиалы иностранных банков. Особенностью взаимоотношений между Центральным банком РФ и иными кредитными организациями является то, что первому представлено осуществлять банковское регулирование и банковский надзор.

Правовое положение Банка России и его взаимоотношения с кредитными организациями определяются тем, что Банк России является ключевым элементом банковской системы Российской Федерации. Согласно ст.1 ФЗ “О Центральном банке РФ (Банке России)” статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации деятельности Банка России определяются Конституцией РФ, упомянутым Федеральным законом и другими федеральными законами. Правовое регулирование банковской системы и банковской деятельности осуществляется только на федеральном уровне (ст.ст.71, 76 Конституции РФ). Ст. 71 Конституции РФ устанавливает, что финансовое, валютное, кредитное регулирование, а также денежная эмиссия отнесены к компетенции РФ. Эти функции на федеральном уровне осуществляются Банком России. Некоторые нормы Конституции РФ прямо адресованы Центральному банку РФ, например, ст.ст. 75,83, 103.

Правовое положение Банка России имеет свои особенности. Он является юридическим лицом, его уставный капитал и иное имущество находится в собственности РФ (ст. 2 Закона о Банке России), он может совершать определенные гражданско-правовые сделки (ст.с.45,47 Закона о Банке России). Одновременно Центральный Банк наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой РФ (ст.ст. 35, 55, 56, 58-61 и др.).

Специфика правового положения ЦБ РФ определяется и его вза­имоотношениями с высшими органами государственной власти. Ни один орган не вправе вмешиваться в его деятельность. Он является подотчетным Государственной Думе, что проявляется в том, что назначение и освобождение от должности Председателя Банка России осуществляется Государственной Думой по представле­нию Президента РФ. Назначение на должность и освобождение от должности членов Совета директоров (высший коллегиальный орган) также осуществляется Государственной Думой. Государственная Дума определяет аудиторскую фирму для проведения аудиторской проверки ЦБ РФ.

В соответствии с законом “О Центральном банке…” его уставный капитал является федеральной собственностью. Он призван решать следующие задачи: защиту и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Получение прибыли не является целью ЦБ РФ.

Для реализации названных целей ЦБ РФ наделен правом осу­ществлять следующие функции:

- во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывать и проводить единую государственную денежно-кредитную полити­ку, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

- монопольно осуществлять эмиссию наличных денег и орга­низовывать их обращение;

- быть кредитором последней инстанции для кредитных ор­ганизаций, организовывать систему рефинансирования;

- устанавливать правила осуществления расчетов в РФ;

- устанавливать правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

- осуществлять государственную регистрацию кредитных организаций;

- выдавать и отзывать лицензии у кредитных органи­заций и организаций, занимающихся их аудитом;

- осуществлять надзор за деятельностью кредитных органи­заций; осуществлять валютное регулирование и валютный кон­троль;

- осуществлять иные функции в соответствии с федеральны­ми законами.

 

Подвожу итоги занятия, даю задание на самоподготовку.

 

 

Доцент кафедры финансового и предпринимательского права

П-к милиции ____________________ А.А. Морозов

 

«__» октябя 2007 г.

 


1 СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1918; 1998. № 48. Ст. 5857.

2 СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3814.

3 СЗ РФ. 1999. №29. Ст. 3683.

1 СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1918; 1998. 48. Ст. 5857.

2 СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3814.

3 САПП. 1998. №7. Ст.567.

1 СЗ РФ. 1998. № 35. Ст. 4409.

1 Российская газета 2002 г. № 127.

2 СЗ РФ. 1996. №6. Ст. 492; 2001, № 26. Ст. 2586.

чтения лекции по курсу «Финансовое право»

(на факультете подготовки следственных работников, факультете подготовки оперативных работников, и факультете подготовки иностранных специалистов СПб Университета МВД РФ)

Тема 8/1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Учебные вопросы: 1. ВИДЫ НАЛОГОВ, ВЗИМАЕМЫХ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ.

2.НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ.

