КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции органов общей компетенции в финансовой сфере
Понятие и содержание финансов. Финансовая система государства Тема 2. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВ. ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
Финансы – совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Главное назначение финансов - денежное обеспечение функционирования государства, путём образования денежных фондов, обеспечивающих потребности государства в денежных средствах, а также контроль за расходованием финансовых ресурсов. Содержание финансов многопланово и включает в себя следующие аспекты: 1. Политический – с этой точки зрения, финансы – средства позволяющие государству проводить свою внутреннюю и внешнюю политику используя власть и принуждение; 2. Экономический - финансы всегда имеют денежную форму выражения. Однако не все денежные отношения могут рассматриваться как финансовые. Сфера денежных отношений шире сферы финансовых отношений. Финансы выражают лишь такие денежные отношения, которые связаны с формированием и использованием фондов денежных средств субъектов хозяйствования и государства, т. е. децентрализованных и централизованных фондов денежных средств. Источником указанных фондов является валовой внутренний продукт и национальный доход. 3. Материальный - финансы – это всегда целевые фонды денежных средств обеспеченные материальными ресурсами, совокупность которых составляет финансовые ресурсы страны. Сущность финансов проявляется в их функциях. Выделяют следующие функции финансов: 1. Распределительная функция финансов связана с распределением валового внутреннего продукта и его основной части – национального дохода. Без участи финансов национальный доход не может быть распределен. Финансовые отношения возникают на стадиях распределения и перераспределения национального дохода. 2. Контрольная функция заключается в контроле за распределением валового внутреннего продукта, национального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Финансовый контроль охватывает как производственную сферу, где создаются доходы, так и непроизводственную, где доходы не создаются. Цель финансового контроля – рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Распределительная и контрольная функции осуществляются параллельно во времени, поскольку каждая финансовая операция включает, с одной стороны, распределение общественного продукта и национального дохода, а с другой – контроль за этим распределением. Финансы подразделяют на два вида: 1. Централизованные. К централизованным фондам денежных средств относят денежные фонды, которыми государство распоряжается как властвующий субъект (например, республиканский бюджет). 2. Децентрализованные. К децентрализованным финансам относятся финансы предприятий и организаций всех форм собственности, образуемые как за счёт собственных средств, так и за счёт бюджетных ассигнований. В эту же группу включают и финансы физических лиц. Финансовая система представляет собой совокупность взаимосвязанных субъектов, сфер и институтов, непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению. Финансовая система страны включает в себя два основных элемента: 1. Совокупность государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, а также совокупность финансовых организаций (банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых компаний и иных финансовых организаций). При этом органы, осуществляющие финансовую деятельность в государстве, подразделяют на две группы: - государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных функций и задач (органы общей компетенции, министерства, ведомства); - органы, для которых финансовая деятельность является основной – т.е. специализированные финансовые органы (Минфин; КГК; МНС; ГТК; НБ). 2. Совокупность финансовых сфер и институтов. С этой точки зрения, финансовую систему можно представить как совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов. (Схема 1)
Схема 1 2.2. Финансовая деятельность государства: понятие, формы, методы и принципы Финансовая деятельность государства - это осуществление государством функции планомерного образования, распределения и использования денежных фондов, обеспечивающих его бесперебойное функционирование и развитие. Выделяют два вида отношений, складывающихся в процессе финансовой деятельности государства: 1) отношения между государственными органами, осуществляющими финансовую деятельность; 2) отношения между этими органами и иными юридическими и физическими лицами; В процессе финансовой деятельности решаются следующие задачи: - своевременно, согласно с утверждёнными бюджетами, собрать необходимые денежные средства; - распределить и использовать собранные средства в соответствии с целевым назначением. Существование финансовой деятельности государства обусловлено тем, что государство распределяет и перераспределяет национальный доход с целью удовлетворения потребностей всего общества. Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Выделяют: - методы образования денежных средств (методы мобилизации), включающие метод установления обязательных платежей (налогов, сборов, пошлин, платежей по обязательному страхованию) и метод привлечения добровольных платежей (размещение государственных займов, пожертвования юридических и физических лиц и т.д.). - методы распределения и использования фондов денежных средств, к которым относятся: 1) основные методы: - финансирование - это выделение средств из бюджета на безвозмездной, безвозвратной, плановой и целевой основе. - кредитование - это плановая, целевая, но возвратная выдача средств в форме бюджетных займов, бюджетных ссуд или бюджетных кредитов. 