Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система и источники финансового права. Нормы финансового права




Понятие, предмет и метод финансового права

Финансовое право - это отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые складываются в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства в целях осуществления им публичных функций.

Предмет финансового права составляет общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности государства по образованию, распределению и использованию денежных средств.

Особенности отношений, составляющих предмет финансового права заключаются в том, что:

- во-первых - они складываются в процессе финансовой деятельности государства;

- во-вторых - объектом этих отношений выступают деньги или денежные обязательства;

- в третьих – одним из участников является государство в лице органов, представляющих его интересы.

В зависимости от субъектного состава можно выделить следующие группы финансовых правоотношений:

1) отношения, возникающие при распределении финансовых ресурсов между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами в лице органов власти (все виды бюджетных отношений);

2) отношения между налоговыми органами и плательщиками налогов и сборов (пошлин) (далее - налогоплательщики) по поводу исполнения налоговых обязательств;

3) отношения между финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями по поводу распределения финансовых ресурсов;

4) отношения между финансово-кредитными органами и юридическими и физическими лицами в связи с выполнением обязательств перед бюджетом (отношения при уплате налогов);

5) отношения между финансово-кредитными органами и юридическими и физическими лицами в связи с образованием и распределением государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов.

При всем многообразии, финансовые отношения, составляющие предмет финансового права имеют общую черту - они направлены на образование государственных денежных фондов.

Финансовое право имеет свой метод правового регулирования – метод властных предписаний, он заключается в том, что государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность, принимают решения обязательные для другой стороны правоотношений. Метод властных предписаний характеризуется как императивный.

 

 

Финансовое право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм, совокупность которых выражается в сложной целостной системе. Внутри этой единой системы финансово-правовые нормы группируются в различные институты и более крупные подразделения (подотрасли), располагаемые в определенной последовательности и взаимной связи. Группировка финансово-правовых норм зависит от особенностей и взаимосвязи регулируемых ими финансовых отношений, т. е. имеет объективную основу.

Нормы финансового права - это установленные и охраняемые государством правила поведения участников финансовых общественных отношений, выраженные в их правах и обязанностях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных денежных фондов.

В зависимости от характера, содержащегося в нормах предписания, нормы подразделяются на следующие виды:

-обязывающие - регулируют активное поведение субъектов и предписывают участникам финансово-правовых отношений совершить определенные действия;

-запрещающие - регулируют пассивное поведение людей. Они предписывают воздержаться от определенных действий;

-управомачивающие - закрепляют права участников финансово-правовых отношений на совершение определенных действий в установленных рамках. В этих нормах категорический характер предписаний сочетается с определенными полномочиями участников финансово-правовых отношений.

В зависимости от своего содержания финансово-правовые нормы подразделяются на:

-материальные - закрепляют содержание юридических прав и обязанностей участников финансово-правовых отношений;

-процессуальные - устанавливают порядок применения и действия норм материального права.

Финансово-правовые нормы, как и нормы других отраслей права, состоят из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза указывает на условия действия финансово-правовых норм, определяет те обстоятельства, при которых может возникнуть финансово-правовое отношение, определяет круг участников финансово-правовых отношений.

Диспозиция финансово-правовых норм содержит само правило поведения, определяет круг прав и обязанностей участников финансово-правовых отношений.

Санкциявыражает меру ответственности, применяемую в случае нарушения финансово-правовой нормы. Она носит денежный характер и соединяет в себе 2 элемента: правовосстановительный и карательный (штрафной).

Финансово-правовые нормы обладают специфическими признаками. К ним, в частности, относятся:

1. Целевое назначение, которое определяется предметом финансового права, т. е. нормы финансового права регулируют общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства по образованию, распределению и использованию денежных фондов.

2. Финансово-правовые нормы носят императивный характер. Как правило, требования к участникам финансово-правовых отношений выражаются в категорической форме. Участники финансовых отношений, урегулированных нормой финансового права, не вправе изменить предписания нормы и условий ее применения. Требования финансово-правовых норм точно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений. Эти права и обязанности направлены на обеспечение общегосударственных интересов, а также интересов каждого из участников финансовых отношений.

3. Общественная предопределенность (публичность), свидетельствующая об объективной направленности норм финансового права на реализацию общественных интересов, так как они опосредованно воздействуют на экономику и обеспечивают необходимые финансовые средства для реализации различных социальных интересов. Этим нормы финансового права отличаются от норм частного права (гражданское, семейное и др.), которые выражают интересы отдельных физических или юридических лиц.

4. Материальное обоснование финансово-правовой нормы. Государственные органы, принимая нормативные правовые акты в финансовой сфере, всегда ограничены объективными экономическими возможностями. Так, государство может финансировать свои потребности только исходя из доходов, получение которых, в свою очередь, зависит от уровня материального производства, что определяет поступление налогов и других платежей в бюджет.

5. Нестабильность норм финансового права, выраженная в постоянном изменении финансового законодательства посредством отмены устаревших и введении новых финансово-правовых норм, обусловленная рядом причин, в первую очередь, экономического характера (различные экономические колебания, политика государственных органов в сфере экономических отношений, проведение экономических реформ и т. д.). Нестабильность норм финансового права не свидетельствует однозначно об отрицательных последствиях для финансовой системы страны, так как многие страны с переходной экономикой подвержены изменениям не только экономической основы общества, но и законодательства.

Одним из основных направлений финансовой деятельности государства является правотворчество, в результате которого образуются источники финансового права. Основным источником любой отрасли права являются нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти, в которых содержатся правила поведения общего характера соответствующей отрасли права. Следовательно, основные источники финансового права – это нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти, включающие нормы финансового права.

Источниками финансового права являются:

1. Конституция Республики Беларусь. Конституция закрепляет основы правовой организации финансовой деятельности государства в целом и по отдельным ее направлениям. В частности, VІІ раздел Конституции посвящен финансово-кредитной системе Республики Беларусь, в 8 главе закреплен статус КГК, статья 56 устанавливает обязанность граждан принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей.

2. Законы. В данной группе, прежде всего, необходимо выделить кодексы: Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16.07.2008 г. № 412-З, Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть от 19 декабря 2002 г. N 166-З, Особенная часть от 29 декабря 2009 г. № 71-З), Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. № 441-3 (в редакции закона от 17 июля 2006 г. № 145-З). Что касается законов, то в качестве примеров можно привести Закон Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» от 22 июля 2003 г. № 226-З, Закон Республики Беларусь «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» от 09.02.2000 г. № 369-З, Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» от 08.11.1994 г. № 3373 – ХII, ежегодно принимаемый Закон о республиканском бюджете и т.д.

3. Декреты и указы Президента Республики Беларусь. Этими актами регулируются многие вопросы, связанные с налогообложением, бюджетными отношениями, страховой деятельностью, финансовым контролем и т.д. В качестве примера можно привести Декрет Президента Республики Беларусь от 05.02.1997 г. N 1 «О мерах по обеспечению порядка при осуществлении валютных операций», Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности» и др.

4. Постановления Правительства Республики Беларусь. Совет Министров Республики Беларусь на основании и во исполнение Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь принимает постановления и контролирует их исполнение. Правительство может принимать совместные акты с другими органами государственного управления (например, с НБ). В частности, Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 г. № 1592 «Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь» и др.

5. Акты министерств и ведомств, в т.ч. специализированных финансовых органов - нормативные правовые акты, принимаемые коллегиально на основе и во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы в пределах компетенции соответствующего государственного органа и регулирующие общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности. Министерства и ведомства могут принимать и совместные акты.

6. Решения местных органов управления и самоуправления. В частности, местные бюджеты утверждаются решениями местных Советов депутатов, этими же актами вводятся в действие местные налоги.

Кроме всего вышеперечисленного, к источникам финансового права относятся международные договоры, в частности акты, регламентирующие членство Республики Беларусь в международных финансовых организациях, договоры о привлечении внешних займов, а также об избежании международного двойного налогообложения.

Помимо нормативных актов, являющихся источниками финансового права, выделяют группу актов, которые называют финансовыми актами. К ним относят решения администрации предприятий, локальные акты государственных органов, решения и разъяснения судов, связанные с финансовой деятельностью.

Система финансового права – это его определенная внутренняя структура, которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений в финансовой сфере.

Финансовое право подразделяется на две крупные части: общую и особенную.

Общая часть финансового права включает в себя нормы, регулирующие:

1) общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства;

2) систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, разграничение их полномочий;

3) организацию, виды, формы и методы финансового контроля.

Нормы общей части финансового права конкретизируются в его особенной части.

Особенная часть состоит из нескольких разделов, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты, каждый из которых регулирует группу однородных финансовых отношений. В особенную часть финансового права входят следующие подотрасли и институты:

1) бюджетное право Республики Беларусь;

2) налоговое право Республики Беларусь;

3) правовое регулирование функционирования банковской системы;

4) правовое регулирование страхования;

5) правовое регулирование финансов государственных предприятий;

6) правовые основы денежного обращения и расчетов;

7) правовые основы валютного регулирования и контроля.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.