3. ИМУЩЕСТВЕННЫЕ НАЛОГИ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Время: 2 часа

Место: лекционный зал (2-й корпус)

Содержание учебных вопросов:

1. ВИДЫ НАЛОГОВ, ВЗИМАЕМЫХ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

 

В Российской Федерации, как и во всех государствах мира, существует разветвленная система налогов, взимаемых с граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, именуемых в налоговом законодательстве с 1990-х гг. обобщенным термином - физические лица. Начиная с 1991 г. система налогов с физических лиц претерпела существенные изменения, в целом их можно условно разбить на два этапа. На первоначальном этапе реформирования 1991-1994 гг. подоходный налог был сохранен как наиболее крупный налог с физических лиц и были введены прогрессивные ставки данного налога. В то же время были отменены такие налоги, как налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, существовавший как дополнение к подоходному налогу; сельскохозяйственный налог; налог с владельцев строений. Вместе с тем было установлено несколько новых платежей, поглотивших или преобразовавших прежние. Ко второму этапу можно отнести замену в 2001 г. прогрессивных ставок налогообложения доходов физических лиц пропорциональной единой ставкой 13%, а также значительное сокращение льготных категорий налогоплательщиков.

Налоги, взимаемые государством с населения, выполняют все функции, свойственные налогам. Они являются одним из экономических рычагов в руках государства, с помощью которого оно должно решать следующие задачи: обеспечивать достаточные поступления в бюджеты всех уровней; регулировать уровень доходов населения и соответственно структуру личного потребления и сбережения граждан, стимулировать наиболее рациональное использование получаемых доходов; помогать наименее защищенным категориям граждан и т. п.

Физические лица, также как и юридические лица, имеют налоговый статус. “Налоговые резиденты” - это лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации. К ним относятся граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на ее территории не менее 183 дней в календарном году (в течение одного или нескольких периодов). Резиденты - физические лица несут полную налоговую обязанность, т. е. уплачивают налоги с доходов, полученных как на территории РФ, так и за ее пределами. В целях избежания проблемы двойного налогообложения практически все государства заключают двусторонние международные договоры, где закрепляются принципы и механизмы взаимного учета налоговых платежей.

Лица, не имеющие постоянного местожительства в РФ, т. е. “налоговые нерезиденты” - это лица, проживающие на ее территории менее 183 дней в календарном году. Нерезиденты несут ограниченную налоговую обязанность, т. е. уплачивают налог только с доходов, полученных от источников в Российской Федерации. К таким доходам, к примеру, относятся доходы от использования имущества, находящегося в России; дивиденды и проценты от российских организаций; доходы от использования в России авторских прав и т. д.

Налоговое резидентство в России устанавливается ежегодно и характеризует проживание лица в Российской Федерации строго в пределах одного календарного года.

В некоторых странах периодом для определения налогового резидентства служит не календарный, а налоговый год, который не совпадает с календарным.

В тех случаях, когда временного критерия недостаточно для определения места налогообложения лица (например, двойное резидентство), используются такие дополнительные признаки:

1. Место расположения привычного (постоянного) жилища.

2. Центр жизненных интересов (личные и экономические связи).

3. Место обычного проживания.

4. Гражданство.

Российским законодательством и международными соглашениями устанавливается строгая последовательность применения этих критериев для определения местожительства лица. Если в результате последовательного применения этих критериев все- таки невозможно определить государство, где лицо имеет постоянное местожительство, этот вопрос решается в процессе переговоров налоговых и финансовых органов заинтересованных государств.

Само существование государства неразрывно связано с налогами. Характер этой связи выражен в знаменитой фразе Бенджамина Франклина: “Платить налоги и умереть должен каждый”. Ст. 57 Конституции Российской Федерации гласит: “Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы”.1

Физическое лицо является субъектом налогообложения, т. е. это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных доходов.

Законодательство РФ запрещает использование налоговых оговорок, в соответствии с которыми обязанность по уплате налогов перекладывается на другое лицо. В то же время обязанность уплатить налог за счет собственных средств не означает, что налогоплательщик должен уплатить налог непосредственно (т. е. со своего счета, из своего кармана и т. п.). От имени налогоплательщика налог может быть уплачен и иным лицом (представителем), если при этом соблюдается ограничение в отношении налоговых оговорок.

Существует два вида представительства:

Представительство по закону. Налог на доходы несовершеннолетних (недееспособных) лиц выплачивают их представители (родители, опекуны, попечители), признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством РФ (п. 2 ст. 27 части первой НК РФ). Таким образом, возраст лица не влияет на его статус налогоплательщика.

Представительство по назначению (по доверенности). Этот вид представительства используется, когда налогоплательщик поручает третьему лицу представлять его интересы в налоговых органах и перед другими участниками налоговых отношений. Уполномоченным физическим лицам налогоплательщик должен выдать нотариально удостоверенную доверенность (п. 3 ст. 29 части первой НК РФ). Представителями налогоплательщика не могут стать должностные лица налоговых и таможенных органов, органов налоговой полиции, судьи, следователи и прокуроры – т. е. лица, которые в силу служебного положения могли бы повлиять на выполнение налогоплательщиком своих обязанностей.

Согласно Налоговому кодексу РФ (часть первая) в действующую систему налогов с физических лиц в Российской Федерации входят: налог на доходы физических лиц; налоги на имущество физических лиц; налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Помимо указанных выше, физические лица уплачивают целевые и общие с организациями налоги: земельный налог; транспортный налог и другие платежи, зачисляемые в дорожные фонды; индивидуальные предприниматели (без образования юридического лица) также уплачивают единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, налог с продаж, единый социальный налог, местные налоги, устанавливаемые по решению органов местного самоуправления (налог на рекламу, налог на перепродажу автомобилей и т. д.). Кроме того, с физических лиц в соответствующих случаях взимаются разнообразные сборы, пошлины и другие обязательные платежи, включенные в налоговую систему Российской Федерации.

Центральное место в системе налогообложения физических лиц занимает налог на доходы. Как и любой другой налог, налог на доходы является одним из экономических рычагов в руках государства.

Налог на доходы физических лиц обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, позволяет с помощью системы налоговых льгот, выбора объекта и ставок налогообложения стимулировать предпринимательскую деятельность, обеспечивать стабильные доходы бюджета.

Сущность налога на доходы физических лиц, как и отдельные его черты, во многом схожа с подоходным налогом, применяемым во многих промышленно развитых странах. Его место в налоговой системе обусловлено рядом обстоятельств:

· налог на доходы физических лиц - личный прямой налог, т. е. его объектом является не предполагаемый усредненный доход, а доход, полученный конкретным плательщиком;

· налог относительно регулярно поступает в доходы бюджета, что немаловажно с точки зрения пополнения бюджетных средств;

· основной способ взимания налога на доходы физических лиц - у источника выплаты дохода - является достаточно простым и эффективным механизмом контроля за своевременностью перечисления средств в бюджет.

Сравнивая налоговое законодательство стран с развитой рыночной экономикой в сфере подоходного налогообложения физических лиц, можно выделить следующие общие черты:

1. Подоходный налог с физических лиц - один из важнейших источников государственных доходов. Так, поступления от подоходного налога занимают наибольший удельный вес в структуре доходов федерального бюджета США (44%), Великобритании (35%), Испании (38%), Дании (около 50%). Кроме того, подоходный налог с физических лиц имеет приоритетное значение в доходах бюджета таких экономически развитых стран, как Германия, Канада, Австрия, Япония, Норвегия.

2. Во многих странах в результате проведенных реформ произошло резкое сокращение максимальных ставок налога и их количества. Так, до 1986 г. в США действовали 14 ставок подоходного налога, величина которых нарастала от 11 до 50%. В ходе налоговой реформы 90-х гг. шкала ставок была упрощена: максимальная ставка снижена до 39,6%, количество ставок сократилось до 5. С января 2001 г. в России была отменена прогрессивная шкала подоходного налогообложения и введена единая ставка налога на доходы физических лиц 13%.

3. Важное место в структуре подоходного налогообложения занимают налоговые льготы. Это связано, в первую очередь с тем, что без их рассмотрения невозможно определить реальное налоговое бремя. Законодательство зарубежных стран предусматривает налоговые льготы с учетом возраста, семейного положения, профессиональной деятельности и целей производимых налогоплательщиком расходов. К примеру, в развитых странах возможны два подхода к налогообложению семьи: во- первых, совокупное налогообложение, при котором налог удерживается с объединенного дохода супругов; во-вторых, раздельное налогообложение, при котором налог уплачивается каждым из супругов. В Великобритании совокупное налогообложение применяется как общее правило, тогда как в США, Германии и Ирландии физические лица, состоящие в браке, вправе самостоятельно выбрать схему, по которой они будут уплачивать подоходный налог. Однако стоит отметить, что практически во всех западноевропейских странах ставка подоходного налога для одиноких налогоплательщиков выше, чем для супружеских пар.1

Налогообложение доходов граждан в Российской Федерации осуществляется на основании главы 23 “Налог на доходы физических лиц” части второй Налогового кодекса, принятой Федеральным законом от 05.08.2000 г. № 117- ФЗ и согласно ст. 1 Федерального закона от 05.08.2000 г. № 118- ФЗ вступила в силу с 1 января 2001 г. Налог на доходы физических лиц – федеральный налог, он взимается на всей территории страны по единым ставкам. Налог относится к регулирующим налогам, т. е. используется для регулирования доходов нижестоящих бюджетов - в виде процентных отчислений по нормативам, утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый год.

Второй по значению налог с населения – налог на имущество физических лиц. Данный налог базируется на территориальном принципе и охватывает более 20 млн. физических лиц, являющихся собственниками различного вида имущества. Налог на имущество в определенной степени является дополнением к налогу на доходы физических лиц, так как граждане, направляя свои доходы на приобретение имущества, “уходят” от подоходного налогообложения, но в то же время у них возникает обязанность уплачивать налог на приобретенное имущество.

В настоящее время поступления в бюджет с налога на имущество физических лиц незначительны, что связано с рядом причин. Во-первых, налоги на имущество дорогостоящи в административном обслуживании, так что нередко доходы от них не покрывают затрат, связанных с учетом и оценкой облагаемого имущества. Во- вторых, оценка стоимости недвижимого имущества по суммарной инвентаризационной стоимости объекта уже не отвечает самой сути рыночных отношений. Известно, что в настоящее время сделки по купле- продаже недвижимого имущества давно проводятся по рыночной стоимости. Таким образом, при уплате налога на имущество физических лиц используется система двойных стандартов: сделка купли – продажи производится по рыночной стоимости объектов недвижимости, а налоговой базой при уплате налога является заниженная инвентаризационная стоимость. Очевидно, что необходим отказ от системы двойных стандартов. На это нацеливает и ст. 40 первой части Налогового кодекса, где отмечается, что для целей налогообложения принимается цена товаров, работ и услуг соответствующая уровню рыночных цен.

Основанием для взимания налога на имущество, переходящего в порядке наследования и дарения, является признание полученного наследства или дара в качестве дополнительного дохода физического лица. Налог уплачивает новый собственник имущества. Поступления от данного вида налога зачисляются в муниципальные бюджеты. Ставки налога строятся по системе сложной прогрессии с применением налоговых разрядов плательщиков. Наследники и одариваемые разделяются на разряды в зависимости от степени родства. Чем дальше степень родства между наследодателем и наследником, тем меньшее наследство является приобретением через собственный труд, тем выше соответственно должен быть размер взимаемого налога.

Во многих странах действует развитая система имущественного обложения, охватывающая как собственно имущество, так и его движение в форме продажи, наследования и дарения. В большинстве государств налоги на наследование и дарение действуют как два самостоятельных вида налога, имеющих при этом много общего в порядке их правового регулирования. Однако во Франции, ФРГ, Испании, Швеции и Италии, законодательство устанавливает единый налог с наследства и дарения. Общей чертой в налогообложении имущества, полученного по наследству или в дар, как в России, так и в развитых странах Запада, является разделение наследников и одариваемых на несколько классов в зависимости от степени родства и установления для каждого класса своих налоговых ставок.

 

Вопрос 2. НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Налог на доходы физических лиц -государственный налог, взимаемый на всей территории страны по единым ставкам. Взимание налога на доходы регламентируется главой 23 “Налог на доходы физических лиц” части второй Налогового кодекса, принятой Федеральным законом от 05.08.2000 г. № 117- ФЗ.

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Объектом налогообложения у физических лиц, являющихся налоговыми резидентами, признается доход, полученный от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации. При этом у физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами объектом налогообложения признается доход, полученный только от источников в Российской Федерации.

В налоговую базу, согласно ст. 210 НК РФ, включаются любые доходы, полученные физическим лицом в календарном году, как в денежной, так и в натуральной форме, а также в виде материальной выгоды (экономии). Любые получаемые налогоплательщиком суммы или имущество являются для целей налогообложения его доходом, если они не входят в исчерпывающий перечень необлагаемых доходов, приведенный в законе.

Налоговая база учитывается в основном по кассовому методу: доходом считаются суммы, действительно полученные плательщиком в конкретном периоде в той или иной юридической форме.

Датой получения дохода считается дата выплаты дохода физическому лицу либо дата передачи физическому лицу дохода в натуральной форме.

В отношении дохода, полученного в форме материальной выгоды, действует другой принцип: учитываются только те виды экономии, которые прямо указаны в законе.

Согласно ст. 41 НК РФ материальная выгода включает в себя:

а) разницу между? ставки рефинансирования и фактическим процентом – при получении ссуды в рублях и между 9% и фактическим процентом – при получении ссуды в иностранной валюте;

б) сумму экономии в ценах приобретения товаров у физических лиц в соответствии с гражданско-правовым договором, а также у организаций и индивидуальных предпринимателей, взаимозависимых по отношению к налогоплательщику;

в) выгоду, полученную от приобретения ценных бумаг в виде превышения рыночной их стоимости над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение.

Датой получения доходов в календарном году является дата выплаты дохода физическому лицу. Налог исчисляется и удерживается предприятиями, учреждениями и организациями по истечении каждого месяца с суммы совокупного дохода граждан с начала календарного года. Налог на доходы исчисляется бухгалтерией предприятия и удерживается при выплате работникам заработной платы и иных подлежащих налогообложению сумм.

В доход включаются также стоимость материальных и социальных благ, предоставляемых работодателями своим работникам, а именно:

· проездные билеты;

· подписка на газеты;

· оплата коммунально-бытовых услуг, суммы единовременных пособий работникам, уходящим на пенсию;

· суммы пенсий, выплачиваемых за счет средств предприятий и др.

В совокупный доход не включаются и п олностью освобождаются от налогообложения следующие виды доходов физических лиц:

· государственные пособия (за исключением пособий по временной нетрудоспособности, в том числе по уходу за больным ребенком)); пособия по безработице, по беременности и родам;

· государственные пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством;

· все виды компенсационных выплат, установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской федерации, решениями представительных органов местного самоуправления. К компенсационным выплатам, в частности, относятся суммы, связанные с возмещением вреда, увольнением работников, гибелью военнослужащих или государственных служащих при исполнении служебных обязанностей и др.;

· алименты, получаемые налогоплательщиками;

· суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов;

· суммы единовременной материальной помощи, оказываемой в связи со стихийными бедствиями и другими чрезвычайными обстоятельствами (независимо от размера), а также суммы материальной помощи, оказываемой работодателями членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью членов его семьи и др.;

· суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, выплачиваемые за счет средств работодателей, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций или средств Фонда социального страхования Российской Федерации; также не облагается налогом на доходы стоимость амбулаторного или стационарного обслуживания своих работников и членов их семей;

· стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов или докторантов учреждений высшего профессионального образования;

· доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке наследования или дарения;

· суммы процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, РФ и субъектов РФ, а также по облигациям и ценным бумагам, выпущенным по решению представительных органов местного самоуправления;

· доходы, не превышающие 2000 рублей, полученные по следующим основаниям: стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей и не подлежащих обложению налогом на наследование или дарение; стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг) и др.;

· выигрыши по облигациям государственных займов Российской Федерации и суммы, получаемые в погашение указанных облигаций

· и другие доходы.

Помимо перечисленных изъятий главой 23 Налогового кодекса введены такие новые понятия, как “налоговые вычеты”- суммы в определенных размерах, на которые налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу. Указанное право может быть реализовано в случае желания налогоплательщика получить вычеты из налоговой базы.

Согласно ст. 218- 221 НК РФ к налоговым вычетам относятся: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные. Однако все указанные вычеты применяются только к доходам налоговых резидентов (п. 3 ст. 210 НК РФ).

При определении совокупного дохода, доходы налогоплательщика, как правило, уменьшаются на сумму так называемого необлагаемого минимума. Налогообложению подлежат лишь доходы налогоплательщика, превышающие этот минимум. Размер необлагаемого минимума должен совпадать с размером прожиточного минимума. В настоящее время в Российской Федерации в отношении налогоплательщиков с невысоким уровнем дохода применяется так называемый “стандартный” налоговый вычет в твердо установленной законодательством сумме, не достигающей прожиточного минимума. Для налогоплательщиков с высоким уровнем дохода применение стандартного вычета ограничено.

Важное социальное значение имеет стандартный вычет из совокупного дохода на содержание ребенка. Подлежащий налогообложению доход каждого из родителей (опекуна, попечителя) уменьшается на сумму в размере, устанавливаемом налоговым законодательством. В настоящее время государство не предоставляет такую льготу лицам с высоким уровнем доходов и, наоборот, увеличивает ее размер в два раза вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям.

 

Стандартные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц в РФ представлены в таблице

Размер вычета Налогоплательщики, имеющие право на данную льготу
Ежемесячное уменьшение налоговой базы на сумму 3 000 руб. 1.Физические лица, получившие лучевую болезнь и другие заболевания, а также ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, аварии на производственном объединении “Маяк” или принимавших участие в испытаниях ядерного оружия. 2.Инвалиды ВОВ. 3.Военнослужащие, ставшие инвалидами при защите СССР, РФ или исполнении иных обязанностей военной службы.  
Ежемесячное уменьшение налоговой базы на сумму 500 руб. 1. Герои СССР и Герои РФ, кавалеры орденов Славы трех степеней. 2. Участники ВОВ. 3. Инвалиды с детства и инвалиды I и II групп. 4. Граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь. 5. Жители блокадного Ленинграда. 6. Родители и супруги военнослужащих, погибших при защите СССР, РФ или при исполнении иных обязанностей военной службы. 7. Граждан, выполнявших интернациональный долг в Республике Афганистан и других странах.
Ежемесячное уменьшение налоговой базы на сумму 400 руб. Все физические лица, доход которых, исчисленный нарастающим итогом с начала календарного года, не превысил 20 000 руб.
Ежемесячное уменьшение налоговой базы на сумму 600 руб. Все физические лица, имеющие ребенка в возрасте до 18 лет (студента и учащегося дневной формы обучения – до 24 лет). У вдов (вдовцов), одиноких родителей (опекунов, попечителей) указанный вычет производится в двойном размере. Вычет не производится, если доход, исчисленный с начала календарного года нарастающим итогом, превысил 20 000 руб.

 

Главой23 Налогового кодекса введен новый вид вычетов, предоставляемый плательщикам налога на доходы, - так называемые социальные вычеты. Налоговая база может быть уменьшена на суммы, уплаченные налогоплательщиком, как за свое обучение, так и за обучение своего ребенка в образовательных учреждениях, имеющих соответствующую государственную лицензию. Предоставление социального вычета на обучение ограничено в законодательстве определенным размером.

К социальным вычетам относится также вычет из полученного дохода расходов, понесенных налогоплательщиком в связи с оплатой лекарств и услуг по лечению, предоставленных ему и членам его семьи медицинскими учреждениями Российской Федерации. Размер такого вычета также лимитирован законодательством.

В Налоговом кодексе определены следующие размеры с оциальных налоговых вычетов:

· перечисления физическими лицами на благотворительные цели бюджетным организациям социальной сферы в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы годового дохода;

· оплата налогоплательщиком своего обучение или обучения своих детей в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения в российских образовательных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии, в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 тыс. руб. в год на каждого обучающегося;

· оплата налогоплательщиком за услуги по лечению, а также лечению супруга, своих родителей и детей в возрасте до 18 лет в российских медицинских учреждениях, имеющих соответствующие лицензии, а также в размере стоимости медикаментов, назначенных лечащим врачом, и приобретаемых налогоплательщиками за счет собственных средств в сумме, не превышающей 25 тыс. руб. в год.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.271 сек.