2) неосновные: -расчёты с держателями государственных ценных бумаг; -выплаты страховых возмещений по государственному страхованию; - бюджетные трансферты населению; - межбюджетные трансферты и др. Финансовая деятельность государства осуществляется в следующих правовых формах: - издание нормативных актов, совокупность которых составляет финансовое законодательство; - издание индивидуальных финансово-правовых актов для регулирования конкретных финансовых правоотношений; - заключение финансовых договоров. В числе финансовых актов выделяют особую группу - финансово-плановые акты. Их особенность в том, что они сочетают черты индивидуального и нормативного акта. Они регулируют процессы разработки, исполнения и исполнения финансовых планов. В частности, к таким актам относятся ежегодно принимаемый закон о республиканском бюджете, решения местных Советов депутатов, которыми утверждаются местные бюджеты. Финансовая деятельность государства основывается на следующих принципах: 1) принцип законности означает необходимость строгого соблюдения требований законодательства всеми участниками финансовых отношений; 2) принцип единства – все органы, осуществляется финансовую деятельность, руководствуются единой финансово-бюджетной политикой, правовой базой и, в конечном счете, преследуют одну цель; 3) принцип согласованности – финансовая деятельность органов ее осуществляющих должна строиться согласованно с деятельностью субъектов денежно-кредитных отношений; 4) принцип неравноправия сторон – в финансовых отношениях нет равенства сторон, поскольку основной метод регулирования этих отношений – метод властных предписаний, а одной из сторон этих отношений выступает государство в лице органов, представляющих его интересы; 5) принцип самостоятельности – органы, осуществляющие финансовую деятельность, самостоятельны в рамках, установленных законодательством. Это проявляется, в частности, в самостоятельности бюджетов всех уровней, в праве местных органов власти вводить местные налоги и сборы и т.д. 6) принцип планирования – деятельность государства по образованию, распределению и использованию денежных фондов осуществляется на плановых началах. Относительно всех денежных фондов ежегодно принимаются планово-финансовые акты, определяющие размеры и источники доходов, суммы и направления расходов. На необходимость финансового планирования указывает и Конституция Республики Беларусь, устанавливая обязательность ежегодного представления исполнительной властью всех уровней бюджетов на рассмотрение и утверждение представительной власти. 7) принцип разграничения компетенции – законодательство четко разграничивает компетенцию органов представительной и исполнительной власти в финансовых вопросах. 8) принцип гласности – информация о финансовой деятельности государства, как правило, не является закрытой, подлежит опубликованию в средствах массовой информации и размещается на официальных сайтах государственных органов и сети Интернет.
Относительно органов общей компетенции, осуществляющих финансовую деятельность, выделим следующее: 1) органы представительной и исполнительной власти выполняют различный объем деятельности в области финансов; 2) основным в их финансовой деятельности является управление финансами государства в целом и отдельных регионов; 3) они, по закону, могут издавать в пределах своей компетенции нормативные акты в области финансов, обязательные для выполнения всеми участниками финансовых правоотношений; 4) органы представительной и исполнительной власти общей компетенции руководит работой специализированных финансовых органов, конкретно занимающихся вопросами мобилизации, использования и контроля за движением государственных денежных средств. Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с главой 3 Конституции Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь от 21 февраля 1995 г. № 3602-XІІ «О Президенте Республики Беларусь», Президент: 1) с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя и членов Правления Национального банка Республики Беларусь, а также освобождает их от должности по основаниям, предусматривается законом, с уведомления Совета Республики; 2) назначается должность и освобождает Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь; 3) определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов; 4) подписывает законы, издает декреты, указы и распоряжения, обязательные на всей территории Республики Беларусь; 5) утверждает основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь; 6) имеет право отменить акты Правительства, решения местных исполнительных и распорядительных органов; 7) заслушивает Правительство и отдельные министерства по финансовым вопросам; 8) осуществляет контроль за финансовым положением республики и состоянием ее денежно-кредитной системы. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. В соответствии с главой 4 Конституции Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. № 370-З «О Национальном собрании Республики Беларусь», Национальное собрание: 1) издает законы, регулирующие, в том числе, и финансовые отношения; 2) рассматривает и утверждает республиканский бюджет; 3) рассматривает и утверждает отчет об исполнении республиканского бюджета; 4) устанавливает республиканские налоги и сборы; 5) Совет Республики дает согласие на назначение Президентом Председателя и членов Правления Национального банка; 6) заслуживает правительство о выполнении государственных финансовых планов. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь. В соответствии с главой 5 Конституции Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 424-З «О Совете Министров Республики Беларусь», Правительство: 1) рассматривает и реализует под контролем Президента и Национального собрания основные направления бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь, согласовывает их с денежно-кредитной политикой; 2) ежегодно разрабатывает и представляет Президенту Республики Беларусь для внесения в Национальное собрание Республики Беларусь проект бюджета Республики Беларусь на очередной финансовый год и отчет о его исполнении; 3) осуществляет регулирование внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь; 4) обеспечивает привлечение, использование и погашение внешних государственных займов (кредитов), формирующих внешний государственный долг Республики Беларусь; 5) выступает от имени Республики Беларусь при предоставлении государственных гарантий Республики Беларусь; 6) определяет меры по обеспечению сбалансированности денежных доходов и расходов населения, улучшению финансового состояния отраслей экономики и использованию кредитных ресурсов.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |